Рефераты. Стратегические цели экономической политики России в современных условиях






p> Это определяет императив осуществления задельных инвестиций в самом инвестиционном комплексе. Единственным экономическим субъектом, который может быть инициатором подобного инвестирования, является государство, осознающее свою роль в предопределении исторических перспектив страны и реализующее политику реформ как долгосрочную программу социально- экономических преобразований.

Ценовые пропорции

Экономический рост последних двух лет в решающей степени был обусловлен благоприятными ценовыми пропорциями. Для сырьевых (экспортных) отраслей главным источником роста и финансовых накоплений явилась разница между внутренними и внешними ценами, обусловленная девальвационным эффектом. Для отраслей обрабатывающей промышленности важнейшим фактором, предопределившим положительную экономическую динамику, явился относительно медленный рост транспортных тарифов, а также цен на электроэнергию, топливо и услуги торгово- посреднического сектора.

Однако с начала 2000 г. наметилась обратная тенденция. В частности, рост цен на топливо и энергию стал существенно обгонять динамику цен на конечную продукцию промышленности. Дальнейшее развитие этой тенденции способно резко снизить возможности экономического роста. В этой связи необходимо инструментами госрегулирования ограничить рост цен на продукцию естественных монополистов. Следует исходить из того, что действительная задача отраслей- естественных монополистов состоит в создании общеэкономических условий для динамичного развития всего народного хозяйства России, а их прибыль является результатом успешной работы в этом направлении.

Неразвитость финансовой системы

Фактически в настоящее время мы опять оказались на этапе, когда необходимо заново строить финансовую систему, адекватную рыночной экономике. Общие основы такой системы очевидны: главенство права; строгая финансовая ответственность; экономическая эффективность принятия решений, основанная на анализе и детальных расчетах; безусловное исполнение финансовых обязательств, принятых в соответствии с законами. Создание такой основы предполагает постоянную и кропотливую работу государства в сферах как собственно права, так и его применения посредством судебного и административного принуждения к исполнению закона.

С точки зрения оздоровления финансовой системы требуются законодательные акты, которые обеспечат:

. ужесточение обязательности исполнения хозяйственных договоров путем введения материальной и уголовной ответственности собственников и высших менеджеров, включая наложение взысканий на личное имущество;

. гарантированную и своевременную оплату труда наемных работников в негосударственном секторе экономики на уровне не ниже прожиточного минимума;

. эффективное управление акционерной собственностью на базе расширения прав собственников, владеющих менее 10% голосующих акций, упрощения процедуры применения санкций к управляющим акционерного общества, нарушающим законные права акционеров;

. действенное управление госдолгом посредством принятия поправки к бюджетному законодательству, обязывающей сокращать отношение государственного долга к ВВП;

. повышение доверия к банковской системе на основе гарантии достаточно высокого уровня сохранности вкладов населения и средств на счетах предприятий в коммерческих банках;

. постепенный переход к бездотационности работы жилищно-коммунального хозяйства;

. поэтапный выход на финансовый профицит Пенсионного фонда России при безусловном обеспечении прожиточного минимума для всех категорий пенсионеров.

3.3. Этапы развития

Анализ ресурсных и производственных возможностей нашей экономики свидетельствует о том, что эффективная траектория экономического роста в среднесрочной перспективе естественным образом распадается на следующие три периода.

1. Период высоких темпов роста и наращивания инвестиций, опирающийся на вовлечение в экономический оборот неиспользуемого потенциала и связанных с этим возможностей значительного повышения эффективности использования ресурсов. Учитывая, с одной стороны, имеющиеся резервы, а с другой, — рост производства, уже произошедший в 1999—2000 гг., этот период не превысит трех лет. В его рамках достижимы темпы экономического роста на уровне 8—10% в год.

2. Период существенного снижения темпов экономической динамики, обусловленного исчерпанием имеющихся резервов и запаздыванием ввода новых мощностей, связанных с инвестициями последних лет. Длительность этого периода, а также степень снижения темпов роста напрямую сопряжены с тем, в какой мере нам удастся нарастить инвестиции в рамках первого периода.
Расчеты показывают, что его длительность — два—три года. Темпы экономического роста при этом могут снизиться до 2—4% в год. Однако улучшится качество экономического роста, поскольку он будет обеспечиваться на базе развития наиболее высокотехнологичных производств. Избежать существенного снижения экономической динамики удастся лишь в том случае, если в ближайшие три года удастся обеспечить сверхвысокие темпы капитальных вложений (более 25% в год).

3. С 2005 г. возможен выход на стационарную траекторию развития с сохранением в течение десятилетия темпов экономического роста на уровне не ниже 5% в год. При этом задача состоит в том, чтобы обеспечить устойчивость российской экономической системы к колебаниям конъюнктуры мировых рынков, создать условия расширенного воспроизводства на основе преимущественно внутренних накоплений и инвестиционных возможностей.


