Рефераты. Исламский экстремизм: роль в мировой политике






Данная стратегия активно используется такой ультроэкстремистской группировкой как "Аль-гамаа аль исламийя" ("Исламская группа"), в прошлом практиковалась "Ат-такфир ва-ль-Хиджра" ("Обвинение в неверии и уход").

Третья концепция исходила из обвинения в неверии не всего общества, а правящей верхушки. Ее суть заключалась в создании законспирированной, широко разветвленной организации, проникновении в армию и госаппарат и, после захвата власти в ходе государственного переворота, постепенная исламизация общества. Данная стратегия применяется такими группировками как "Аль-Джихад", "Мунназамат ат-тахрир аль-исламий", "Хизб ут-тахрир". 20.

Определенное влияние на стратегию и тактику экстремистов оказала Иранская революция. Исследователи указывают, что после нее всеобщее восстание стало рассматриваться как наилучший способ свержения правящего режима, а организация массовых беспорядков - наиболее эффективным методом борьбы против армии и органов безопасности.21

Помимо краткосрочной цели - захвата власти, фундаменталисты планируют в перспективе создать всемирное исламское государство.

По их замыслу, в ХХ веке в него должны были войти около 50 государств Азии, Африки и Европы. В том числе Албания, Босния,

Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргызстан, Таджикистан, территории Кавказа, Израиля. Затем его границы планировалось расширить за счет территории Северной и Южной Америки, Австралии, Гренландии. К 2100 году Земля станет, по их замыслу, единым халифатом со столицей в Саудовской Аравией.22 Подобную же цель преследует и Иран, длительное время пытаясь создать шиитско-имамитские "плацдармы" в Ливане, Турции и Ираке. Несмотря на различия в стратегиях борьбы, все исламские группы выделяют два основных метода борьбы: пропаганду вооруженную борьбу (джихад), однако единства по поводу соотношения этих методов нет.

Так, С. Хавва, лидер сирийских исламистов, считал, что пропаганда должна предшествовать джихаду. Фарадж, один из руководителей египетских "Братьев-мусульман" был склонен ее игнорировать. С. Кутб считал, что оба метода необходимо практиковать параллельно. Пропаганда (метод убеждения) применяется на психологическом уровне индивидумов, в то время как джихад (метод вооруженной борьбы) применяется на уровне общества в целом, причем последнему отводится ведущее место:

"Цель вооруженной борьбы - расчистить путь для метода убеждения".23 На практике соотношение этих двух методов, как считает Э. Сиван, диктуется конкретными условиями, в которых приходится действовать фундаменталистской организации: возможность проникновения во властные и силовые структуры, готовность власти вести диалог изменение политической коньюктуры, социально- экономической ситуации в стране и др. Тот же автор отмечает возможность изменения ориентации исламской организации с реформистской на революционно-террористическую алжирскую (ИФС), и наоборот (ливанская Хизбалла).

Как известно, репрессивная политика властей обуславливает уход организации в подполье и усиление в ней экстремистского крыла. В качестве примера можно привести алжирский ФИС (Фронт исламского спасения), который после запрета его в 1993 г. развязал в стране террор, египетская "Аль-гамаа-аль-исламий", действующая в подполье, практикует исключительно силовые методы и др. В тоже время привлечение членов Хизбалла в состав коалиционного правительства Ливана значительно снизило активность ее военнизированного крыла.

Собственно, соотношение данных методов, применяемых фундаменталистами, позволяет ряду исследователей выделить в фундаментализме радикальное (экстремистское) и умеренное течение 31.

Исходя из концепции "антиисламского характера" общества и государства, радикальное направление выступает за активные, насильственные действия с целью прихода к власти "истинных" мусульман и создания исламского государства. Основной их метод - террор с целью устрашения и пропаганды своих взглядов.

В качестве окончательного этапа захвата власти рассматривается верхушечный переворот или народная исламская революция.

Для умеренного исламского фундаментализма характерно стремление уживаться с гражданским обществом. Для достижения власти умеренные стремятся внедриться в существующую политическую структуру путем завоевания мест в профсоюзах, студенческих советах, благотворительных организациях, советах директоров отдельных компаний и банков. Они готовы использовать уже действующие государственные структуры, добиваться введения шариата через конституцию, действовать в качестве легальной парламентской оппозиции.

Политика умеренных исламских стран отрицает методы дестабилизации, уложена в рамки международного права. В то же время пропагандируется уния исламских государств, основанная на полной унификации их экономической, политической и правовой систем.

Таким образом, оценивая идеологические положения и практику радикального исламского фундаментализма необходимо отметить ряд положений:

1. В основе социально-политической программы исламского фундаментализма лежит идеализация первой общины (уммы) пророка Муххамеда, которая рассматривается как эталон будущего исламского государства.

2. В силу антиисламского характера правящих режимов (в независимости от их политической принадлежности), первоначальной задачей является захват власти и установление "истинного исламского" правления с перспективой образования всемирного исламского государства.

3. Методы, используемые для достижения данной цели, обуславливают условное разделение исламского фундаментализма как политического движения на умеренное и радикальное (экстремисткое) крыло.


ПРИМЕЧАНИЯ


1.     Петрушевский И.П. Ислам в Иране в 7 – 15 вв. Л., 1966.

