Рефераты. Стратегические цели экономической политики России в современных условиях






p> . формирование механизма «социального контракта» между государством

(властью), бизнесом и обществом — механизма, на котором, в частности, должны базироваться институты легитимности государства и собственности;

. создание новой системы социального порядка, регулирующей поведение основных социальных субъектов в контексте реализации стратегических целей государства.

Реальная цель развития государства, обладающая мощным консолидирующим потенциалом, триедина: повышение уровня жизни, безопасность и достойная жизнь граждан России. Именно так сформулирована в седьмой статье
Конституции России задача государства. Следовательно, критерием его развития должен стать уровень организации, подготовки и использования всех его сил и ресурсов для достижения этих целей.

Механизм «социального контракта», консолидирующего государство, бизнес и общество вокруг главной и корреспондирующих с ней целей, принципиально выглядит следующим образом:

. по отношению к обществу государство берет на себя осознанную ответственность за повышение уровня жизни, обеспечение социальных гарантий и безопасности, получая взамен легитимность власти и общественную поддержку;

. по отношению к бизнесу государство обеспечивает гарантии прав собственности, благоприятный предпринимательский климат, поддержку бизнеса во внешнем мире, получая взамен поддержку со стороны национального капитала, строгое соблюдение установленных государством норм и правил;

. баланс между обществом и капиталом строится по принципу: социально ответственное поведение бизнеса в обмен на общественную поддержку его интересов, целей и действий.

Создание новой системы социального порядка основано на том, что обеспечение благополучия и достойной жизни не может быть делом только власти, тем более одного из ее уровней. Эта стратегическая цель требует согласования интересов и скоординированных действий федерального центра, субъектов Российской Федерации и бизнеса (крупных корпораций). Создание правового механизма такого согласования является основой стратегии развития социального государства.

Формирование практически работающего правового, политического и хозяйственного механизма ответственности власти и основных субъектов экономики за достижение согласованных параметров уровня жизни позволит, с одной стороны, строго разграничить обязательства и сферы ответственности федерального центра, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, бизнеса и домохозяйств за повышение благосостояния и решение социальных задач, а с другой, — наладить постоянный диалог главных участников экономических процессов в самых разнообразных формах.

Успешность стратегии развития государства по принципу «благосостояние для большинства» будет определяться динамикой формирования массового среднего класса. Он должен охватить минимум 50—55% населения одновременно со снижением доли граждан с доходами ниже прожиточного минимума до 10—15%.
Государство просто не сможет длительное время соединять полярные сегменты расколотого общества, если не начнется ускоренное становление его естественной социальной опоры — массового слоя людей со средним достатком.
Формирование среднего класса придаст необходимую устойчивость всей социальной конструкции и послужит основой для преодоления наиболее негативных последствий социального раскола.

Становление среднего класса предполагает формирование новой модели потребления с опорой на российский стандарт благосостояния, отвечающий потребительским ориентирам данной социальной группы. Речь идет не о
«потребительском минимуме», а о нормативах потребления, которые соответствуют достойному уровню жизни, достижимы для основной массы российских граждан и потому являются стимулами экономической (трудовой и предпринимательской) активности. Такой стандарт благосостояния включает: качественное жилье, «второе жилище», высокую обеспеченность товарами длительного пользования, автомобиль, доступность качественных услуг здравоохранения и образования, и др. Реализация стратегии «благосостояние для большинства» предполагает, что российский стандарт (экономические и социальные условия его реализации именно как массового стандарта) призван лечь в основу долгосрочного экономического развития.

Реформирование социальной сферы, осуществляемое в рамках стратегии
«благосостояние для большинства», должно исходить из следующих общих принципов:

. недопустимости снижения уровня жизни массовых групп населения ни на каком этапе;

. обеспечения всеобщей доступности социальных благ, прежде всего качественного медицинского обслуживания и образования;

. усиления адресности социальной поддержки в части социальных пособий и других денежных выплат населению;

. постепенности перехода на принцип платности социальных услуг и ликвидации системы перекрестного субсидирования — строго в соответствии с увеличением реальных доходов граждан, оплаты труда занятых в бюджетной сфере и социальных выплат.

Согласно расчетам, реализация условий формирования массового среднего класса предполагает, что уровень потребления должен возрасти по сравнению с сегодняшним в 1,7—1,8 раза. Отсюда ряд конкретных задач, которые предстоит решить в течение 2000—2010 гг.:

. добиться поступательного повышения реальных доходов граждан страны не менее чем на 75%;

. резко снизить масштабы бедности, уменьшив втрое численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;

. увеличить к 2003 г. средний размер начисленных пенсий до уровня прожиточного минимума;

. обеспечить поддержку и развитие социальных институтов, определяющих качество «человеческого капитала» (образования, здравоохранения, культуры). Расходы из бюджетов всех уровней на социальную сферу в реальном выражении должны увеличиться по сравнению с 2000 г. не менее, чем на 60%.

