Рефераты. Исламский экстремизм: роль в мировой политике






Сюжеты, затрагивающие тему исламского фундаментализма, не могли быть не затронуты в фундаментальной монографии А.М. Васильева, посвященной истории государства Саудовская Аравия, где, одна из разновидностей исламского фундаментализма - ваххабизм, - как известно, является официальной религией.19

Интерес собственно к религиозному в данном случае исламскому экстремизму возник в 80-х годах и был связан не в последнюю очередь с событиями на Ближнем Востоке. Кризис арабского национализма вследствие поражения арабо-иранских войнах вызвал всплеск фундаменталистских настроений в мусульманских странах, в том числе в наиболее радикальных формах (как, например, в Ливане).

В западной литературе появились публикации, в которых делались попытки выделить из общей массы религиозно-политических организаций экстремистские и умеренные, где главным критерием выступали методы деятельности. Так, Х. Ансари выделял из египетской "Аль-гаама аль-исламий" "воинствующих исламистов", основной обязанностью которых являлся "джихад" (в данном случае - вооруженная борьба) против неверных. О. Карре выделял фундаменталистские организации:

1) поддерживающие власти и участвующие в какой-то мере в управлении страной (пр. суданские "Братья-мусульмане" в период правления Нимейри);

2) выступающие как группы давления (египетские "Братья-мусульмане" при А. Садате);

3) ведущие вооруженную борьбу против режима (сирийские "Братья-мусульмане" в конце 70-х гг.).

Такой исследователь как Н. Айюби разделял фундаменталистов исходя из "интенсивности их эмоций" и тех методов, которые они используют чтобы добиться своих целей.20

Среди отечественных исследований на данную тему необходимо упомянуть работу А.А. Игнатенко "Халифы без халифата: неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке".21 В этой связи следует упомянуть также монографию А.В. Коровикова "Исламский экстремизм в арабских странах."22 Работа обращает на себя внимание прежде всего тщательным анализом сочинения С. Кутба "Вехи на пути", а также критерием выделения собственно экстремистов. В его качестве выступает понятие "такфира" ("Обвинения в неверии"). В отличие от "умеренных", которые считают "вестернизированных" мусульман правоверными, хотя и грешными, экстремисты полагают, что они утратили право называться мусульманами, являются неверными (кафирами). Т.о. понятие экстремизма, по мнению Коровикова А.В., во-многом понятие идеологическое, нежели политическое. Следует отметить, что работа А.В. Коровикова работа написана на материале ограниченного ряда стран- Египта, Иордании и Сирии.

Следует отметить, что ряд авторов считают разделение исламистов на "умеренных" и "радикалов" нецелесообразным в силу единства их целей. Например, Э. Сиван полагает, что проводить различие между умеренными и экстремистами означает упускать из виду то обстоятельство, что выбор "лекарственных средств" (т.е. методов борьбы) производится исключительно с точки зрения практического применения и зависит от обстоятельств... каким ни был образ действий, цель одна - захват политической власти..."23 Подобного мнения придерживается и Д.А. Малышева. 24

В 90-е годы в связи с актуализацией данной темы, появляется множество публикаций не только в научной периодике, но и в прессе. Публикации в прессе содержат не только аналитический материал, но и порой достаточно аргументированное фактическое изложение событий, т.е. они, в каком-то смысле могут рассматриваться и как исторический источник. Обращают на себя внимание статьи, посвященные отдельным религиозно-политическим организациям и движениям, истории их создания и практической деятельности. Среди них можно упомянуть статьи Л. Млечина, П. Принина, Д. Зеленина, посвященные Хезболла ("Партия Аллаха")25, а также публикацию Я. Борового о Хамас ("Исламское движение сопротивления").26 В последние годы вследствие активизации исламистов в среднеазиатских государствах, СНГ, особое внимание СМИ уделяет Исламскому движению Узбекистана (ИДУ), а также "Хизб-ут-тахрир", их дестабилизирующей активности в данном регионе, а также их связям с международным терроризмом.27

Необходимо отметить, что первоначально интерес СМИ к исламским организациям был связан прежде всего с террористической практикой, лишь в последнее десятилетие в связи с актуализацией для российского общества проблемы исламского фундаментализма, появилось более взвешенное и осмысленное отношение к данной теме. особое внимание стало уделяться в этой связи внутриполитическим фактором возникновения религиозного экстремизма, его конкретным целям и задачам.28

