19.Роль ООН в мировой политике. Созданная после второй мировой войны Организация Объединенных Наций является основой существующей системы мировой безопасности. Война всегда рассматривалась в мировой политике как один из способов решения международных проблем. Устав ООН, подписанный большинством государств в 1945г, провозгласил, что неприменение силы в международных отношениях является основой международного права. Мировая политика осуществляется в соответствии с международным правом, основные положения которого закреплены в Уставе ООН. Кроме того в течение десятилетий ООН выработала множество подходов и механизмов урегулирования международных проблем мирными способами. Входят 185 стран. Высший орган — Генеральная Ассамблея (собирается раз в год) и Совет Безопасности (постоянно действующий орган) (куда входят 5 постоянных членов с правом вето — Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и 10 непостоянных (избираются на 2 года. Кроме того избирается Экономический и Социальный совет, Международный суд, секретариат во главе с Генеральным секретарем. Существует мнение, что в период холодной войны ООН играла роль мирового жандарма, а Совет безопасности отражал сложившуюся расстановку сил в мире. Сейчас этого нет — Россия может своим правом вето заблокировать любое решение ООН. Последние события в Косово свидетельствуют о том, что часть мирового сообщества принимает решения в обход ООН. Раздаются предложения о модернизации механизмов ООН. Индия стремится стать постоянным членом, которыми являются признанные ядерные державы). /Кроме 5 общепризнаных ядерных держав — России, США, Англии, Франции, Китая, ядерное оружие есть у Индии, Пакистана, Израиля, возможно у Ирака и Северной Кореи. Роль ООН в мировой политике определяется теми задачами, которые стоят перед мировым сообществом: 1.Мир вступает в эпоху постиндустриального развития. Но современный мир не однороден. Наиболее экономически развитые страны завершают индустриальную фазу развития и переходят к постиндустриальному развитию. Грандиозный прогресс науки в этих странах очень быстро увеличивает разрыв между ними и развивающимися странами. Страны, опаздывающие в развитии, либо живут за счет сырьевых ресурсов, либо стремительно беднеют. Значительная часть современного мира оказывается как бы в зоне неразвития (прежде всего Африка и некоторые страны Азии). Большую часть мировых ресурсов и производимой продукции потребляют развитые страны, оставляя отсталые в нищете, болезнях и войнах. Разрыв между этими странами увеличивается, и в каждой стране увеличивается разрыв между самыми богатыми и самыми бедными, что является потенциальной угрозой социального взрыва. Большинство бедных стран пытается поправить свое положение за счет варварского использования природных ресурсов. Но обнищание этих стран и варварское использование природных ресурсов грозят не только им, но и всему миру социально-демографическими, гуманитарными и экологическими катастрофами. Решить эти проблемы можно только всем мировым сообществом в рамках ООН направляя в эти страны гуманитарную помощь, инвестиции и финансовую помощь социальные программы, здравоохранение и образование. 2.Наиболее остро на сегодняшний день стоят проблемы войны и мира, разоружения и разрешения военных конфликтов. В последние десятилетия в мире полыхало пламя более множества вооруженных конфликтов: в Югославии, Афганистане, Анголе, Сомали, на Ближнем Востоке, Кавказе и т.д. Абсолютное большинство конфликтов носит межнациональный характер. Они развертывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко полномасштабные современные войны. Многие из них осложнялись религиозными и клановыми противоречиями. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армянами и турками (азербайджанцами). В большинстве межнациональных конфликтов справедливого решения для всех враждующих сторон объективно не существует, но придти к компромиссу и остановить военное развитие конфликта можно. Основные важные вопросы, затрагивающие интересы всего мира решаются в рамках ООН. 3.Кроме того перед миром стоит множество проблем в области развития дружественных отношений между странами, осуществления международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального и гуманитарного характера. Под эгидой ООН создано много специализированных органов (ЮНЕСКО — образование, наука, культура; ВОЗ — здравоохранение; МОТ — всемирная организация труда; Детский фонд и т.д. Международные отношения строятся в соответствии с международным правом. Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Широко признано, что принципы Устава ООН не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению: Принцип суверенного равенства государств. Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств а также самостоятельно проводить с вою внешнюю политику. Этот принцип включает следующие элементы: государства юридически равны; каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; каждое государство обязано уважать правосубъективность других государств; территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны; каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН. В Уставе ООН перечисляются законные случаи применения силы. Принцип нерушимости государственных границ. Содержание принципа можно свести к трем элементам: признание существующих границ; отказ от каких-либо территориальных претензий сейчас и в будущем; отказ от любых других посягательств на границы, включая угрозу силой или ее применение. Принцип территориальной целостности государств. государство “должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства”. “Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения”. В связи с этим не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения”. Принцип мирного разрешения международных споров. Согласно Уставу ООН “все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергнуть угрозе международный мир, безопасность и справедливость”. Принцип невмешательства во внутренние дела. В соответствии с Уставом ООН, она не имеет права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства”. Это запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения, а не только на ООН. Принцип всеобщего уважения прав человека. В Уставе ООН обязательства государств по соблюдению прав человека изложены в самой общей форме, и до настоящего времени государства стремятся конкретизировать нормативное содержание принципа всеобщего уважения прав человека. Но непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека по-прежнему остается внутренним делом каждого государства. Принцип самоопределения народов и наций. Принцип декларирует безусловное уважение право каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития. После развала колониальных империй вопрос о самоопределении наций в смысле образования самостоятельных национальных государств в основном решен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21