Необходимость решения данных социальных задач параллельно с обеспечением достаточного уровня национальной безопасности задает предельно жесткие требования к экономическому росту. Его граница оказывается довольно высокой — не ниже 5—6% в среднем за год. Кроме того, в перспективе среднегодовые темпы роста производства первичных ресурсов не превысят 2—4%, а это означает, что повышение эффективности их использования должно составлять не менее 2—3% в год. В такой ситуации ключевое звено обеспечения экономического роста (а следовательно, и всей стратегии реализации главной цели развития социального государства) в ближайшие десять лет — инвестиционный прорыв. Он имеет несколько критически необходимых компонент:

. форсированный рост капиталовложений, объем которых должен хотя бы удвоиться в предстоящее десятилетие, т.е. увеличиваться со средним темпом не ниже 8—9% в год;

. структурный инвестиционный маневр в пользу секторов, способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики в мировом хозяйстве;

. инвестиционная поддержка ряда ключевых секторов, не обладающих в целом должным инвестиционным потенциалом (в частности, сельского хозяйства и электроэнергетики);

. инновационное наполнение инвестиций (в противном случае инвестиционный рост будет способствовать воспроизводству устаревших технологий и консервировать экономическую отсталость страны).

При этом, чтобы инвестиции стали действительно значимым фактором конечного спроса и «локомотивом роста», в их материальном обеспечении существенную роль должно играть отечественное машиностроение. Это предполагает, в частности, его ускоренную модернизацию на основе как имеющегося инновационного и технологического потенциала, так и импорта.

Необходимо подчеркнуть, что лишь модель экономического роста, ориентированная на рост благосостояния большинства населения, сможет реально снять социально-экономический кризис, острота которого сегодня маскируется конъюнктурной волной оживления производства. Если же в экономической политике ставка будет сделана на «рост ради роста», обострение социальной обстановки в стране способно похоронить и рост производства, и само государство.

3.2 Концепция развития

3.1. Экономика роста

Достижение стратегических целей развития России в среднесрочной перспективе возможно лишь при условии воссоздания экономики роста. При этом чрезвычайно важны не только количественные, но и качественные характеристики экономической динамики.

Позитивное будущее России может быть основано только на опережающем развитии перерабатывающих отраслей промышленности. Именно их динамика определяет, с одной стороны, уровень инвестиционной активности и технологического обновления производства, а с другой, — динамику и структуру потребления населения. Потребительские стандарты в свою очередь определяют формирование и воспроизводство трудовых мотиваций, а следовательно, и возможный вклад социальных факторов в повышение эффективности производства.

Развитие отечественной обрабатывающей промышленности и строительства способно обеспечить кардинальное повышение качества жизни россиян, создать потенциал позитивного изменения условий проживания на основе масштабного предложения доступного жилья, дальнейшей эффективной автомобилизации и опережающего развития инфраструктуры.

Первичный сектор экономики России, добывающая промышленность и особенно экспортоориентированные отрасли, представляют собой важнейший материальный ресурс экономического роста и поддержания уровня и динамики экспортных доходов. Последнее особенно важно в период восстановления технологического потенциала обрабатывающего сектора промышленности, строительства и транспорта. Выполнение первичным сектором экономики задач материального обеспечения экономического роста в России и поддержания в среднесрочной перспективе положительных значений чистого экспорта также требует развития в рамках добывающей промышленности комплексной переработки сырья, увеличения доли конечной продукции в экспорте.

Условия возрождения экономики. Для обеспечения динамичного экономического роста в среднесрочной перспективе необходимо выполнение минимум следующих трех предпосылок.

Это, во-первых, максимально возможное использование уже имеющегося в стране и сохранившего технологические свойства производственного потенциала.

Во-вторых, сохранение в России генерируемых в рамках отечественной экономики финансовых ресурсов и превращение их в главный источник спроса на отечественную продукцию (современный уровень вывоза капитала в 15—20 млрд. долл. ежегодно эквивалентен потере 450—600 млрд. руб. конечного спроса или
6—8% потенциального среднегодового прироста производства; в среднем за год отток финансовых ресурсов за пределы страны фактически и являлся одной из главных причин многолетнего спада).

В-третьих, — создание в экономике условий для нормальной инвестиционной деятельности и осуществления процесса расширенного производства. Именно под углом зрения создания этих условий должны рассматриваться все вопросы экономической политики и формироваться концепция экономического развития
России на перспективу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.