Следует сказать о том, что если в конце 80-х гг. некоторые исследователи говорили о бесперспективности исламского экстремизма вследствие поражения Ирана в военном противостоянии с Ираком,29 то в настоящее время ряд авторов прогнозирует долгое воздействие "исламского фактора" на мировую политику.30

В качестве источников при написании данной дипломной работы использовались материалы периодической печати: статьи, репортажи, интервью с деятелями ислама и отечественными специалистами. Кроме того, был привлечен труд одного из теоретиков фундаментализма Абу аля-Маудуди31

Основная цель работы состоит в попытке дать обобщенный образ современного исламского экстремизма, опираясь главным образом на выводы исследования отечественных авторов, а также анализ материалов периодической печати в качестве источниковедческой базы. Задачи, вытекающие из поставленной цели состоят в том, чтобы:

1) выявить основные причины подъема современного исламского экстремизма;

2) проанализировать идеологию современного исламского фундаментализма, раскрыть его соотношение с таким явлением как исламский экстремизм;

3) дать характеристику главным направлениям практической деятельности исламских экстремистов;

4)              охарактеризовать роль исламского экстремизма в системе международных отношений.

Этим задачам соответствует структура работы: введение, четыре главы, заключение, библиографический список, примечания.

Основные методы, использованные в работе – аналитический и иллюстрированный.


ПРИМЕЧАНИЯ


1.                 Современный ислам. СО. 1994.

2.                 Галкин А.А. Социология неофашизма. М., 1971; Грачев А.С. Политический экстремизм. М., 1986; Барыгин В.Н. Социальная база, движение крайне правых в Западной Европе. М., 1991.

3.                 Грачев А.С. Тупики политического насилия. Экстремизм и терроризм на службе международной реакции. М., 1982. с. 84.

4.                 Словарь-справочник по социологии и политологии. Сост. Тадевосян Э.В. М., 1996. с. 468.

5.                 Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990.

6.                 Показательно, что в капитальной монографии Л.Р. Полонской и А.Х. Ваффы "Восток: идеи и идеология (критика буржуазных и мелкобуржуазных концепций "третьего пути развития")

7.                 Арабаджян З.А. Иран: власть, реформы, революция (19 – 20 в.) М., 1991

8.                 Арабаджян Указ. соч.

9.                 Ланда Р.Г. Есть ли будущее у исламского фундаментализма в Алжире? //Восток. 1993. № 1. с.138.; Исламизм в Алжире: апогей или спад? //Азия Африка сегодня.1991. № 9. с.6

10.             Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. международно-правовые и гуманитарные аспекты. М., 1991 г.

11.             Трофимов Д.А. Исламский фундаментализм в арабских странах // Восток, 1992 г. N 1

12.             Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. М., 1996 г. стр.10-11

13.             Трифонов Е. Россия всегда была частью Европы. Игра в Евразийское пространство противоестественны // НГ- сценарии N4 1998 г. стр.7

14.             Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм // Вопросы истории 1993 г. N1 стр.32

15.             Ислам: проблемы идеологии, права, политики, экономики. М. 1986 г.

16.             Микульский Д.В. Ислам и общество // Вопросы философии, 1993г. N12 стр.16 15. Указ.соч. стр.17

17.             Там же.

18.             Игнатенко А.А. "Зеленый Internetционал" // Нг - Религии 7.04.1999г. стр.4

19.             Малышева Д.А. Исламо-фундаменталистский проект в реалиях современного мира // МЭиМО 1999 г. N7, стр.110

20.             Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1754г. - конец ХХ в) М., 1999г.

21.             Коровиков А.Г. Указ.соч. стр.16

22.             Игнатенко А.А. Халифы без халифата: неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке., М., 1988 г.

23.             Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990г.

24.             Сиван Э. Радикальный ислам: причины и последствия террористического насилия // НЭБ 1999г.

25.             Малышева Д.А. Указ.соч. стр.112

26.             Млечин.Л. Секта, которая считает, что смерть слаще жизни // Новое время 1992. N17 стр.11

27.             Принин П. Партия Аллаха готова к войне. // Эхо планеты 1993 № 38

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.