Билет №1
1. Понятие «о-во». Сферы о-ой жизни. 1. В узком смысле – опред. группа людей, объед. для общения, совмест. д-ти, взаимопомощи и поддержки д/д.
- оперд. этап историч развития чел-ва или конкретной страны.
В широком смысле – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мат. мира, находящаяся в постоянном историч. развитии, состоящая из индивидуумов, включающая способы взаимодействия и формы объед. людей. 2. Для удобства изучения общества в целом, его условно разделили на сферы: а) экономическая (матер. пр-во, отношения м/у людьми в процессе пр-ва и т.п) б) социальная (структурные образования (классы, слои, нации), и способы их взаимод.) в) политическая (политика, гос-во, право и др.) г) духовная (религия, наука, образование, мораль, культура и т.п)
2. Рыночные отношения в совр. экономике. 1. Рынок - совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. На главные вопросы отвечают предприниматель и потребитель 2. Основные системы рынка: а) рынок товаров б) рынок рабочей силы в) рынок капиталов ж) рынок информации. 3. Признаки рынка: а) нерегулируемое предложение б) нерегулируемый спрос в) нерегулируемая цена 4. Основными признаками свободного рынка являются следующие: а) неограниченное число его участников; б) абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг; в) наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке (о ценах, спросе и предложении, размерах получаемой прибыли и т. д.); г) мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг; д) невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими проивводителями. 5. Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка являются:
а) Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. б) Предложение — это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время. в) Цена - денежное выражением стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами производителя. 6. Механизм товарного рынка регулируется двумя законами: а) законом стоимости б) законом спроса и предложения 7. В реальности на рынке формируются две цены: а) цена спроса — та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар; б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар. Рыночная цена - цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения и подниматься выше цены спроса. В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом.
Билет №2
1. Человек, индивид, личность. 1. Человек – самое загадочное существо. Одна из специфических особен. ч-ка – это свойство задумываться о себе. 2. Со временем сформировались два подхода к изучению ч-ка: а) извне – ч-к в сравнении с природой, о-вом, Богом, самим собой. б) изнутри – ч-к с точки зрения биологического строения, психики, нравственной, духовной, обществ. жизни. 3. Формирование познания о ч-ке: а) Др. Греция – мера всего существующего б) Средние века – образ и подобие Бога в) Возрождение – безграничность творческих возможностей ч-ка г) кон. ХVIII-ХIХ – творец духовной жизни, культуры, носитель всеобщего идеального начала – духа или разума 4. Индивид – характеристика ч-ка как одного из людей, описывает ч-ка с точки зрения его самобытности, особен. 5. Индивидуальность – отличие ч-ка от др. людей, подразумевая не только внеш. облик, но и всю совокуп. соц. значимых качеств 6. Личность – ч-кий индивид как субъект отношений и сознательной д-ти, обладающий совокуп. соц. значимых черт, свойств и качеств, к-е он реализует в о-ой жизни.
2. Экономическая сфера жизни о-ва. 1. Экономика в широком смысле - систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития. 2. Существует понятие производительные силы о-ва, т.е. совокупность средств производства и рабочей силы, необходимых для достижения целей, связанных с получением необходимых им благ. Производительные силы — это люди, обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства, а также технология и организация процесса производства. 3. Две взаимодополняющих друг друга сферы экономикки: а) материальное производство - изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т. д.) б) непроизводственная сфера - создание духовных, культурных и иных ценностей и оказание аналогичных услуг (образовательные, медицинские и т. д.). Производственными отношениями – отношения в к-е люди вступают между собой процессе производства. 4. Основу экономических отношений в любом обществе составляют отношения собственности на средства производства.
