Рефераты. Права ребенка






в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой

области.

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо

до достижения 18 лет); утверждают один из основных принципов Конвенций –

приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство;

сохранение своей индивидуальности; ответственность и обязанности родителей.

Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на

выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии.

Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались

в международных актах.

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных

категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе

получение бесплатного и обязательного начального.

Статьи 32-36 – определяют права ребенка на защиту со стороны

государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.

Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им

правонарушения или преступления.

Статьи 41-45 относятся ко II части Конвенции и определяют способы

информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением

государствами, которые ратифицировали Конвенцию.

Статьи 46-54 относятся ко III части Конвенции и определяют процедурно-

правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции

ООН.[40]

Вывод по § 1 Главы II.

Международное сообщество впервые в мировой истории разработало

документы (Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка и

Конвенция о правах ребенка), в которых отражены общечеловеческие ценности,

основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация не имеет

обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные

принципы, 10 социальных и правовых принципов.

Декларация прав ребенка оказала в свое время значительное влияние на

политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира. В ходе

подготовки к Международному году ребенка, который отмечался в 1979 году

проявилась потребность в придании правам детей силы норм договорного права.

В 1989 году была принята Конвенция прав ребенка. Конвенция имеет равное

значение для народов во всех регионах мира. Государства, которые

присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои

действия в отношении детей. И поскольку Конвенция содержит различные

культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных

государств – это дает основание утверждать, что Конвенция носит

универсальных характер. Конвенция о правах ребенка есть составная часть

единой системы международных документов о правах человека.

§2.Процесс закрепления в российском законодательстве международных

стандартов о правах ребенка.

Конвенция не дает конкретных показателей и это трудно сделать, так как

существуют различные условия, возможности и традиции в разных странах.

Конвенция определяет общие стандарты, нравственные и правовые нормы,

которые способствуют политике в защиту детства. Каждая страна, с учетом

этих мировых стандартов и своих возможностей, совершенствует национальное

законодательство, осуществляет практическую деятельность в интересах детей

в соответствии с конкретными требованиями Всемирной декларации об

обеспечении выживания, защиты и развития детей и Плана действий по

осуществлению этой декларации.[41]

13 июня 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована

Верховным Советом СССР, а 15 сентября 19990 года вступила в силу для

Российской Федерации как правопреемника. Правительство РФ, подписав

международные документы ООН об обеспечении выживания, защиты и развития

детей, взяло на себя обязательство не только самому принимать

соответствующие акты, но и поощрять правительственные и неправительственные

организации в регионах к подготовке программ в интересах детства.[42]

На основании Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года

№ 543 «О первоначальных мерах по реализации Всемирной декларации об

обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» и

Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 августа 1993 года

№ 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации

об обеспечении выживания, защиты и развития детей» была разработана

Федеральная целевая программа «Дети России». Она одобрена Постановлением

Совета Министров – Правительства РФ от 9 сентября 1993 года №999 «О

федеральной программе «Дети России» и включено в перечень программ,

принимаемых к финансированию из Федерального бюджета.

Целью данной программы является создание условий для нормального

развития детей, находящихся в особо сложных условиях, обеспечения их

социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований

и реформ. В состав Федеральной программы «Дети России» входят федеральные

целевые программы:

«Дети-инвалиды» направлена на формирование основ комплексного решения

проблем детей с ограниченными способностями, возможностями и семей, в

которых они воспитываются. Создание условий для независимой жизни этой

части населения, решение медико-санитарных, социально-экономических и

нравственных проблем детей-инвалидов, создание системы реабилитации таких

детей, организации разработки и выпуска изделий, необходимых для нормальной

жизнедеятельности и адаптации в обществе.

Программа «Дети-сироты» включает комплекс мер по созданию наиболее

благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей,

к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке:

предупреждению причин появления социального сиротства, развитию форм

устройства детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа,

развитию кадровой и материальной базы этих учреждений, совершенствованию

медицинского обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей.

Программа «Планирование семьи» ориентирована на создание системы,

обеспечивающей население знаниями вопросов планирования семьи; разработку

новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального

и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений; усилений

ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков; организацию

службы с профессионально подготовленными кадрами по вопросам планирования

семьи и обеспечения ее современным оборудованием, средствами контрацепции в

нужном объеме и ассортименте; активизацию научных исследований по проблеме

планирования семьи с учетом региональных и национальных особенностей.

Программа «Дети Чернобыля» нацелена на снижение воздействия на детей

неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы. Она включает комплекс

мер по улучшению качества жизни, медицинской, психологической и

реабилитационной помощи детям и женщинам, проживающим на территориях,

подвергшихся радиоактивному воздействию; по обеспечению правовой и

социальной защиты детей, беременных женщин и кормящих матерей; укреплению

материально-технической базы детских лечебно-профилактических, школьных и

дошкольных учреждений.

Программа «Дети Севера» нацелена на обеспечение защиты интересов детей,

живущих на Севере, в первую очередь детей малочисленных народов, создание

условий для достижения нормального уровня жизни и представления для них

равных стартовых возможностей, удовлетворения их потребностей в физическом,

психологическом им социальном развитии в течение всего периода

социализации.

Позднее в состав Федеральной программы «Дети России» были включены

также: «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей

беженцев и вынужденных переселенцев».

В содержание этой государственной программы входят акты, направленные

на улучшение воспитания подрастающего поколения, на противодействие

развитию криминальных тенденций в среде несовершеннолетних (Указ Президента

РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

защите их прав»); о поддержке детей, лишившихся родительского попечения,

приемных семей, решение ряда вопросов усыновления детей (Положение о

порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой) и др.

Государственная программа стала стимулом для подготовки разнообразных

региональных и территориальных социальных программ и планов,

предусматривающих дополнительные меры поддержки семей с детьми, самих

детей. Именно через региональные и территориальные программы реализуется

принципы адресности и целенаправленности социальной работы. Некоторые из

них, которые учитывают климатические, экологические, демографические,

экологические, социально-экономические особенности и специфику проживания:

«Дети Москвы», «Дети Прикамья», «Дети Мордовии», «Дети Липецкой

области» и многие другие. Во многих регионах созданы целевые программы:

«Охрана здоровья матери и ребенка», «Планирование семьи», программы

семейной политики, реформирования образования и ряд других.[43]

Постановлением Правительства РФ в августе 1993 года создана Комиссия по

координации работы, связанной с политикой в интересах детей. В целях

формирования единой государственной политики был разработан Национальный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.