Отличительной чертой развернувшейся внутрипартийной борьбы было более активное участие в ней местных организаций, активистов и руководителей низшего и среднего рангов, чему в немалой степени способствовали и определенные изменения в системе отбора лидера партии, имевшие место в конце 60-х годов. В ходе выборов нового лидера на парламентариев-тори было оказано сильное давление со стороны партийных организаций избирательных округов, с тем чтобы они голосовали не за Э. Хита и других “умеренных” кандидатов, а за выступившую с крайних позиций М. Тэтчер. Подобная линия поведения мелкобуржуазного в своей основе актива консерваторов отражала не только накопившееся в его среде недовольство политикой правительства Хита, игнорировавшего нужды мелких и средних предпринимателей, но и более общее стремление последних активнее отстаивать свои жизненные интересы, не полагаясь на “добрую волю” партийных верхов. Этим категориям членов и избирателей партии тори, склонным идеализировать “старые, добрые времена свободного предпринимательства”, особенно импонировала “антиэтатистская”, индивидуалистическая фразеология Тэтчер. Впервые получив, таким образом, определенные возможности воздействовать на ситуацию в партии, местный партийный актив консерваторов стал “давить” в направлении правого радикализма, и это сразу же дало ощутимый результат. Однако никакое давление снизу не сработало бы, если бы основные силы консервативного истэблишмента не были заинтересованы в том, чтобы испытать на посту лидера человека новой формации, который должен был придать партии “популистский” облик и тем самым обеспечить ей более широкую поддержку среди избирателей, а также поднять “мораль” внутри самой партии, приостановить тенденцию к падению численности и дееспособности низовых партийных организаций.
Несмотря на обилие программных, политических и пропагандистских материалов, вышедших во второй половине 70-х годов из-под пера представителей “нового торизма”, содержащийся в этих материалах набор идей не отличался особой оригинальностью. Как и в конце 60-х годов, всячески осуждалось “засилье государства”, которому противопоставлялись “индивидуальная свобода” и “личная инициатива”, “свобода индивидуального выбора”, будь то в сфере образования, социального страхования, здравоохранения или в сфере “приложения своих способностей и талантов”[32]. Главным средством осуществления этих принципов должно стать сокращенно прямого налогообложения и финансируемых за счет него государственных расходов на социальные нужды, с тем чтобы “сэкономленные” таким образом средства потребитель мог тратить “по своему усмотрению”. Утверждалось, что, получив необходимую “свободу выбора”, англичане обретут новые стимулы для более напряженной работы, продвижения по службе, повышения квалификации и тем самым смогут компенсировать ослабление государственной “опеки” и обеспечивать себе те социальные услуги, которые до сих пор им предоставляло государство. “Гражданин сам обязан стоять на своих ногах”, а не превращаться в “безынициативного иждивенца государства”, “инициативу трудолюбие, предприимчивость следует поощрять”, а не “зажимать”, “граждане должны иметь право на неравенство” — эти и подобные рассуждения[33], удивительно напоминавшие, а нередко и просто дублировавшие то, что говорилось и писалось в канун выборов 1970 г., подавались на сей раз с еще большой помпой и на гораздо более высоких тонах.
Во всей этой риторике, однако, были и некоторые акценты, которые либо не делались, либо почти не делались в период “тихой революции” Хита. Особенно бросалось в глаза целенаправленное адресование “нового торизма” к мелкому бизнесу. Именно он, по неоднократным заявлениям новых лидеров тори, должен более всего выиграть от демонтажа дорогостоящей “государственной опеки”, именно он получит мощный стимул для своего развития, которое в свою очередь придаст “новый динамизм” британской экономике. Недооценка, пренебрежение в отношении мелкого бизнеса вменялись в вину не только лейбористским, но и предшествовавшим консервативным правительствам. Под аналогию мелкого бизнеса подводилась и более широкая идеологическая база. Именно он, заявляли лидеры тори, является носителем лучших британских традиций — бережливости, сдержанности, инициативы, добропорядочности, честности, неформальных, доверительных отношений между хозяином и рабочим, торговцем и покупателем. “Мелкий бизнес прекрасен” — эти слова стали едва ли не знаменем, под которым развертывалась пропаганда “нового консерватизма”.
