. остановлена инфляция,
. достигнута относительная финансовая стабилизация, которая дала возможность провести деноминацию рубля.
Билет № 4
1. Деятельность и общение. 1. Основные подходы к взаимосвязи д-ти и общения: а) общение то же самое, что и д-ть, т.к. обладает теми же признаками б) общение есть нечто иное, чем д-ть, т.к. оно может выступать как условие д-ти, неотъемлемое св-во д-ти, но не как сама д-ть в) общение – самостоятельное, но равноправное явление 2. Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом» 3. Выделяют несколько видов общения: а) общение между реальными субъектами - например, между двумя людьми б) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером - например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами в) общение реального субъекта с воображаемым партнером - под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом г) общение воображаемых партнеров - например, литературных персонажей 4. Обмен мнениями может происходить в виде: а) диалога б) обмена монологами или репликами 5. От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникация - процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.
2. Государство и экономика. Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработицу и др. 1. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX — начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929—1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица. 2. В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством. Вмешательство последнего поможет свести к минимуму отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов. 3. Существуют различные методы регулирования экономической жизни: а) Правовые методы - государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство. б) Финансово-экономические методы:
. налоги
. Денежная политика - политика государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.
. таможенные пошлины
Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей, призванный сдерживать импорт и защищать отечественного производителя. в) Экономическое программирование - государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. В рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей. Т.о., в современных условиях гос-во активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке. Основные принципы гос-го регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: гос-во должно экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.
Билет № 5
1. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. 1. Социальные нормы - установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. 2. Выделяют следующие виды социальных норм: а) нормы традиций и обычаев - исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате их многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей б) нормы морали - такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения в) правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой г) религиозные нормы - относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными Богом или церковью д) политические нормы — нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них; 3. Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Социальная санкция - реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). 4. Отклоняющееся (девиантное) поведение - такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям, но в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. 5. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм. Алкоголизм и наркомания - вид хронического заболевания, которое развивается в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или наркотиков. Преступление – посягающее на порядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом. Особенность преступности – наличие определённого контингента лиц – преступника, для части к-х преступная д-ть стала профессиональной.
2. Человек в системе рыночных отношений. 1. Экономические отношения, в которые на протяжении жизни вступает человек, многообразны. Место человека в экономических отношениях в первую очередь характеризуют: а) его положение в отношениях собственности б) его роль в процессе труда (производства) в) его участие в бизнесе и предпринимательстве г) его положение в отношениях распределения и потребления произведенного в обществе продукта 2. Вступая в отношения собственности, человек реализует права: а) владения б) распоряжения, в) пользования. Объем этих прав зависит от формы собственности: общей, частной или смешанной. 3. Важнейшая экономическая роль человека — его участие в процессе труда. Объективными характеристиками трудовой д-ти человека являются: а) производительность б) эффективность в) место в системе общественного разделения труда 4. Оценка трудовой д-ти определяется степенью соответствия важнейшим требованиям, к ней предъявляемым: а) профессионализма и квалификации б) трудовой, технологической и договорной дисциплины в) исполнительности и инициативности В современных условиях сильнейшее влияние на характер труда оказывает научно-техническая и технологическая революция. 5. Одной из важных форм участия человека в экономических отношениях в современных условиях становится предпринимательская деятельность. Предпринимательство - осуществляемая по собственной инициативе, на свой риск и ответственность, самостоятельная, направленная на получение прибыли деятельность людей. 6. Требования, предъявляемые к ч-ку, занимающемуся П.Д.: а) изобретательность б) глубокие знания, в) инициативность, г) силу воли, д) готовность к риску, е) твердость, ж) умение самостоятельно принимать ответственные решения, з) верность слову. 7. Известны различные формы распределения произведенного в обществе продукта: а) заработная плата, б) банковский процент, в) земельная рента, г) дивиденд по купленным акциям 8. Вступая в отношения потребления, человек на полученные доходы приобретает необходимые ему товары и услуги, удовлетворяет имеющиеся материальные и духовные потребности.
Билет № 6
1. Познание. Истина и ее критерии. 1. Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. 2. Ученые выделяют следующие тесно взаимосвязаные виды познания: а) обыденное, б) научное, в) философское, г) художественное, д) социальное. 3. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. 4. Существуют две ступени познавательной деятельности а) первая - чувственное (сенситивное) познание - человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. формами чувственного познания являются:
. ощущение - отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств
. восприятие - в процессе его у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства
. представление - чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. б) вторая - рациональное познание - опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в формах:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9