Рефераты. Права ребенка






Права ребенка

Содержание

Введение 3

Глава I. Теория прав человека и ее использование в международном праве. 6

§1. Этапы развития теории прав человека: общее и особенное. 6

Вывод по § 1 Главы I. 15

§2. Восстребованность правового оформления прав человека и ребенка. 16

Вывод по § 2 Главы I. 21

Вывод по Главе I. 22

Глава II. Процесс стандартизации прав человека и ребенка в международном и

российском праве. 24

§1. Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка.

24

Вывод по § 1 Главы II. 29

§2.Процесс закрепления в российском законодательстве международных

стандартов о правах ребенка. 30

Вывод по § 2 Главы II. 36

Вывод по Главе II. 37

Заключение 38

Список использованных источников и литературы 41

Введение

После Второй мировой войны международное общество приняло несколько

правовых документов, определяющих статус жителей населения младше 18 лет и

намечающих обязательства государства и общества перед детьми.

В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая оказала

значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во

всех частях мира.[1]

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно принимает

Конвенцию о правах ребенка. Всего 2 минуты понадобилось, чтобы официально

превратить международно-правовой акт в универсальный стандарт, который

будет служить отныне мерилом основных прав детей в мире.

В последнее время идея правовой защиты прав ребенка реализуется и в

законодательных актах РФ. На основании Указа Президента Российской

Федерации от 1 июня 1992 года «О первоочередных мерах по реализации

Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-

е годы» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа

1993 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной Декларации…»

была разработана Федеральная целевая программа «Дети России»[2]

Также Постановлением РФ в августе 1993 года создана Комиссия по

координации работы, связанной с политикой в интересах детей.

29 декабря 1995 года принят новый Семейный кодекс РФ.

Человечество постепенно осознает проблему обеспечения достойного

существования детей как проблему глобальную.

Разумеется, в разных государствах и социальных условиях положение детей

неодинаково. В экономически развитых странах на первый план выдвигаются

вопросы о полноценном развитии вопросы о полноценном развитии ребенка как

члена общества, о его взаимоотношениях с миром взрослых, о создании условий

для самореализации детей.[3]

Очевидно, что многие негативные явления, связанные с положением ребенка

в обществе, порождены экономическими причинами, для их решения недостаточно

доброй воли законодателя и четкого исполнения правовых предписаний. Однако,

как свидетельствует мировой опыт реальное и стабильное улучшение жизни

детей возможно только на основе четких и недвусмысленных норм.

В связи с этим и поставлена актуальность проблемы данной дипломной

работы: необходимость формирования развития и применения международно-

правовых документов, их влияния на законодательство России.

Объектом исследования являются международно-правовые документы, такие

как: Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конвенция

прав ребенка и др.; а также правовые нормы российского законодательства,

такие как Федеральная целевая программа «Дети России», Семейный кодекс РФ.

Цель исследования данных международных стандартов, процесс их создания,

реализации, их правовое положение в мировом сообществе, необходимость для

всего мира, а также исследование норм российского законодательства в

области прав ребенка, созданного на основе международно-правовых

стандартов.

Задача: рассмотрение основных положений международного права, этапы его

развития, становления международно-правовых документов о правах человека и

ребенка и их влияние на российское законодательство.

Исследование осуществляется на основе анализа основных документов и

нормативных актов РФ, а также использованы труды таких авторов, как

Шнекендорта З. И., Лукашевой Е. А., Мартыновой Л. В., Желановой А.,

Калашкарян Р. А., Косовой О., Кротковой Н. В., Поповой Н., Славкиной Н.,

Хлобустова О.

Методы исследования – историко-правовой, сравнительно-правовой и

системный метод исследования.

В данной работе идет речь о теории прав человека, ее развитии,

становлении, об этапах развития; восстребованности международно-правового

закрепления прав человека и ребенка (от Декларации прав ребенка к Конвенции

о правах детей); более глубокое рассмотрение Декларативных и конвенционных

норм о правах ребенка; анализ российского законодательства о правах детей.