Поднимая на щит систему ценностей, свойственную мелкому бизнесу, “новые тори” преследовали далеко идущие социальные и политические цели. Они хотели бы оживить мелкобуржуазные настроения, в той или иной мере свойственные широким массам населения, хотя бы символически приобщить к рекламируемой ими “демократии собственников” основные категории рабочего класса, “новых средних слоев”. Этим целям служил и ряд конкретных предложений и программ тори: участие в акционерном капитале прибыльных национализированных фирм и частных компании занятых в них рабочих и служащих; распродажа муниципальных домов и квартир тем, кто в них проживает; поощрение развития частных систем социального страхования и т. п. В плане чисто политическом эта линия направлена на использование недовольства значительной части сторонников лейбористов (в том числе в рабочем классе и профсоюзах) ростом налогообложения, ухудшением состояния систем социального обслуживания, низкими государственными пенсиями, усилением бюрократии. Так, в программном документе партии “Правильный подход” целью номер один политической стратегии партии объявлялась необходимость “добиться того, чтобы страна жила по средствам” и была восстановлена “здоровая и динамичная смешанная экономика, в которой налоги станут ниже, а прибыли будут иметь возможность выполнять их надлежащую функцию”[34]. Острая необходимость “восстановления прибылей” подчеркивается и в другом программном заявлении партии — “Правильный подход к экономике”[35]. Главный принцип, который “новые тори” стремились пронести во всей системе социальных услуг,— это принцип превосходства частного над государственным, низведение их до уровня “аварийных” служб, рассчитанных лишь на тех, кто не может или, но их мнению, не хочет воспользоваться благам” частных систем.
В то время, как в консервативной партии произошли существенные изменения в идеологических установках, направленных на повышение жизнеспособности тори, политический курс лейбористского руководства, особенно в период его пребывания у власти в 1974— 1979 гг., основывался на “политике согласия” с крупным капиталом и отклонялся все более вправо. В то же время лейбористская партия в целом, ее массовые организации и избираемые демократическим путем высшие партийные органы почти непрерывно эволюционировали влево. Подобного рода разнонаправленность шедших внутри партии процессов не только способствовала усилению борьбы между ее правым и левым крылом, но и привела к углублению противоречий во взаимоотношениях между “массовой партией” и парламентской фракцией, к общему обострению структурно-организационных и политических проблем лейборизма.
Развитие противоборствующих тенденций в лейбористской партии отмечалось большой неравномерностью, в результате чего ни одна из них не доминировала в течение 70-х годов. На протяжении первой половины этого десятилетия, и особенно до февральских выборов 1974 г., ведущей была тенденция к полевению, тогда как во второй половине десятилетия в сфере практической политики возобладала тенденция к поправению, сохранявшаяся вплоть до поражения партии на выборах 1979 г.
Со всей наглядностью эти новые моменты в расстановке сил в партии выявились сразу же после поражения на выборах 1970г. Глубокое разочарование, которое вызвали среди рядовых членов и активистов итоги почти шестилетнего пребывания лейбористов у власти, резкий рост массового рабочего и демократического движения в стране, полевение профсоюзов — все это способствовало дискредитации правореформистских идей и открывало новые возможности перед левым крылом, давало ему реальные шансы овладеть инициативой и перейти в наступление на позиции правого крыла. Не случайно, что именно в начале 70-х годов происходило заметное обновление идейно-политического багажа левого крыла, формулировались концепции и положения, определившие основное направление дальнейшей эволюции его программных и политических требований и установок. В сфере политической миссию глашатая новых идей и нового подхода взял на себя занимавший до конца 60-х годов весьма умеренные позиции бывший министр технологии в правительстве Г. Вильсона А. Бенн. В своих выступлениях в конце 60-х и особенно в начале 70-х годов он довольно быстро перешел с левоцентристских позиций на более последовательно левые позиции,
В опубликованной почти сразу же после поражения партии на выборах 1970 г. брошюре “Новая политика: социалистический поиск” Бенн пытался сконструировать более или менее цельную концепцию политической жизни страны, он выдвинул в этой брошюре ряд предложений, нацеленных на внедрение рабочего контроля и контроля персонала на предприятиях и фирмах, в государственных учреждениях и средствах массовой информации[36].
По мере обострения дебатов в лейбористской партии и перенесения центра тяжести на проблемы социально-экономические Бенн довольно быстро пришел к выводу о необходимости “большего равенства, нового, отличного от нынешнего и более справедливого распределения власти и богатства, доходов и ответственности”[37]. Именно по настоянию Бенна и его сторонников в лейбористскую программу 1973 г. было записано положение о необходимости осуществления “коренного и необратимого сдвига в распределении власти и богатства в пользу трудящихся и их семей”[38].
Существенное значение, однако, имела не сама по себе эта формула, выражавшая лишь в более оригинальной словесной упаковке идеи, традиционно отстаиваемые левым крылом, а конкретные положения и требования, которые были разработаны левым крылом в качестве средств и путей для ее реализации. Эти положения впервые были выдвинуты в ходе острых дебатов в Национальном исполнительном комитете и его подкомитетах в начале 70-х годов. Большая их часть затем под давлением левого крыла вошла в “Лейбористскую программу для Британии” 1973 г. и в ряд последующих программных документов. Один из ведущих участников этих дебатов, экономист Ст. Холланд, в опубликованных в 1975 г. книгах “Социалистический вызов” и “Стратегия социализма”[39] дал развернутую аргументацию выдвинутых в основном по его инициативе идей и предложений, которые продолжают оставаться наиболее адекватным выражением социально-экономических концепций современного левого лейборизма.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29