Рефераты. Билеты и ответы по обществознанию (2004-2005 уч. год)






p> 2. Социальный статус личности, социальные роли личности.
1. Социальный статус – положение ч-ка в о-ве, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением профессией, семейным положением.
2. Социальные статусы бывают: а) предписанные - национальность, место рождения, социальное происхождение и т.п. б) приобретенные, достигнутые - профессия, образование и др.
3. В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его структуры. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот.
Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.
Иерархия статусов формируется под влиянием двух факторов: а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек; б) системы ценностей, характерной для данного общества.
Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов.
Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.
4. Социальная роль – совокупность действий, к-ые должен выполнять ч-к, занимающий опред. место (положение) в данном о-ве.
Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.
Совокупность социальных ролей, к-е ч-к играет в обществе называется ролевой системой.

Билет №9

1. Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальный явлениям.
1. Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания.
2. Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания.
Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов — субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений.
3. Социальное познание начинается с установления социальных фактов.
Различают три вида таких фактов: а) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; б) продукты материальной или духовной деятельности людей; в) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
Отбор и интерпретация (объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.
4. Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины.
Истина - соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что: а) объект познания - общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются; б) ограничена возможность применения, эксперимента, т.к. воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно. Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.
5. Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то можно говорить об установлении только относительных истин.
6. Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно- исторического подхода к социальным явлениям.
Основными требованиями конкретно-исторического подхода являются: а) изучение не только ситуации, но и тех причин, результатом которых она явилась б) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом; в) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).
Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей.
Исторические закономерности - общие черты, к-ые присущи определенной группе исторических явлений.
Сущность конкретно-исторического подхода и цель социального познания – выявление исторических закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период.

2. Государство, его признаки.
1. Государство — важнейший институт политической системы общества.
Существуют разные теории происхождения г-ва: а) договорная б) классовая в) теологическая г) патриархальная в) насильственная
Государство – механизм насилия, выражения интересов одних соц. групп и подавления других. (классовая и насилия)

- полит. институт, выражающий о-ые интересы в целом и защищающий их (остальные)
2. Признаками государства, отличающими его от догосударственных
(первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются: а) суверенный характер власти б) территориальная организация власти в) исключительное право на сбор налогов и денежную эмиссию г) публичный характер власти д) принудительный характер власти е) государственные атрибуты (гимн, герб, флаг).
3. Особые признаки г-ва, отличающими его от других политических о-ых организаций, являются: а) суверенитет - полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене; б) правотворчество - только государство может издавать нормативно- правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны; в) монополия на легальное применение насилия.
4. Г-во выполняет определённые ф-ии. По объекту воздействия функции г- ва могут быть разделены на: а) внутренние
. экономические – координация экон. процессов, а иногда и управление экономикой
. социальные - организация системы социального обеспечения
. культурно-воспитательные формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения
. образовательные
. правовые - поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка
. политические б) внешние
. осуществление международного сотрудничества
. организация обороны государства.
Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, отстраняясь из: экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Но в кризисные моменты развития страны государство должно оказать стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

Билет № 10

1. Духовное производство и духовное потребление.
1. Духовное производство - производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом.
2. Продуктом духовного производства являются идеи, теории, понятия, законы, духовные ценности, а также сами индивиды и складывающиеся между ними общественные связи.
3. Отличительная особенность духовного производства состоит в том, что его продуктом являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.
Чаще всего выделяют три вида духовного производства: а) наука - теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

Вид духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.).

Огромную роль приобретают научные модели общественного развития, с помощью которых общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития. б) искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Создавая художественные образы, которые с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности. в) религия - создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии о-ва, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способность вычленять общее и особенное в окружающем мире.

Возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.
4. Духовное потребление - удовлетворение духовных потребностей человека: познавательной, эстетической потребности в обмене идеалами и ценностями.
Основным свойством духовного потребления, отличающим его от материального, является его всеобщий характер. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем, являются достоянием всего человечества.

2. Политическая система общества, ее структура.
1. Политическая система о-ва - совокупность всех сущ. в о-ве пол. структур, отношений и действий, т.е. всего, что связано с пол. властью.
2. Функции политической системы общества разнообразны: а) определение целей, задач, путей развития общества; б) организация деятельности общества по достижению поставленных целей; в) распределение материальных и духовных ресурсов; г) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса; д) разработка и внедрение в общество различных норм поведения; е) обеспечение стабильности и безопасности общества; ж) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни; з) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.
3. По политическому режиму, характеру и способу взаимодействия власти, личности и общества все политические системы могут быть разделены на: а) тоталитарные, б) авторитарные в) демократические.
4. Четыре основных элемента (подсистемы) политической системы: а) институциональная (политические институты):

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.