обеспечения прав человека. Европейская Конвенция дала импульс целому
каскаду правовых изменений, преобразивших современное международное право и
международные отношения и оказавших глубокое влияние на конституционное
развитие современных государств.
Европейская Конвенция впервые закрепила принципы коллективного
обеспечения прав человека.[18]
Вывод по § 1 Главы I.
В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и
свобод не были одинаковыми. До начала XX века права человека
реализовывались внутригосударственным правом. После Первой мировой войны и
образования Лиги Наций разрабатываются специальные международно-правовые
меры для защиты религиозным, этнических и языковых меньшинств, происходит
также заключение целого ряда соглашений, направленных на борьбу с рабством
и работорговлей, а также на пресечение торговли женщинами и детьми. Но
целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы
международной защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав
человека.
В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились
недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Сознание
ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу
межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН возлагает на
государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы
Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень
прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и
экономических, социальных, культурных, - стало важным этапом в развитии
международных отношений. Всеобщая Декларация послужила источником
вдохновения и для создания Европейской Конвенции о защите прав и основных
свобод. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным
детищем – Европейской Конвенцией о защите прав человека. Европейская
Конвенция рассматривается сегодня как общее достояние европейских народов,
синтез прогрессивных национальных демократических завоеваний.
§2. Восстребованность правового оформления прав человека и ребенка.
В научной и монографической литературы по теории государства и права
вопросы, касающиеся института прав человека, рассматривались как
общечеловеческая, общесоциальная, общефилософская концепция.
В условиях развития межгосударственных отношений, экономических связей
и коммуникационных систем создаются более эффективные возможности
совершенствования не только норм международного права, но и успешного
осуществления внутригосударственных правовых реформ. Права человека как
общепризнанный международный правовой стандарт в определенных,
благоприятных для них условиях могут становится в государстве формально-
юридическим источником правовой нормы, не только провозглашаемой, но и
реализуемой на практике.[19]
Не случайно, что внутригосударственные отношения в области прав
человека стали непосредственным объектом международно-правового
регулирования. Это регулирование особенно заметно не только в ООН, но и в
рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе
(ОБСЕ).
Развитие современных международных отношений убедительно
свидетельствует о том, что внутригосударственные отношения в области прав
человека стали объектом международно-правового регулирования. Это
регулирование, как отмечалось, особенно в рамках Совета Европы и ОБСЕ
охватывает многие новые аспекты этих отношений, и государства берут на себя
конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод
человека, что способствует обеспечению стабильности и устойчивости
правопорядка.[20]
Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно
недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке
государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола
родителей. Еще до образования ООН, права детей рассматривались, в основном,
в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства,
детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав
ребенка. Дети, их благополучие и права, всегда находились в центре внимания
ООН с момента ее создания в 1945 году, одним из первых актов Генеральной
Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в данное
время является главным механизмом международной помощи детям.[21]
В приятой ООН в 1948 году Всеобщей Декларации прав человека отмечается,
что дети должны быть объектом особой помощи.[22]
Время и продолжающиеся ухудшение положения детей, потребовали от
мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто
декларировались права детей, как это имело место в Декларации, а на основе
юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.
За тридцать лет после принятия ООН Декларации прав ребенка многие
представления изменились, сложились новые понятия и концепция прав детей
приобрела более широкий характер.[23] Потребность в придании правам детей
более высокого юридического статуса с особой силой проявилась в ходе
подготовки к Международному году ребенка, который отмечался 1979 году. В
этом же году Комиссия ООН по правам ребенка приступила к созданию проекта
Конвенции. Инициатором этого начинания была Польша, а председателем рабочей
группы, которая длительное время готовила проект Конституции, был польский
профессор Адом Лопатка.[24]
Десять лет с 1979 по 1989 год, комиссия по правам человека, в которой
участвовали юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи,
деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира
разрабатывали этот проект.[25]
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла
Конвенцию о правах детей. Событие это настолько важное и значимое, что
многие публицисты и общественные деятели стали называть Конвенцию великой
хартией вольностей для детей мировой конституцией прав ребенка.[26]
С целью привлечь внимание мирового сообщества к Конвенции, вопросам
защиты прав ребенка ООН провела в 1990 году Всемирную встречу на высшем
уровне в интересах детей. В ней участвовали 71 президент и премьер-
министров государств и правителей мира, чтобы своим авторитетом поддержать
идеи Конвенции о правах ребенка. Роль Секретариата, обеспечивающего
подготовку и организации встречи, выполнил ЮНИСЕФ.
Участники встречи приняли Всеобщую декларацию об обеспечении выживания,
защиты им развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в
90-е годы. Главы 159 делегаций приняли решение попытаться покончить к 2000
году с детской смертностью и недоеданием в их современном масштабе,
обеспечить элементарные гарантии нормального физического и нравственного
развития детей во всем мире.[27]
В числе конкретных целевых заданий были обязательства: сокращение на
одну треть смертности детей в возрасте до5 лет, сокращение наполовину числа
случаев материнской смертности, случаев острого и умеренного недоедания
среди детей в возрасте до 5 лет; обеспечение всех семей питьевой водой и
нормальными санитарными условиями; обеспечить базовое образование для всех
детей и полное начальное образование по меньшей мере для 80 % из них.
Защита многих миллионов детей, находящихся в особо трудных условиях, а
также признание и соблюдение во всех странах Конвенции о правах ребенка и
другие конкретные цели.[28]
Принятие Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и
развития детей и Плана действий по ее осуществлению, это не только
совместное обязательство, это выдающийся документ, свидетельствующий о
создании нового нравственного критерия в мировом сообществе. Суть его в
том, чтобы дети в первую очередь пользовались плодами успехов человечества
и в последнюю очередь страдали от его неудач, в том, что уровень
цивилизации общества, его гуманность будет определяться тем, как общество
защищает своих детей и заботится о них. В этом же суть новой этики в
отношении детства, провозглашенной на этой встрече.[29]
Конвенция не дает конкретных показателей и это трудно сделать, так как
существуют различные условия, возможности и традиции в разных странах.
Конвенция определяет общие стандарты, нравственные и правовые нормы,
которые способствуют политике в защиту детства.
Каждая страна, с учетом этих мировых стандартов и своих возможностей,
совершенствует национальное законодательство, осуществляет практическую
деятельность в интересах детей в соответствии с конкретными требованиями
Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и
Плана действия по осуществлению этой декларации.[30]
Особого внимания заслуживает альтернативный доклад российских
неправительственных организаций (НПО), предоставленный в Комитет ООН по
правам ребенка независимо от официального государственного документа.
Главная мысль альтернативного доклада: причины трагического положения,
в котором оказались многие из 36 миллионов российских детей, в первую
очередь не экономические, а организационные.
Они заключаются в ставшем традиционным в нашей стране разделении
ответственности за ребенка между различными министерствами и
департаментами, не способными согласовать свою работу по оказанию помощи
конретному ребенку; в отсутствии эффективных меъханизмов контроля, которые
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6