Рефераты. Стратегические цели экономической политики России в современных условиях






p> Правительственный нажим на банки с целью переориентировать их на кредитование реального сектора привел, по оценкам специалистов, к заметному ухудшению качества кредитных активов в банковской системе. Особенно это касается крупных банков с государственным участием (например, того же
Сбербанка). Тем не менее существуют банки с портфелями эффективных проектов, для которых доступность кредита представляет собой такую же проблему, как и для их клиентов. Механизмы перераспределения ресурсов от финансово избыточных банков к финансово недостаточным в данный момент не работают.

Недоступность кредита для предприятий реального сектора по уровню ставок и по срокам связана с высокими микроэкономическими (потенциальной неокупаемостью проекта, под который выделяются кредитные ресурсы) и макроэкономическими (темп инфляции и обменный курс рубля) рисками.
Соответственно действия государства, касающиеся расширения кредитования реального сектора экономики, должны нацеливаться на снижение и хеджирование этих рисков. «Избыточная» же ликвидность — ресурс, который должен быть задействован в данном направлении.

Принципиальный подход к решению этой проблемы можно представить следующим образом. Государство в лице Центрального банка России исходя из приоритетов экономической политики и сложившейся ситуации в денежной сфере выделяет определенную часть «избыточных» резервов на аукционы для коммерческих банков по кредитованию предприятий реального сектора; поскольку уровень рентабельности сильно разнится по отраслям, аукционы естественно проводить в отраслевом разрезе (например, для предприятий легкой, пищевой, автомобильной промышленности, и т.д.). Первоначальная стадия тут — составление предприятиями бизнес-планов и защита их в коммерческих банках, соответственно формирование в последних пакетов планов, которые банки считают потенциально окупаемыми, с соответствующим принятием финансовой ответственности на случай неудачи проекта. Вторая стадия — выход коммерческих банков с этими проектами на кредитный аукцион.
Третья стадия — его проведение на основе заданных Банком России параметров: величины кредитных ресурсов, минимальной и максимальной ставок кредитования, сроков последнего. Конкурс между различными бизнес-проектами, поддержанными коммерческими банками, выигрывают наиболее эффективные проекты, реализация которых должна позволить заплатить за предоставляемые кредитные ресурсы более высокую цену.

В существующих условиях чрезвычайно важно, чтобы ставки по кредитам были бы тесно взаимоувязаны с правительственными макроэкономическими целями в отношении инфляционных процессов. В случае длительных сроков кредитования ставки следует корректировать с учетом фактических темпов инфляции. Задача корректировки состоит в том, чтобы реальная ставка процента (с поправкой на инфляцию), с одной стороны, не превышала эффективность конкретного проекта, а с другой, — не превращала бы кредитные средства в бесплатные.

Второй ресурс финансирования экономического роста — сокращение утечки капитала, возможное лишь при усилении роли Министерства по налогам и сборам
РФ и его теснейшем взаимодействии с Центральным банком России в областях валютного контроля и противостояния фиктивным банковским операциям, операциям «обналичивания» и наличным расчетам. В случае успешного осуществления этих мероприятий дополнительный финансовый ресурс распадается на две части: увеличение доходов бюджетов всех уровней и рост ликвидности предприятий. Первая часть должна использоваться в основном для снижения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики, а также направляться на выплаты по госдолгу, вторая — напрямую участвовать в финансировании экономического роста (либо непосредственно в результате действий предприятий, либо опосредованно — через указанные выше схемы).

Что касается такого естественного для рыночной экономики ресурса, как сбережения населения, то его использование в качестве источника инвестиционного капитала сопряжено с определенными трудностями. Прежде всего сказывается хорошо известная система перекрестного субсидирования, при которой основные расходы на энергию несет промышленность, а население оплачивает небольшую часть стоимости энергии (газа, отопления, электричества). Сейчас государственная политика ориентируется на постепенное повышение стоимости энергии для населения и приближение ее к себестоимости. Это означает, что в скором будущем граждане будут тратить больше на текущие расходы и меньше — на сбережения. Причем эта тенденция будет характерна в первую очередь для низкодоходных слоев. Учитывая, что около 75% сбережений населения хранятся в Сбербанке, причем из них около двух третей приходится на пенсионные вклады, не стоит, видимо, рассчитывать на сбережения населения как на основной источник инвестиционных ресурсов, трансформированных банковской системой. Впрочем, с ростом реальных доходов населения будет развиваться средний класс, а его предпочтения сбережений не столь сильно зависят от цен на жилье и энергию (если эти цены не изменяются
«в разы»). Скорее, этот слой предпочтет сберегать в системе страхования, и именно на данный ресурс стоит обратить внимание. За ростом продаж жилья, личного транспорта, и других товаров долгосрочного пользования обычно следует повышение интереса к программам страхования этой собственности. В данной области государство вполне может стимулировать страховой рынок, который станет более мощным, чем обычные банковские депозиты, источником инвестиционных капиталов (вследствие естественной долгосрочности и стабильности страховых сбережений). Страховые сбережения можно считать третьим потенциальным ресурсом инвестиционного капитала.