Собственность в широком смысле - отношения между человеком или группой людей, с одной стороны, и предметами и вещами, с другой стороны. 5. Несколько типов собственности: а) общая собственность - все средства производства и произведенные блага принадлежали объединенным в коллективы людям. б) частная собственность - отдельные люди относились к средствам производства как к принадлежащим лично им. Частная собственность — это форма юридического закрепления за человеком прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, которое он может использовать не только для удовлетворения личных потребностей, но и для ведения коммерческой деятельности. в) смешанная собственность - сочетаются признаки первых двух типов.
. корпоративная собственность, или акционерного общества - капитал такого общества образуется в результате продажи ценных бумаг — акций, которые свидетельствуют о том, что их владелец внес свой вклад в капитал корпорации и имеет право на получение дивиденда.
. индивидуальная частная собственность
. государственная собственность - государство сосредоточивает в своих руках предприятия и отрасли, имеющие стратегическое значение для существования и развития страны (железные дороги, предприятия связи, атомные и гидроэлектростанции и т. д.), приватизацию которых оно считает нецелесообразным.
. кооперативная собственность - группа людей, объединившаяся для совместного использования некоторого имущества, осуществляет управление этим имуществом.
. коллективная собственность - собственником является коллектив этого предприятия, который принимает участие в управлении процессом производства
Билет № 3
1. Человеческая деятельность, ее многообразие. 1. Деятельность - форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. 2. В структуре любой деятельности принято выделять: а) объект – то, на что направлена д-ть б) субъект – тот, кто производит д-ть (чаще всего ч-к) в) цель – осознанный (идеальный) образ того будущего результата, на достижение к-го направлена д-ть г) средства достижения в) результат 3. Мотив д-ти – желание удовлетворить свои потребности 4. Потребности: а) физиалогические б) социальные в) идеальные 5. Важную роль в мотивах д-ти играют убеждения. Убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. 6. Существуют различные класификации видов д-ти. Одна из них делит д-ть на: а) практическую - направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Включает в себя:
. материально-производственную - преобразование природы
. социально-преобразовательную - преобразование общества б) духовная деятельность - изменение сознания людей. В нее входят:
. познавательная - отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях
. ценностно-ориентировочная - определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения
. прогностическая - планирование или предвидение возможных изменений действительности. Также к д-ти относят: а) творческую – порождает нечто новое, никогда ранее не создававшееся б) трудовая – отличительные черты – практическая полезность, наличие результата в) игровая – важен на результат, а процесс
2. Россия на пути к рыночной экономике. 1. Переход к рыночной модели экономического развития в России был начат правительством России в октябре 1991 г. Основными направлениями первой программы радикальных экономических реформ были: а) переход к свободному ценообразованию б) разгосударствление и приватизация государственных предприятий в промышленности, торговле и сфере услуг. 2. С помощью этих мер авторы программы рассчитывали, с одной стороны, ослабить существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит, а с другой стороны, создать в России новый класс — класс собственников. 3. Результаты экономических реформ противоречивы: а) самая серьезная проблема стала проблема освоения населением новой системы ценностей и формирование у граждан качеств, необходимых для успешного ведения своего дела в условиях рынка: инициативности и ответственности. б) переход к свободному ценообразованию, так называемая либерализация цен, привел фактически к конфискации денежных средств у населения, резкому снижению уровня жизни. Государство оказывало поддержку лишь слоям населения не способным позаботиться о себе сами: сиротам, инвалидам, пенсионерам. Однако несмотря на многочисленные заявления и предпринимаемые усилия, до сих пор не удается обеспечить этим категориям граждан минимальный жизненный уровень. в) лишение населения накопленных денежных средств не позволило достичь эффективности при реализации программы разгосударствления и приватизации. 4. Разгосударствление - процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности, а в конечном итоге — многоукладной экономики. 5. Приватизация - процесс передачи государственной собственности в частные руки. 6. Формы приватизации: а) бесплатная раздача гражданам части государственной собственности б) аренда с последующим выкупом в) преобразование государственных предприятий в акционерные общества г) выкуп предприятий на конкурентной основе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9