в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой
области.
Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо
до достижения 18 лет); утверждают один из основных принципов Конвенций –
приоритетность интересов детей перед интересами общества.
Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство;
сохранение своей индивидуальности; ответственность и обязанности родителей.
Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на
выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии.
Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались
в международных актах.
Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных
категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.
Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе
получение бесплатного и обязательного начального.
Статьи 32-36 – определяют права ребенка на защиту со стороны
государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.
Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им
правонарушения или преступления.
Статьи 41-45 относятся ко II части Конвенции и определяют способы
информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением
государствами, которые ратифицировали Конвенцию.
Статьи 46-54 относятся ко III части Конвенции и определяют процедурно-
правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции
ООН.[40]
Вывод по § 1 Главы II.
Международное сообщество впервые в мировой истории разработало
документы (Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка и
Конвенция о правах ребенка), в которых отражены общечеловеческие ценности,
основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами.
В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация не имеет
обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные
принципы, 10 социальных и правовых принципов.
Декларация прав ребенка оказала в свое время значительное влияние на
политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира. В ходе
подготовки к Международному году ребенка, который отмечался в 1979 году
проявилась потребность в придании правам детей силы норм договорного права.
В 1989 году была принята Конвенция прав ребенка. Конвенция имеет равное
значение для народов во всех регионах мира. Государства, которые
присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои
действия в отношении детей. И поскольку Конвенция содержит различные
культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных
государств – это дает основание утверждать, что Конвенция носит
универсальных характер. Конвенция о правах ребенка есть составная часть
единой системы международных документов о правах человека.
§2.Процесс закрепления в российском законодательстве международных
стандартов о правах ребенка.
Конвенция не дает конкретных показателей и это трудно сделать, так как
существуют различные условия, возможности и традиции в разных странах.
Конвенция определяет общие стандарты, нравственные и правовые нормы,
которые способствуют политике в защиту детства. Каждая страна, с учетом
этих мировых стандартов и своих возможностей, совершенствует национальное
законодательство, осуществляет практическую деятельность в интересах детей
в соответствии с конкретными требованиями Всемирной декларации об
обеспечении выживания, защиты и развития детей и Плана действий по
осуществлению этой декларации.[41]
13 июня 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована
Верховным Советом СССР, а 15 сентября 19990 года вступила в силу для
Российской Федерации как правопреемника. Правительство РФ, подписав
международные документы ООН об обеспечении выживания, защиты и развития
детей, взяло на себя обязательство не только самому принимать
соответствующие акты, но и поощрять правительственные и неправительственные
организации в регионах к подготовке программ в интересах детства.[42]
На основании Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года
№ 543 «О первоначальных мерах по реализации Всемирной декларации об
обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» и
Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 августа 1993 года
№ 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации
об обеспечении выживания, защиты и развития детей» была разработана
Федеральная целевая программа «Дети России». Она одобрена Постановлением
Совета Министров – Правительства РФ от 9 сентября 1993 года №999 «О
федеральной программе «Дети России» и включено в перечень программ,
принимаемых к финансированию из Федерального бюджета.
Целью данной программы является создание условий для нормального
развития детей, находящихся в особо сложных условиях, обеспечения их
социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований
и реформ. В состав Федеральной программы «Дети России» входят федеральные
целевые программы:
«Дети-инвалиды» направлена на формирование основ комплексного решения
проблем детей с ограниченными способностями, возможностями и семей, в
которых они воспитываются. Создание условий для независимой жизни этой
части населения, решение медико-санитарных, социально-экономических и
нравственных проблем детей-инвалидов, создание системы реабилитации таких
детей, организации разработки и выпуска изделий, необходимых для нормальной
жизнедеятельности и адаптации в обществе.
Программа «Дети-сироты» включает комплекс мер по созданию наиболее
благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей,
к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке:
предупреждению причин появления социального сиротства, развитию форм
устройства детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа,
развитию кадровой и материальной базы этих учреждений, совершенствованию
медицинского обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Программа «Планирование семьи» ориентирована на создание системы,
обеспечивающей население знаниями вопросов планирования семьи; разработку
новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального
и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений; усилений
ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков; организацию
службы с профессионально подготовленными кадрами по вопросам планирования
семьи и обеспечения ее современным оборудованием, средствами контрацепции в
нужном объеме и ассортименте; активизацию научных исследований по проблеме
планирования семьи с учетом региональных и национальных особенностей.
Программа «Дети Чернобыля» нацелена на снижение воздействия на детей
неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы. Она включает комплекс
мер по улучшению качества жизни, медицинской, психологической и
реабилитационной помощи детям и женщинам, проживающим на территориях,
подвергшихся радиоактивному воздействию; по обеспечению правовой и
социальной защиты детей, беременных женщин и кормящих матерей; укреплению
материально-технической базы детских лечебно-профилактических, школьных и
дошкольных учреждений.
Программа «Дети Севера» нацелена на обеспечение защиты интересов детей,
живущих на Севере, в первую очередь детей малочисленных народов, создание
условий для достижения нормального уровня жизни и представления для них
равных стартовых возможностей, удовлетворения их потребностей в физическом,
психологическом им социальном развитии в течение всего периода
социализации.
Позднее в состав Федеральной программы «Дети России» были включены
также: «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей
беженцев и вынужденных переселенцев».
В содержание этой государственной программы входят акты, направленные
на улучшение воспитания подрастающего поколения, на противодействие
развитию криминальных тенденций в среде несовершеннолетних (Указ Президента
РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
защите их прав»); о поддержке детей, лишившихся родительского попечения,
приемных семей, решение ряда вопросов усыновления детей (Положение о
порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой) и др.
Государственная программа стала стимулом для подготовки разнообразных
региональных и территориальных социальных программ и планов,
предусматривающих дополнительные меры поддержки семей с детьми, самих
детей. Именно через региональные и территориальные программы реализуется
принципы адресности и целенаправленности социальной работы. Некоторые из
них, которые учитывают климатические, экологические, демографические,
экологические, социально-экономические особенности и специфику проживания:
«Дети Москвы», «Дети Прикамья», «Дети Мордовии», «Дети Липецкой
области» и многие другие. Во многих регионах созданы целевые программы:
«Охрана здоровья матери и ребенка», «Планирование семьи», программы
семейной политики, реформирования образования и ряд других.[43]
Постановлением Правительства РФ в августе 1993 года создана Комиссия по
координации работы, связанной с политикой в интересах детей. В целях
формирования единой государственной политики был разработан Национальный
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6