2.     Цит. по Коровиков А.В. Исламский экстремизм в Арабских странах. М., 1991, с. 43.

3.     См. Васильев А.М. История Саудовской Аравии. М., 1999.

4.     Коровиков А.В. Указ. соч. С. 56.

5.     Поляков К.И. Жизнь и смерть отца "мусульманского братства". // НГ – Религии, 21 10 98. С.4.

6.     См. Коровиков А.В. с. 70.

7.     Там же. с. 71.

8.     Там же. С. 74.

9.     Там же. с. 76.

10. Там же. с. 77.

11. Млечин А.Л. Секта, которая считает, что смерть слаще жизни. // Новое время. 1992. № 17.

12. Коровиков А.В. Указ. соч. с. 84.

13. Там же. с. 80.

14. Коровиков А.В Указ. соч. с. 79.

15. Малашенко Д.В. Мусульманская цивилизация: движение и инерция. //Восток. 1994. № 4. с. 36.

16. Коровиков А.В. Указ. соч. с. 63.

17. Сиван Э. Радикальный ислам: принципы и последствия террористического насилия.//НЭБ. 16 08 99.

18. Коровиков А.В. Указ соч. С. 68.

19. Капитонов К. Отец террора. //НГ – Фигуры и лица. 3 – 10 02 2000.

20. Коровиков А.В. Указ. соч. с. 77.

21. Сиван Э. Указ соч.

22. Сиван Э. Указ соч.

23. Сиван Э. Указ. соч.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАКТИКА ИСЛАМСКИХ ЭКСТРЕМИСТОВ


На данный момент, по мнению А. Игнатенко, в мире насчитывается не менее двухсот исламистских организаций, которые можно характеризовать как экстремистские.1

1.       Наиболее известные из них Исламский фронт спасения (ИСФ) - партия алжирских фундаменталистов созданы в 1989 г. Лидеры Аббаси Мадани и Али Белхадж.

2.       Вооруженная исламская группа создана в Алжире из бывших воинов-афганцев в 1991 г.

3.       Исламская группа (Аль Гамаа аль исламийя) - возникла в Египте в 70-х годах, активизировалась в 1992 г. после возвращения в Египет "афганцев". Лидер - Абу Ясир Ахмад Тоху. Духовный лидер - шейх Омар Абдель Рахман. Базируется в Судане.

4. Священная война (Аль-Джихад). Создана в Египте. Лидер Айман аз-Завахири.

5.Исламская партия освобождения (Хизб-ут такфир аль-ислами) 2

- международная исламистская организация с штаб-квартирой в Иордании. Создана в 1951 г.

-          6 Партия Аллаха (Хизбалла) - проиранская группировка. Возникла в 1973 г. в Ливане. Лидеры Сейид Муххамед Хусейн Фадлалла и Хасан Насрулла. В Турции действует с 1983 г.3

- Исламский джихад - заявляет о себе с 70-х гг. Лидер - Муххамед Тауки аль Исламбули.

- Исламское движение сопротивления (Хамас) возникло в 1987 г. на аккупированной Израилем палестинской территории. Лидеры - Муса Абу Марзук и Абдаль Азиз Рантизи.4

Исламское движение Узбекистана (ИДУ) создано в 1996 г. Лидеры Тахир Юлдашев и Джума Хаджиев (Намангани). 5

В этом ряду стоит отметить сепаратистские движения, принявшие исламский характер: в Индии - Фронт освобождения Джамму и Кашмира

(ФОДК), базирующийся на территории Пакистана, объеденяющий около 15 группировок. Лидер Аманулла Хан; а также на Филлипинах - Исламистский фронт освобождения моро и ультрэкстремистская группировка "Абу Сайяф".6

Эти организации играют деструктивную роль на внутриполитической арене некоторых государств, подчас их деятельность является одним из дестабилизирующих факторов в ряде регионов, ряд из них входит в список наиболее крупных террористических организаций мира.

В 70-80-е гг. существовало множество "организаций-однодневок", которые заявляли о себе единственным более-менее громким терактом, а потом распадались. Это было связано прежде всего с процессом активной радикализации ислама, имевшим место в данный период и реакцией на изменения внутриполитической ситуации ряда мусульманских государств.

Окончание "холодной войны" и разрушение биполярного миропорядка, интенсификация процессов глобализации обусловило совершенно иную политическую и социально-экономическую ситуацию в мире. И, соответственно поставило задачи перед исламистами.

По этой причине деятельность радикальных исламистов на современном этапе отличается большим географическим размахом, более высокой степенью финансовой и материально- технической обеспеченности, организованности, а также большой последовательности в реализации принципа "исламской солидарности" на практике. Как полагает известный пакистанский журналист Ахмед Рашид, в последнее десятилетие ХХ в. возник "новый вид ислама - профессионально террористический". 7 С ним непосредственно связан известный диссидент, саудовский миллиардер Усама бен Ладен, чьи деньги, связи и политические убеждения послужили возникновению исламистской организации нового типа - транснациональной.

Праобразом подобной организации может служить "Аль-Коэда", созданная бен Ладеном в 1989 г. (с 1991 г. "Исламский фронт"), куда вошли несколько сот "афганских ветеранов" из Алжира, Эфиопии, Сомали, Сирии, Египта, Эритреи, Саудовской Аравии, Палестины, Уганды, Пакистана, Боснии и Филлипин.8

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.