Рефераты. Права ребенка






обеспечения прав человека. Европейская Конвенция дала импульс целому

каскаду правовых изменений, преобразивших современное международное право и

международные отношения и оказавших глубокое влияние на конституционное

развитие современных государств.

Европейская Конвенция впервые закрепила принципы коллективного

обеспечения прав человека.[18]

Вывод по § 1 Главы I.

В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и

свобод не были одинаковыми. До начала XX века права человека

реализовывались внутригосударственным правом. После Первой мировой войны и

образования Лиги Наций разрабатываются специальные международно-правовые

меры для защиты религиозным, этнических и языковых меньшинств, происходит

также заключение целого ряда соглашений, направленных на борьбу с рабством

и работорговлей, а также на пресечение торговли женщинами и детьми. Но

целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы

международной защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав

человека.

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились

недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Сознание

ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу

межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН возлагает на

государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы

человека.

Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень

прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и

экономических, социальных, культурных, - стало важным этапом в развитии

международных отношений. Всеобщая Декларация послужила источником

вдохновения и для создания Европейской Конвенции о защите прав и основных

свобод. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным

детищем – Европейской Конвенцией о защите прав человека. Европейская

Конвенция рассматривается сегодня как общее достояние европейских народов,

синтез прогрессивных национальных демократических завоеваний.

§2. Восстребованность правового оформления прав человека и ребенка.

В научной и монографической литературы по теории государства и права

вопросы, касающиеся института прав человека, рассматривались как

общечеловеческая, общесоциальная, общефилософская концепция.

В условиях развития межгосударственных отношений, экономических связей

и коммуникационных систем создаются более эффективные возможности

совершенствования не только норм международного права, но и успешного

осуществления внутригосударственных правовых реформ. Права человека как

общепризнанный международный правовой стандарт в определенных,

благоприятных для них условиях могут становится в государстве формально-

юридическим источником правовой нормы, не только провозглашаемой, но и

реализуемой на практике.[19]

Не случайно, что внутригосударственные отношения в области прав

человека стали непосредственным объектом международно-правового

регулирования. Это регулирование особенно заметно не только в ООН, но и в

рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе

(ОБСЕ).

Развитие современных международных отношений убедительно

свидетельствует о том, что внутригосударственные отношения в области прав

человека стали объектом международно-правового регулирования. Это

регулирование, как отмечалось, особенно в рамках Совета Европы и ОБСЕ

охватывает многие новые аспекты этих отношений, и государства берут на себя

конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод

человека, что способствует обеспечению стабильности и устойчивости

правопорядка.[20]

Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно

недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке

государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола

родителей. Еще до образования ООН, права детей рассматривались, в основном,

в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства,

детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав

ребенка. Дети, их благополучие и права, всегда находились в центре внимания

ООН с момента ее создания в 1945 году, одним из первых актов Генеральной

Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в данное

время является главным механизмом международной помощи детям.[21]

В приятой ООН в 1948 году Всеобщей Декларации прав человека отмечается,

что дети должны быть объектом особой помощи.[22]

Время и продолжающиеся ухудшение положения детей, потребовали от

мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто

декларировались права детей, как это имело место в Декларации, а на основе

юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.

За тридцать лет после принятия ООН Декларации прав ребенка многие

представления изменились, сложились новые понятия и концепция прав детей

приобрела более широкий характер.[23] Потребность в придании правам детей

более высокого юридического статуса с особой силой проявилась в ходе

подготовки к Международному году ребенка, который отмечался 1979 году. В

этом же году Комиссия ООН по правам ребенка приступила к созданию проекта

Конвенции. Инициатором этого начинания была Польша, а председателем рабочей

группы, которая длительное время готовила проект Конституции, был польский

профессор Адом Лопатка.[24]

Десять лет с 1979 по 1989 год, комиссия по правам человека, в которой

участвовали юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи,

деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира

разрабатывали этот проект.[25]

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла

Конвенцию о правах детей. Событие это настолько важное и значимое, что

многие публицисты и общественные деятели стали называть Конвенцию великой

хартией вольностей для детей мировой конституцией прав ребенка.[26]

С целью привлечь внимание мирового сообщества к Конвенции, вопросам

защиты прав ребенка ООН провела в 1990 году Всемирную встречу на высшем

уровне в интересах детей. В ней участвовали 71 президент и премьер-

министров государств и правителей мира, чтобы своим авторитетом поддержать

идеи Конвенции о правах ребенка. Роль Секретариата, обеспечивающего

подготовку и организации встречи, выполнил ЮНИСЕФ.

Участники встречи приняли Всеобщую декларацию об обеспечении выживания,

защиты им развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в

90-е годы. Главы 159 делегаций приняли решение попытаться покончить к 2000

году с детской смертностью и недоеданием в их современном масштабе,

обеспечить элементарные гарантии нормального физического и нравственного

развития детей во всем мире.[27]

В числе конкретных целевых заданий были обязательства: сокращение на

одну треть смертности детей в возрасте до5 лет, сокращение наполовину числа

случаев материнской смертности, случаев острого и умеренного недоедания

среди детей в возрасте до 5 лет; обеспечение всех семей питьевой водой и

нормальными санитарными условиями; обеспечить базовое образование для всех

детей и полное начальное образование по меньшей мере для 80 % из них.

Защита многих миллионов детей, находящихся в особо трудных условиях, а

также признание и соблюдение во всех странах Конвенции о правах ребенка и

другие конкретные цели.[28]

Принятие Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и

развития детей и Плана действий по ее осуществлению, это не только

совместное обязательство, это выдающийся документ, свидетельствующий о

создании нового нравственного критерия в мировом сообществе. Суть его в

том, чтобы дети в первую очередь пользовались плодами успехов человечества

и в последнюю очередь страдали от его неудач, в том, что уровень

цивилизации общества, его гуманность будет определяться тем, как общество

защищает своих детей и заботится о них. В этом же суть новой этики в

отношении детства, провозглашенной на этой встрече.[29]

Конвенция не дает конкретных показателей и это трудно сделать, так как

существуют различные условия, возможности и традиции в разных странах.

Конвенция определяет общие стандарты, нравственные и правовые нормы,

которые способствуют политике в защиту детства.

Каждая страна, с учетом этих мировых стандартов и своих возможностей,

совершенствует национальное законодательство, осуществляет практическую

деятельность в интересах детей в соответствии с конкретными требованиями

Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и

Плана действия по осуществлению этой декларации.[30]

Особого внимания заслуживает альтернативный доклад российских

неправительственных организаций (НПО), предоставленный в Комитет ООН по

правам ребенка независимо от официального государственного документа.

Главная мысль альтернативного доклада: причины трагического положения,

в котором оказались многие из 36 миллионов российских детей, в первую

очередь не экономические, а организационные.

Они заключаются в ставшем традиционным в нашей стране разделении

ответственности за ребенка между различными министерствами и

департаментами, не способными согласовать свою работу по оказанию помощи

конретному ребенку; в отсутствии эффективных меъханизмов контроля, которые

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.