3.5 Формирование эффективной региональной структуры в экономике

Россия слишком большая страна, чтобы позволить себе игнорировать специфику действия пространственных факторов экономического роста. Их учет тем более важен, что усиление межрайонной дифференциации экономических и социальных параметров функционирования общественной системы в пространственном аспекте стало если не наиболее важным, то, во всяком случае, одним из наиболее заметных и социально раздражающих результатов предшествовавшего этапа реформ.

При этом сама по себе дифференциация — совершенно нормальное явление, основанное на естественных различиях условий применения капитала и проживания населения. Эти различия (особенности климата, рельефа, местоположение по отношению к сложившимся рынкам и источникам снабжения, размещение природных ресурсов, степень заселенности, исторические и этнические особенности того или иного региона, и т.п.) не являются вечными, но требуют для своего изменения длительного времени и концентрации огромных ресурсов.

В рамках централизованной командной экономики для уменьшения межрегиональных различий осуществлялось крупномасштабное перераспределение национального дохода. Несмотря на это, к началу либеральных реформ на долю
10 наиболее развитых субъектов Федерации приходились 40,1% общего объема валового продукта. А денежные доходы на душу населения в 10 наиболее
«богатых» регионах превышали уровень замыкающей десятки субъектов Федерации в 2,86 раза. Сейчас доля валового производства первой десятки регионов увеличилась до 48%, а превышение уровня доходов проживающего в ней населения по сравнению с проживающими в замыкающей десятке — до 3,3 раз
(при том, что соотношение самых богатых и самых бедных регионов с учетом стоимости жизни составило почти 600%). Иначе говоря, усиление дифференциации не было катастрофичным, отражая в межрегиональном аспекте общую тенденцию стратификации общества при переходе к рынку. Однако при этом обозначилось несколько опасных тенденций.

Во-первых, чрезмерная концентрация экономического потенциала и доходов в небольшом количестве регионов в столь обширной стране, как Россия, грозит в перспективе превратить большую ее часть в «экономическую пустыню». За этим неизбежно последуют отток экономически активного населения из «зоны пустынь» и рост бюджетных расходов на поддержание территорий экономического бедствия.

Во-вторых, такая концентрация изменяет сам характер межрегиональных экономических взаимодействий. Регионы, находящиеся в зоне экономического бедствия, постепенно выпадают из системы межрегионального обмена, становясь чистыми потребителями ресурсов и конечных продуктов. Это приводит к появлению разрывов в рыночном пространстве и к прогрессирующей дезинтеграции.

В-третьих, определенная несогласованность политики в рамках субъектов
Федерации усиливает межрегиональную дифференциацию. Результативность этой политики различна. В одних регионах политика администраций по снижению инвестиционных рисков и построению более или менее либеральной, управляемой и устойчивой экономической среды успешнее, чем в других. Различие результатов при изначально различных экономических и ресурсных параметрах определило перераспределение доходов и экономического потенциала в пользу регионов, имеющих лучшие условия для более эффективной экономической политики. Подавление ее потенциала на уровне субъектов Федерации неразумно и означало бы возврат к командной экономике, причем он не ограничился бы пространственным аспектом, а неизбежно распространился на все сферы экономической жизни. Но и консервация подобного перераспределения противоречит задачам восстановления межрегиональной экономической интеграции, конвергенции в пространственном аспекте, рационального освоения и развития территорий страны, поддержания социальных стандартов.

Сама по себе политика бюджетного маневрирования недостаточно эффективна для противостояния перераспределению, о котором идет речь. Необходимо дополнить ее активными действиями федерального центра по реализации приоритетов экономического роста и структурной политики в региональном аспекте. Государство должно сосредоточиться на важнейших пространственных приоритетах, среди которых — Север, Дальний Восток и некоторые другие стратегически важные регионы.

Неконкурентоспособность производственно-экономических систем в ряде регионов, особенно на Севере, Дальнем Востоке и в некоторых ареалах Сибири, сейчас используется в качестве аргумента за ограничение их развития задачами выборочного освоения природных ресурсов. Однако с государственной точки зрения коммерческие аргументы не могут быть признаны достаточным критерием политики в отношении этих регионов. Единственным веским доводом с точки зрения общенациональной стратегии является необходимость поддержания эффективной комплексности социального и экономического прогресса в регионах для сохранения единства экономического пространства, социального гарантирования и свободы выбора мест проживания, обеспечения геополитических и военно-стратегических позиций России.

Только регулируемый рынок является эффективным механизмом такого распределения мобильных ресурсов между разными частями страны, при котором достигается максимум макроэкономических результатов при сохранении необходимого баланса (недопущении чрезмерных различий) между всеми регионами и социально-территориальными общностями. Следовательно, основной задачей государственной региональной политики является, с одной стороны, снятие искусственных ограничений на мобильность ресурсов, а с другой, — создание специального механизма, позволяющего сдерживать рост межрайонных различий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.