Кредитование населения

Другое принципиальное направление использования «избыточных» ресурсов — стимулирование развития потребительского кредита. Наиболее технологически доступная схема здесь такова. Центральный банк России открывает Сбербанку
РФ кредитную линию целевого назначения — для кредитования населения (этот вид потребительского кредита, разумеется, может предоставляться только под покупку товаров длительного пользования отечественного производства, неэлитарного жилья и освоение дачных участков). Сбербанк организует эту работу, причем сначала потребительские кредиты выдаются преимущественно гражданам, получившим гарантии от предприятий и организаций, где они работают. Было бы естественным направлять уплачиваемые проценты (за вычетом процентных расходов Центрального банка России по этим операциям) на расширение ресурсов для проведения новых аукционов и потребительского кредитования. На первоначальном этапе сроки кредитования предприятий и населения для приобретения товаров длительного пользования (за исключением автомобилей) не должны превышать шести месяцев: важно относительно быстро убедиться, работает ли этот механизм. При кредитовании покупки автомобилей естественно привлекать в качестве дополнительного ресурса средства предприятий-производителей, а при кредитовании покупки жилья — местных или региональных органов власти и застройщиков.

В целом развитие потребительского кредита в экономике поднимает планку благосостояния, доступную каждому отдельному гражданину, одновременно стимулируя его работать с большей отдачей и повышать свой постоянный доход
— вследствие необходимости существенных текущих выплат на обслуживание кредита, страховки, и т.п. В этом смысле можно утверждать, что потребительский кредит является генератором дополнительных доходов в экономике и его прогресс ведет к общему повышению производительности труда.

4.3. Денежно-кредитная политика

Современное рыночное хозяйство с точки зрения способа перераспределения финансовых ресурсов, соответственно типа организации финансовой структуры, имеет две модификации: o экономика финансовых рынков (экзогенного предложения денег) — система американского типа с преобладанием финансирования через финансовые рынки; o экономика задолженности (эндогенного предложения денег) — система французского (японского) типа с преобладанием финансирования через банковский кредит.

Экономика финансовых рынков предъявляет чрезвычайно высокие требования к самим рынкам (к качеству соответствующих институтов и инструментов), а также к циркулирующей рыночной информации и способности отдельных рынков к ее усвоению. Для эффективного перераспределения через рынок необходимо, чтобы инвесторы располагали относительно полной и достоверной информацией по долговым обязательствам, выставляемым на продажу, и могли должным образом сопоставлять между собой отдельные обязательства по ценам, ликвидности и качеству (долги, выставляемые на рынок, надлежит хорошо структурировать). Кроме того, чтобы подобные сопоставления были возможны, требуются достоверные ожидания основных параметров общеэкономического процесса, по крайней мере, на среднесрочную перспективу. В сегодняшней
России, где рынки только начинают складываться, коммерческие долги не структурированы, а их качество слабо поддается оценке. Поэтому надеяться на высокую эффективность перераспределительных функций финансового рынка не приходится.

Экономика, базирующаяся на банковском финансировании, дает гораздо больше возможностей регулирования в оперативном плане, она менее восприимчива к асимметрии экономической информации и практически не ограничивает возможности трансформации ресурсов (при адекватном участии кредитора последней инстанции — центробанка). Поэтому в ближайшие годы эффективная организация финансирования в России должна сопрягаться с доминированием банковских форм финансового перераспределения. Вместе с тем известные кризисные события в финансовом секторе экономики резко обострили проблему устойчивости банковской системы, и в настоящее время последняя не в состоянии нормально выполнять свою перераспределительную функцию, а значит, не способна организовать нормальное финансовое обеспечение экономического роста. В то же время и финансовые рынки (за исключением валютного) практически не функционируют. Вот почему в 1999—2000 гг. положительная динамика отечественного производства базировалась в основном на самофинансировании предприятий реального сектора экономики. Эта тенденция вынужденно сохранится и в дальнейшей краткосрочной перспективе.

Между тем тотальное самофинансирование — далеко не самый эффективный способ организации финансовой структуры экономики. С одной стороны, при такой организации предложение финансирования не может адекватно реагировать на спрос финансово слабых экономических агентов, т.е. экономика остается относительно недофинансированной. С другой стороны, значительную часть свободных остатков средств финансово избыточных агентов невозможно задействовать для финансирования экономического роста, и они используются в спекулятивных операциях. В этой связи на первый план выходят задачи реструктурирования и укрепления банковской системы с тем, чтобы она реально могла осуществлять перелив капитала.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.