Рефераты. Исламский экстремизм: роль в мировой политике






Результатом этой политики явилось создание исламистского движения Талибан.

Стоит упомянуть о факторе внешней поддержки. Не секрет, что многие исламистские организации материально и идеологически поддерживаются извне некоторыми режимами, такими как иранский, саудовский, пакистанский, суданский, а также афганский. По оценкам западных специалистов, Иран ежегодно выделяет до 100 млн.долларов для поддержания исламистских, главным образом, шиитских организаций за рубежом, 34 что является одним из направлений внешней политики.

В интервью французкому телевидению президент Египта Х.Мубарак заявил, что "именно Иран стоит за ростом числа террористических акций. Его действия направлены на подрыв безопасности, не только в Египте, но и во всем регионе".34

По данным МВД Турции, большинство фундаменталистских организаций, действующих в этой стране связано и ИРИ, а крупнейшая фундаменталистская партия "Рефах" ("Благоденствие") до 1998 г. входившая в правительственную коалицию, финансируется Саудовской Аравией и Ираном. 35

Руководство ИРИ долгое время и не отрицало факты поддержки международного исламизма. Как заявлял А. Хаменеи в интервью журналу "Аль-Алям" ИРИ - "экстремистская часть мирового исламского движения", поскольку "сверхдержавы и Запад - самые крупные террористы" и с ними можно бороться только их же методами. "Мы считаем, что только экстремистское движение способно противостоять черному деспотизму крупных мировых держав и добиться успеха. Поэтому мы не только не отрицаем свой экстремистский подход к глобальному деспотизму, но и признаем его и гордимся им." 36

Показательно, что после взрыва в Иерусалиме и Ашкелоне в 1996г., унесших жизни 60 человек, официальное агентство ИРНА охарактеризовало данный факт как кару Божью, уповая на то, что "героизм камикадзе должен служить примером".37

Саудовская Аравия всячески отрицает свою причастность к поддержке исламского экстремизма, однако разного рода благотворительные организации и фонды, координируемые саудовской лигой исламского мира (ЛИМ), такие как "Аль Харамайн", "Ибрахим Аль Ибрахим" и др. заявили о себе в разных странах мира (России, США, Кении, Азербайджане и т.д.) в связи со своей дестабилизирующей активностью.38 Так, в 2000г. решением Министерства юстиции Азербайджана в республике было ликвидировано представительство международного благотворительного общества "Призыв" (Аль-Харамайн), которое под видом благотворительности вело "незаконную деятельность, направленную против азербайджанской государственности, политику разжигания межрелигиозной розни.39 Эксперты отмечают, что дестабилизация внутриполитической ситуации в ряде регионов, таких как Северный Кавказ и Средняя Азия, выгодна нефтедобывающим арабским государствам в плане сохранения своего лидирующего положения (например, препятствие выхода на мировой рынок богатейших углеводных ресурсов данных регионов).40

В списке государств, поддерживающих терроризм (в данном случае исламский экстремизм) значится также и Пакистан. Прежде всего благодаря поддержке им кашмирских сепаратистов и афганских талибов.

Неурегулированность межгосударственных противоречий между Пакистаном и Индией относительно проблемы Кашмира является в данном случае основной причиной поддержки исламистов, действующих в Индийском штате Джамму и Кашмир.

С 1988 г. по словам лидера сепаратистского Фронта освобождения Джамму и Кашмир (ФОДК) Амануллы Хана, на территории Пакистана находятся 60 лагерей подготовки боевиков.41 В одном из выступлений на 30 сессии "Совета Азад Джамму и Кашмира") подчеркивалось, что "Пакистан продолжит политическую и дипломатическую поддержку кашмирского народа за свое самоопределение".42

Кроме того Пакистан оказывает дипломатическую и военную поддержку афганским талибам. По сообщению газеты "Хинду" более 5000 студентов, обучавшихся в пакистанских медресе были направлены на пополнение рядов талибов только в 1999г. 43 В октябре 2000г. лидер Северного альянса Ахмад Шах Масуд передал в ООН список регулярных частей Пакистана, воюющих на стороне талибов, а также карты и точным расположением пакистанских войск на афганской территории, имена командиров, графики передвижения воинских и транспортных конвоев с территории Пакистана в Афганистан. 44

В этой связи нельзя не упомянуть о роли движения Талибан в распростронении идеологии исламизма. ДТ является первой интернациональной религиозно-военной общиной, лидеры которой прямо заявляют о максимальном расширении зоны "исламского явления".

По данным Северного альянса в боях на севере страны до 40% из 50 тысяч талибов составляют иностранные наемники. Это подтверждается и западными дипломатическими источниками. По их данным, на стороне талибов воюют не менее 3 тысяч пакистанцев, свыше тысячи арабских боевиков Усамы бен Ладена, несколько сотен боевиков ИДУ, а также филлипинцы, бангладешцы, кашмирцы, чеченцы и уйгуры из китайского Синьцзяна.45 По мнению участников, проходивших в Душанбе в ноябре 2000г. международной конференции "Таджикистан-Россия: проблемы региональной безопасности", на территориях, подконтрольным талибам, создана мощная инфраструктура, ориентирована исключительно на силовое достижение декларируемых политических целей. Стремление ДТ к экспансии обусловлено превращением ими Афганистана в один из мировых центров производства наркотиков и подготовки боевиков для различных исламских экстремистских организаций. На афганской территории находятся около 50 лагерей, где проходят диверсионную, террористическую подготовку и идеологическую обработку боевики из многих стран мира, в т.ч. из Чечни, Центрально-Азиатских государств СНГ, стран Ближнего Востока и Китая.46

В Афганистане скрывается один из главных спонсоров международного терроризма Усама бен Ладен, выдачи которого безуспешно добиваются США. Позицию ДТ по этому поводу изложил его духовный лидер мулла Маххамед Омар в интервью для афганской прессы, заявив. что экстрадиция бен Ладена, помогавшего им в джихаде против "шурави" (т.е. советских войск), равносильно отказу от одного из "столпов веры".

