Рефераты. Управление на малых предприятиях






·        процедуры взыскания просроченных задолженностей;

·        наблюдение за динамикой задолженностей.

Каждая фирма, разрабатывая свою торгово-кредитную политику, устанавливает долю возможной продажи товаров в кредит от общей величины товарооборота.

Оценка допустимой дебиторской задолженности (Wдб) определяется по формуле:


Wдб = Срок кредита, мес. / 12 месяцев * Общий ежегодный объем продаж


Товарно-кредитная политика фирмы включает:

·        определение максимальной степени риска сделки;

·        установление периода товарного кредита;

·        установление скидок для своевременных выплат;

·        определение допустимого объема товарного кредита;

·        установление штрафных санкций за просроченные выплаты.

На величину риска товарного кредита влияют следующие показатели: характеристика заемщика (клиента) и его кредитоспособность, величина капитала, обеспечение кредита (активы или другие залоговые гарантии), условия кредита (влияние экономической среды на способность клиента выполнить обязательства).

Длительность товарного кредита влияет на общую сумму дебиторской задолженности и на период «замораживания» (отвлечения) денежных средств, а также на интенсивность продаж. При определении рационального периода товарного кредита необходимо учитывать действующие факторы.

Скидки стимулируют дебиторов, ускоряя погашение дебиторской задолженности. Например, установленный срок погашения дебиторской задолженности – 20 дней, и если счета-фактуры оплачены в течение 10 дней, то можно установить скидку 2 %. Скидки предоставляются также на сезонные товары, стимулируя их продажу до наступления указанного сезона.

При выборе товарно-кредитной политики необходимо предварительно разработать ее различные варианты и оценить экономические последствия каждого из них. Однако это не означает, что более эффективный по экономическим критериям вариант должен быть принят. Необходимо учитывать стратегические цели фирмы и возможное влияние внутренних и внешних факторов, то есть решение должно быть комплексным, а экономические показатели при этом играют роль ориентиров при возможных потерях. При изменении ситуации на рынке в товарно-кредитную политику необходимо внести соответствующие корректировки.

Осуществляя управление дебиторской задолженностью, необходимо ориентироваться на показатель средней длительности погашения задолженности по товарному кредиту, который определяется отношением суммы дебиторской задолженности за определенный период (месяц, квартал, год) к среднему объему продаж (выручки) в день, то есть


Тдб = Wдб * 360 / Nгод ,

где Wдб – сумма дебиторской задолженности по годовому балансу, руб.;

Nгод - годовая выручка, руб.;

Тдб средняя длительность погашения дебиторской задолженности, дни.

Если за анализируемый период известен объем продаж в кредит, то можно его использовать вместо показателя общей выручки.

Оптимальный уровень дебиторской задолженности зависит от особенностей фирмы и специфики бизнеса. Например, фирма, имеющая свободные производственные мощности и низкий уровень переменных затрат, может увеличить объем товарного кредита и иметь более высокую величину дебиторской задолженности, чем фирма работающая на полную мощность.

Для планирования уровня дебиторской задолженности необходимо иметь представление об ее структуре по периоду выплат. Например, обратимся к такой структуре:


Структура дебиторской задолженности.

Количество дней со дня выписки счета до оплаты

Процент дебиторской задолженности

До 10

58

От 11 до 30

24

От 31 до 50

18

Итого

100


На основе анализа фактического распределения дебиторской задолженности по каждому периоду времени можно определить средневзвешенную длительность погашения дебиторской задолженности:

Тдб = 10 * 0,58 + 30 * 0,24 + 45 * 0,18 = 21 день.

Полученную величину сравнивают со среднеотраслевым значением по конкретному направлению бизнеса либо со значением по принятой фирмой кредитной политике.

Эффективное управление дебиторской задолженностью позволит увеличить денежные поступления и повысить финансовую устойчивость фирмы.

Таким образом, величина дебиторской задолженности имеет важное значение для управления финансами фирмы и зависит от ее кредитной политики.


3.2.4. Управление запасами.


В отличие от сферы услуг торговые, производственные и оптовые предприятия (склады) вынуждены иметь материально производственные запасы, которые обеспечивают их непрерывную деятельность. Финансовая эффективность таких фирм зависит от величины запасов, поэтому необходимо управлять их уровнем.

·        проводить анализ текущего состояния запасов и влияния их уровня на финансовые показатели;

·        принимать плановые решения по уровню запасов на предстоящий период;

·        оценивать экономические последствия принимаемых решений;

·        организовывать деятельность работников по достижению поставленных целей;

·        проводить контроль и мониторинг за уровнем запасов;

·        стимулировать работников на экономию ресурсов;

Экономическими целями управления запасами являются:

·        уменьшение величины «замороженных»(неработающих) денежных ресурсов;

·        сокращение расходов по хранению и управлению запасами;

·        определение ассортимента запасов, а также поддержание их необходимого уровня для эффективной работы фирмы.

Для определения и поддержания должного уровня запасов необходима информационная база, включающая: оценку текущего уровня запасов, расчет необходимого уровня запасов на предстоящий период, планируемый уровень продаж и срок восстановления запасов, а также наличие складских помещений.

Общая величина материальных запасов складывается из текущих (рабочих) запасов, требуемых для непрерывного обеспечения производственного процесса  (Iтек), и страхового (резервного) запаса (Iстрах), необходимого для предотвращения незапланированных ситуаций. Величина запасов определяется суточного потребления материалов (Iсут), длительностью периода текущей поставки (Тпост) и восстановления страхового запаса (Твосст), то есть

 Iтек  = Iсут * Тпост; Iстрах = Iсут * Твосст.


Для поддержания рационального уровня запасов требуется определенная система управления ими. За динамикой изменения материальных запасов по наиболее дефицитным позициям осуществляется непрерывное наблюдение (мониторинг), что отражается в картах планирования запасов, например, в следующей:



Карта планирования запасов


Наименование материального ресурса

Реквизиты поставщика

Минимальная величина заказа

Периодичность поставки (дни)

Минимальный запас

Цена ресурса

Показатель

Месяцы

I

II

XII

Запас материального ресурса на начало периода

300

380



Планируемый объем продаж

450

350



Плановая величина запаса материального ресурса на конец периода

300

300



Величина заказа, шт.

350

200



Стоимость заказа, тыс. руб.

12,5

10



Величина поставки, шт.

350

200



Стоимость поставки, тыс. руб.

12,5

10



Дата поставки

09.01

08.02



Фактический запас материального ресурса на конец периода

280

100



Объем продаж, шт.

370

480




Задачей управления запасами является обеспечение непрерывности производственного процесса при сохранении минимума страхового запаса. По результатам мониторинга проводится корректировка планируемых величин.

Увеличение запасов материально-производственных ресурсов, с одной стороны, влияет на повышение расходов на хранение (складские расходы), рост величины оборотных средств, увеличение объема «замороженного» инвестиционного капитала, а также увеличение других расходов (страхование, проценты и т. д.). С другой стороны, повышение среднего уровня запасов ресурсов способствует снижению затрат на размещение заказа, его отгрузку и транспортировку, а также снижению потерь от остановки производства из-за отсутствия запасов ресурсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.