Рефераты. Стратегические цели экономической политики России в современных условиях






p> Цели подобно организации строятся по иерархическому принципу, образуя иерархию целей, "целевой каркас организации". Они разделяются по уровням иерархии организации на цели вышележащего и цели нижележащего уровня. Цели нижележащего уровня выступают в качестве средств достижения целей более высокого уровня.

Целям присущи такие качества, как:

. соподчиненность;

. развёртываемость;

. соотносительная важность.

Иерархия целей представляется обычно в виде "дерева целей". Основным правилом построения "дерева целей" является - полнота редукции (сведение сложного к более простым): каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы совокупность полностью определила исходную цель.

Основные правила построения дерева целей:
1. На каждом уровне дерева целей совокупность подцелей должна быть достаточной для описания цели.
2. Расчленение цели на подцели на каждом уровне ведётся только по одному признаку декомпозиции.
3. Каждая выделяемая подцель должна относится к организационно- обособленному субъекту деятельности - исполнителю, бюро, подразделению, отделу, подсистеме.

Деятельность организации носит многогранный и разнообразный характер и выразить её через какую-либо одну цель невозможно. Поэтому в организации выделяют долгосрочные, среднесрочные и текущие цели и устанавливают компромисс между ними.

Компромисс следует устанавливать не только между текущей деятельностью и развитием предприятия, но и между различными её видами.

Состав задаваемых целей, а так же их количественные характеристики будут определяться сложившейся ситуацией и зависят от специфики отрасли, особенностей среды, миссии.

Методической основой целевого подхода является определение главной цели и её дифференциация по видам и процессам деятельности, а также по элементам структуры системы. На основе такой дифференциации строится система целей предприятия.

Правильно организованный процесс установления целей предполагает прохождение четырёх фаз:
1. Выявление и анализ тех трендов, которые наблюдаются в окружении;
2. Установление целей для системы в целом;
3. Построение иерархии целей;
4. Установление индивидуальных целей.

Первая фаза. Влияние среды оказывает влияние не только на установление миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния среды.
Руководство должно стремится предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этими предвидениями. Вот почему очень важно выявлять тренды, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сферы, науки и техники.

Вторая фаза. При установлении целей для организации в целом важно определить то, какие из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять в качестве целей организации. Далее выбирается определённый инструментарий количественного расчета величины целей. Важное значение имеет система критериев, которыми пользуются при определении целей организации. Решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.

Третья фаза. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строится как по долгосрочным целям, так и по краткосрочным.

Четвёртая фаза. Для того, чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом в выполнении целей организации, она должна быть доведена до уровня отдельного работника. В этом случае достигается одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс достижения конечной цели организации.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех её подразделений и для всех её членов. Однако из требовательности целей никак не следует неизменность. Возможно подходить к проблеме изменения целей следующим образом: цели корректируются всякий раз, как этого требует обстоятельства. В этом случае процесс изменения целей носит сугубо ситуационный характер.

Возможен другой подход. Многие организации осуществляют систематическое упреждающее изменение целей. При таком подходе в организации устанавливаются долгосрочные цели. На базе этих долгосрочных целей вырабатываются детализированные краткосрочные цели. При достижении этих целей разрабатываются новые долгосрочные цели.

Цели классифицируются следующим образом:

. По уровням значимости:

. главная цель

. основная цель

. частная цель;

. По долгосрочности:

. долгосрочные (стратегические)

. среднесрочные (оперативные)

. текущие (оперативные);

. По уровням управления:

. общегосударственные

. отраслевые

. региональные

. цели объединений

. цели предприятия;

. По этапам деятельности:

. промежуточные

. конечные цели.

Кроме того, класс цели может уточняться по вторичным признакам.

Различают следующие виды целей:

. По охватываемой сфере:

. Общая

. Частная

. По значению:

. Главная

. Второстепенная

. По денежному выражению:

. Денежные

. Безденежные

. По количеству критериев оценки цели:

. Однокритериальные

. Многокритериальные

. По предмету цели:

. На общий результат

. На производственный результат

. По месту в иерархии целей:

. Высшие

. Промежуточные

. Низшие

. По взаимному соотношению целей:

. Комплиментарные

. Индифферентные

. Конкурирующие цели

Стратегические цели отражают генеральную линию развития управляемой системы. Они призваны, с учетом условий окружения и достигнутого потенциала, материализовать принципы и намерения, которые заложены в философии, политике и стратегическом облике (миссии) организации. По предмету цели они находят отражение в совокупности планируемых продуктово- рыночных комбинаций и показателях, характеризующих желаемое развитие организации и необходимые для этого ресурсы. Стратегическая цель, в конечном счете, ориентирована на решение той или иной проблемы, или задачи, связанной с рынком, или с принципиальным вопросом выживаемости организации.

1.2 Требования, предъявляемые к постановке целей и их обоснование

Стратегическое управление основывается на стратегических целях организации, а именно, не на нынешней, а на будущей структуре всех видов доступной деятельности, не на имеющемся, а на создаваемом потенциале организации, под которым целевым направлением выделяются ресурсы.
Стратегическое управление предполагает, что организация определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей.
Таким образом, видно, что организация адекватного процесса целеполагания важна не только для успешного функционирования системы, но и ее выживания в долгосрочной перспективе. Поэтому если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям.

Сформулированные при разработке стратегии и тактики цели, чтобы эффективно исполнять свое предназначение, должны удовлетворять определенным требованиям.
1. Достижимость

В целях должен быть заключен определенный вызов, они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за пределы возможностей исполнителей.
Нереальная цель приводит к демотивации, недовольству, потере авторитета власти, что негативно сказывается на всех сферах деятельности.
2. Гибкость

Процесс целеполагания должен рассматриваться с позиции его непрерывности, то есть всегда должна оставаться возможность для корректировки целей в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении.
3. Измеримость

Цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, либо же можно было бы каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разночтения, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты.
4. Конкретность

Цели должны обладать необходимыми характеристиками, для того, чтобы можно было однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться движение организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен ее достигать. Чем более конкретна цель, тем легче выработать стратегию ее достижения.


5. Совместимость

Иерархическая совместимость – не единственное направление установления совместимости целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, установленные по разным направлениям деятельности. Так важно помнить, что совместимости требуют цели роста и цели поддержания стабильности.
6. Комплексность

Состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация, должно охватывать все аспекты проблемной ситуации. В противном случае деятельность организации может носить односторонний характер и, скажем, добиваясь высоких темпов экономического роста, можно упустить из виду социальные факторы, что может отрицательно сказаться на производительности труда, а в последствии и на спаде темпов экономического роста.
7. Приемлемость

Цели должны быть приемлемы для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. Другими словами, необходимо учесть интересы всех участников любой сферы деятельности, прямо или косвенно относящихся непосредственно к нашей деятельности. Сложность заключается в том, что обычно интересы субъектов влияния носят разнонаправленный характер.
8. Системность

Состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация, должно обеспечиваться соответствующими управленческими механизмами на всех этапах управления. Иными словами, при формировании целей организации должны предусматриваться все составные элементы системы управления объектом, необходимые для обеспечения эффективного достижения поставленных целей.

Однако, для осуществления эффективного управления не достаточно лишь сформулировать цели, поставленные перед организацией при управлении объектом. Для того, чтобы система управления была конструктивной, необходимо наличие критериев, позволяющих оценить степень достижения целей, а также обосновать выбор целей из альтернативных вариантов.

Для того, чтобы таким образом измерить цель, необходимо определить сравнительную весомость подцелей, характеризующую их сравнительный вклад в достижение этой цели.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.