Рефераты. Билеты и ответы по обществознанию (2004-2005 уч. год)






p> . именение духовных ценностей;

. снижение общего культурного уровня населения;

. низкий уровень государственного финансирования культурных и научных центров;

. слабость правовой базы, которая была бы призвана регламентировать культурные процессы

Билет № 15

1. Прогресс и регресс. Критерии прогресса.
1. Прогресс - направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.
Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей
(Л. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно- экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т, е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
2. Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый конец истории либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).
Так А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил
21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения.
Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера, Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.
Регресс - обратное движение от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.
Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой.
Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?
3. Что является критерием прогресса: а) французские просветители (Л. Тюрго, М. Кондорсе и др.) - развитие разума, степень разумности общественного устройства. б) А. Сен-Симон - состоянию общественной нравственности. в) Г. Гегель - степень сознания свободы. г) К. Маркс - развитие производительных сил.
Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека или, как говорят, по степени человечности общественного устройства.

2. Политический статус личности.
1. Политический статус личности - положение человека в политической системе общества, совокупность его неотъемлемых политических прав и свобод.
Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: а) избирательное право - то есть право избирать и быть избранным б) свобода слова, мысли, совести, мирных собраний, создания союзов и объединений. в) право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти.
2. Для определения политического статуса личности важны политические функции, роли, которые она в ней выполняет.
Политическая роль личности – это ф-ии, к-е выполняет ч-к, в соответствии с его пол. статусом.
3. Виды пол. участия: а) разовое б) эпизодическое в) временное г) постоянное
4. Политическая социализация личности - процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль.
Этапы политической социализации личности: а) 1-й этап — детство и ранние юношеские годы, когда ребёнок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения; б) 2-й этап — период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности; в) 3-й этап — начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики; г) 4-й этап — вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.
Итогом политической социализации становится принятие и выполнение им какой-либо политической роли.
Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.
Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе и школы), общественными организациями, средствами массовой информации и пр. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).

Билет № 16

1. Развитие знаний об обществе, Общественные науки.
1. В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы и направления. а) мифологическое сознание (предания и мифы народов мира). б) философские учения древности об обществе и общественном развитии
(древнеиндийские Веды, даосская школа, конфуцианство, учения Платона и
Аристотеля). в) Социальные учения средневековья (Фома Аквинский, схоластика). г) Философия нового времени (теории общественного договора Т. Гоббса,
Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, экономическое учение А. Смита, теории социалистов- утопистов, социологическое учение О. Конта, марксистская теория). д) Обществознание XX века (теория ценностей М. Вебера, технократизм, экзистенциализм).
2. Общественные науки: а) социология, б) политология, в) культурология, г) история, д) религиоведение, е) экономика и мн. др.
3. Специфика социального познания в том, что: а) Оно является процессом самопознания: общество познает само себя, ученые включены в общественную жизнь, которую они изучают. б) Социальное познание тесно связано с интересами общественных классов, слоев, групп, страт. в) Социальная реальность — продукт сознательной деятельности людей. г) Ученые, исследующие общество, имеют ограниченные возможности изучать интересующие их явления и процессы на основе непосредственного эксперимента, наблюдения, опыта. д) В общественных науках особенно значительна роль гипотез, интерпретаций, субъективных оценок. Научная истина об обществе, как правило, складывается из множества различных предположений и заключений, по сути своей она есть результат диалога.

2. Религия, ее место в системе отношений человека и окружающего мира.

Атеизм.
1. Религия является одной из древнейших и основных форм духовной культуры.
Религия – опред. взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.
Основой религии является вера.
2. Религиозная вера складывается из: а) веры - убеждения в истинности основ религиозного учения; б) знания наиболее существенных положений вероучения; в) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку; г) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.
3. Типы религий: а) монотеистические - основанные на вере в единого Бога б) политеистические - исповедующие многобожие в) ритуальные - с акцентом на выполнение определенных культовых действий г) религии спасения - признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе, д) национальные - связанные с определенным народом или народами
. синтоизм (у японцев),
. конфуцианство (у китайцев),
. иудаизм (у евреев). е) мировые (не признающие национальных различий).

. буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.)

. христианство (возникло в начале I тыс. н. э.)

. ислам (возник в VII в. н. э.)
4. О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные: а) Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий. б) Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства, тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной. в) Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. г) К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, силой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека. д) Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
5. Атеизм - отрицает существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил и религии.

Билет № 17

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.