В международном экспертном сообществе есть подозрения, что ряд государств предоставляет исламистам убежище в расчете на то. что на территории этих государств исламисты не будут совершать терактов, а также с целью использования исламистов во внешней политике как инструмент давления на страны, откуда родом те или иные исламистские группы. Например, в Великобритании находится большинство организационных центров радикальных исламистов; таких организаций как

Международный исламский фронт (МИФ), исламский фронт спасения (ИФС), Вооруженная исламская группа, священная война и др. В апреле 1998 г. в Великобритании разразился скандал в связи с заявлением бывшего сотрудника британской контрразведки Д. Шейлера о попытке устранения ливийского лидера М. Каддафи с помощью ливийских исламистов, на что было затрачено 100 тыс.ф.ст. Из Лондона действует т.н. "Иранский национальный конгресс", объединяющий оппозиционеров-иммигрантов, включая исламистов. В соответствии с "законом об освобождении Ирака", утвержденным Конгрессом США, ему идет основное финансирование (97 млн.долларов), предназначенных на проведение акций в отношении Ирака, в т.ч. террористических, главной целью которых является свержение режима Саддама Хусейна.48

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что возникновению исламского экстремизма послужили внешние и внутренние факторы развития мусульманских стран. причем безусловно большее влияние на этот процесс оказали внутриполитические факторы, такие как крайне низкие темпы экономического развития, сложная демографическая ситуация, безработица, низкий уровень жизни подавляющего большинства населения, авторитетные политические режимы и их репрессивная политика в отношении оппозиции, кризис национальной идеологии и т.д.; которые позволили создать массовую социальную базу для исламистской оппозиции светским, секулярным политическим режимам.

Особенности ислама как религии в совокупности с культурно-исторической традицией, бытующей в государствах исламского региона, позволили придать политической оппозиции именно религиозную форму.

Внешние проблемы межгосударственных противоречий в данном случае играют вспомогательную роль, однако во многом благодаря им, исламизм радикализируется, приобретая дополнительный динамизм, формируется как самостоятельная политическая идеология.

 

ПРИМЕЧАНИЯ


1. Сиван Э. Политический экстремизм. НЭНБ.

5. Игнатенко А.А. Жданов Н.В. Ислам на пороге ХХI века., М. 1989 г., стр.21

6. Петровский Б. Удар по исламистам // Независимая газета 14.02.98г. № 25 стр.6

7. Беляков В. Кошмары каирского губернатора // Труд 10 июня 1998 г. стр. 4

8. Игнатенко А.А. Халифы без халифата М., 1988г., стр.23

9. Долматова С.А. Развивающиеся страны: образование и занятость М., 1993г. стр.64


10. Игнатенко А.А. Жданов Н.В. Указ. соч. стр.22

11. Ланда Р. Маргиналы Востока: идеология отчаяния // Азия, Африка сегодня 1994 г. N 7 стр.7

14 Мендел М.,Мюллер З. Исламский фундаментализм в Египте. Социальные и социально-психологические аспекты // Мусульманские страны. Религия и политика ( 70-80 гг.). М.1991,с.75

15 См.об этом, напр.:

Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. Л., 1966 г. стр.80-83. Ислам.

Энциклопедический словарь М., 1991 г. стр.66-67.

16. См.об этом: Сюкияйнен Л.Р. Концепция мусульманской формы правления и современное государствоведение в странах Арабского Востока // Социальнополитические представления в Исламе. История и современность. М., 1987 г. стр.45-69

17. Игнатенко А.А., Жданов Н.В. Указ.соч. стр.25

18. См. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994, №1

19. См. об этом: Фурсов А.И. Мир-системой анализ: интерпритация И.Валлерстайном периода 1945-1990 гг. (Основные идеи и оценки) // Восток 1992. № 3, стр. 32-55

20. Малашенко В.А. В поисках альтернативы. Арабские концепции путей развития М. 1991 г. стр.74

21. Цит. по Малашенко В.А. стр.77

22. Мирский Г.И. Роль армии в политической жизни стран "третьего мира"

М., 1989г. стр.23

23 Малышева Д.Б. Алжирский конфликт: уроки для России ?//МэиМО. 1996,№ 10,с.56

24. См. Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта, М., 1991.

25. См. например Игнатенко А.А. Халифы без халифата, М., 1989.

26. Цит. по Филиппова М.И. Общественные функции ислама в современном американском исламоведении // РЖ. Общественные науки в СССР. Сер. 5, № 6 1990. с.17

27. См. например Пономарев В. На грани начала войны //"Независимая газета 11.10.2000

28. См., например, Абазов Р.Ф. Исламское возрождение в

центральноазиатских новых независимых государствах // Полис 1995г. N 3 стр.37

29. Игнатенко А.А., Жданов Н.В., Ислам на пороге XXI века М., 1989г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.