. Суждение - есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.
. Умозаключение - получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления. Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме. 5. Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. 6. Истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
7. Характерной чертой истины является наличие в ней сторон: а) объективная - показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. б) субъективная - указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего. 8. Принято выделять истину: а) абсолютная - полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. б) относительная - неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития. 9. Движущей силой процесса познания, а также критерием истины являются подходы: а) практический (эмпирики) б) формально-логический (рационалисты) - применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику
2. Социальная структура.
Тенденции изменения социальной структуры российского о-ва. 1. Социальная структура (стратификация) – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих общностей и отношений между ними. 2. Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum — слой, пласт. Страты - большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре о-ва. Основой стратификационной структуры о-ва является естественное и социальное неравенство людей. Критерием неравенства людей служит: а) К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственности и уровень его доходов. б) М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. в) П. Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в о-ве. г) Сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали учитывать социальные функции, к-е выполняют те или иные социальные слои в о-ве. 3. Социальная общности – это реально существующие совокупности людей, связанные едиными признаками. а) классы б) сословия в) соц. группы г) соц. слои Социальные отношения – это отношения между устойчивыми социальными общностями людей 4. Следует сказать, что каждый ч-к имеет свой социальный статус. Социальный статус – это положение ч-ка в о-ве, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Социальная мобильность – возможность ч-ка переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Виды соц. мобильности а) вертикальной мобильности – переход с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус б) горизонтальной – переход из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне Высокий показатель вертикальной социальной мобильности при иных равных условиях считают важным свидетельством демократичности общества. 5. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия в России отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным переменам: а) К высшей страте (или элите) (они составляют около 3—5% населения) сегодня могут быть отнесены представители: . буржуазии . государственного аппарата, . интеллектуалы, занятые в сфере финансового бизнеса б) средний класс (10 до 15%) - к нему в основном будут принадлежать: . представители класса предпринимателей, . рабочие, занятые высококвалифицированным трудом, . работники умственного труда. в) низшая страта (~80% населения) - это: . рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, . канцелярские служащие. Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер. Это может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе. 6. Основные тенденции, наблюдающиеся в изменении социальной структуры современного российского общества: а) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации; б) размывание интеллигенции, которое проявляется либо в массовом уходе индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства (так называемая «утечка мозгов»); в) процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицированными рабочими.
Билет № 7
1. Научное познание. Значение научной теории. 1. Наука является основной формой человеческого познания. Научное познание отличается от обыденного: а) стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений; б) особым языком, используемым для их описания; в) специфическими способами обоснования истинности полученных знаний; г) желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и важные для будущих поколений. 2. Выделяют два уровня научного познания: а) эмпирический - описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт. б) теоретический - объяснение изучаемых явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов. 3. Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы: а) наблюдение - целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление. б) эмпирическое описание - полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах. в) эксперимент - это такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания. 4. Методы, относящиеся к теоретическому уровню научного познания: а) мыслительный эксперимент - заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики; ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями. Можно сказать, что мыслительный эксперимент - особый вид эксперимента является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания — теоретическим и эмпирическим При проведении мыслительного эксперимента б) гипотеза - выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений. . Объяснительные - формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. . Экзистенциальные гипотезы - предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты в) научной теории – особым образом построенная система взаимосвязанных утверждений, законов науки. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов. В этом состоит ее основное значение.
2. Национальные отношения в современном мире.
Проблемы межнациональных отношений в нашей стране. 1. Этнос — большая группа людей имеющих родственные отношения, быт и культуру. 2. Социальные общности, выделяемые по этническому признаку: а) племена б) народности в) нации – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формир. их террит., экон. связей, литературного языка, особен. культуры и духов. облика. В мире не менее двух тысяч различных этносов. 3. Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: а) к дифференциации - стремление к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры б) к интеграции - тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов 4. Национальное самосознание – это важный фактор, определяющий нацию как общность и ч-ка как члена этой общности 5. Межнациональные отношения. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты. Причины межнациональных конфликтов: а) территориальными спорами; б) исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами; в) политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов; г) попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности; д) стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности. 6. При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений: а) отказа от насилия и принуждения б) поиска согласия на основе консенсуса всех участников в) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью г) готовности к мирному урегулированию спорных проблем
Билет № 8
1. Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре, 1. Искусством - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. 2. Специфика искусства как формы художественного познания заключается в: а) оно является образным и наглядным. Худ. образы, будучи результатом вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ - с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание; б) для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. в) огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. 3. Искусство исследует человека в целом и является особой формой дознания окружающей действительности. Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, и с другой — в процессе создания нового духовного богатства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9