Глава I. Теория прав человека и ее использование в международном праве.

§1. Этапы развития теории прав человека: общее и особенное.

1) Права человека и развитие международного права.

В различные исторические эпохи понятия, содержание и объем прав и

свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до

начала нынешнего века, права человека регулировались исключительно

государственным правом. Государства – участники международных отношений

исходили из того, что эти вопросы относятся исключительно к их внутренней

юрисдикции.

Границы внутренней юрисдикции государств не являются неизменными, они

исторически подвижны. Государства сами устанавливают пределы таких

ограничений, подвергая международно-правовому регулированию те или иные

вопросы внутригосударственных отношений. Старое, традиционное международное

право, рассматривая взаимоотношения между государством и его собственными

гражданами как входящие в его внутреннюю юрисдикцию, делало лишь одно

исключение. Считалось правомерным применением силы в «гуманных целях»

вплоть до развязывания войны в одностороннем порядке для защиты жизни и

имущества своих граждан, находившихся на территории другого государства, а

также национальных и иных меньшинств.

Право на «гуманитарную» интервенцию основывалось на предпосылке, что

каждое государство якобы имеет международные обязательства гарантировать

основные права и свободы, где бы они не нарушались.

Теоретическое обоснование политики вмешательства во внутренние дела

других государств под предлогом «защиты» и «обеспечения» таких прав, как

право на жизнь, на свободу совести и вероисповедания, получила в трудах

юристов-представителей науки международного права.

Исходя из того, что за абстрактным человеком независимо от

принадлежности его к тому или иному государству признаются определенные

права и свободы, основоположник науки международного права голландский

юрист Гуго Гроций в работе «О праве войны и мира», изданной в 1625 году,

оправдывал так называемые справедливые войны ради защиты чужих подданных,

если над ним творят «явное беззаконие».

Ученые того времени широко восприняли естественно-правовую теорию прав

человека: известный профессор Петербургского университета Ф. Мартенес

писал, что «все образованные государства признают за человеком как таковым,

безотносительно к его подданству или национальности, известные основные

права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью».[4] Под этими

правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести т

вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюнчли,

естественные права человека «должны быть уважаемы как в мирное, так и в

военное время» .[5]

Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и

правомерности интервенции по мотивам «гуманности» для защиты основных прав

и свобод человека разделялась большинством юристов - международников как в

XVIII, так и в XIX веке.

Лишь отдельные ученые, как, например, профессор А. Гефтер, утверждали,

что если государство попирает права и свободы своих граждан, «то надо

прекратить с ним всякие отношения», но не вмешиваться силой оружия в его

внутренние дела.[6]

Разделяя точку зрения о законности интервенции во имя «гуманных» целей,

ряд ученых считали, что право на «гуманитарную» интервенцию возникает не в

одностороннем порядке, а в результате решения группы государств. «Нельзя

согласиться с тем, - писал Ф. Лист, - что право вмешательства существует

также и в том случае, когда, по мнению отдельного государства, даже вполне

основательному, вторжение представляется для охраны общих интересов

человечества. Право вмешательства может быть представлено совместно

несколькими государствами (так называемое коллективное вмешательство)».[7]

Доктрина гуманитарной интервенции широко использовалась в то время и в

практике международных отношений. Она служила одним из многочисленных

«обоснований» для порабощения «нецивилизованных» народов. Кроме того, во

имя «гуманных» целей и под предлогом «защиты» национальных и религиозных

меньшинств проходила борьба европейских держав за раздел и передел уже

поделенного мира. «Право на вмешательство» официально закреплялось во

многих международных договорах и соглашениях этого периода истории.[8]

После Первой мировой войны и образования Лиги Наций право государства

на интервенцию подвергается определенным ограничениям.

Если в период, предшествующий учреждению Лиги Наций, международное

право практически признавало право государства на войну, которое

обосновывалось, права, различными предлогами, то Статус Лиги Наций серьезно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.