Рефераты. Совершенствование органов государственного управления по поддержке личных подсобных хозяйств






В этой связи следует различать, как справедливо отмечает В.А. Белянов [30], общественную и личную функции личного подсобного хозяйства.

Общественная функция состоит, прежде всего, в производстве для общества ряда продуктов, потребность в которых не обеспечивается за счет сельскохозяйственных предприятий..

Личная функция подсобного хозяйства, с одной стороны, выражается в том, что оно обеспечивает людей, ведущих его, продуктами, которые не могут быть получены из общественного производства. С другой стороны, личная функция подсобного хозяйства состоит в том, что оно является существенным источником формирования реальных доходов трудящихся, участвует в процессе воспроизводства рабочей силы, способствует выравниванию уровня жизни отдельных групп населения.

В последнее время возникает еще одна очень специфическая функция – служить интересам и возрождению общественного хозяйства, противопостоять административному напору на крупные сельскохозяйственные предприятия, сохранить их от разрушения, создавая спрос на корма для ЛПХ, молодняк скота и другие услуги общественного хозяйства.

Таким образом, перед органами государственного управления округа, в аграрном секторе которого сложилась критическая социально-экономическая ситуация, стоит задача: во-первых, быстрого и рационального (исходя из финансовых возможностей) разрешения проблемы обеспечения незанятого населения доходной деятельностью; во-вторых – создания эффективной модели коллективного сельхозпроизводства (предприятия), которое должно стать не только более продуктивным и экономически эффективным, чем существующее, но и, в конкурентных целях, быть более, опять-таки, рациональным, чем сельхозпредприятия из благоприятных по погодно-климатическим условиям регионов России.

Не менее важным представляется принятие органами государственного управления округа не только быстрого, но, что очень важно, правильного организационного решения, ибо повторное ошибочное реформирование села может привести к окончательной потере доверия людей к власти


1.2 Формы и методы государственного регулирования личных подсобных хозяйств


Несмотря на объективную необходимость создания и развития эффективной системы государственной поддержки личных подсобных хозяйств, малого и среднего предпринимательства, в России эти намерения больше декларируются, чем реализовываются.

В стране нет четкой направляющей Концепции в развитии личных подсобных хозяйств и малого бизнеса, поддерживаемые федеральным центром структуры.

Во многих регионах личные подсобные хозяйства рассматриваются как важнейшая составляющая агропромышленного комплекса, хотя таковыми являются они практически везде. Разница только в том, что для одних ЛПХ – явление приходящее, а потому не достойное внимания и серьезных усилий по их развитию, а для других – сектор сельского хозяйства, остающийся ведущим в занятости людей и их жизнеобеспечении. Ввиду различного понимания роли и значения ЛПХ сегодня и в будущем по-разному строится и работа с ними.

Серьезно занимаются развитием крестьянским подворий в республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Марий Эл, Мордовия, Чувашской Республике, Саха (Якутия), в Агинском Бурятском автономном округе, в Алтайском крае, Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Кемеровской, Орловской, Пермской, Тюменской и других областях.

В одних регионах создана собственная нормативно-правовая база функционирования личных подсобных хозяйств (местные законы), не ожидая, когда это осуществится по всей России. В других – приняты и реализуются региональные программы по развитию ЛПХ. В третьих –сделано то и другое, в четвертых – идет разработка этих документов. Поддержка домашних подворий начинает носить системный характер. Они рассматриваются как равноправные сельхозпроизводители, на них в полной мере распространяются управленческие воздействия сельхозорганов, сервизное обслуживание, все виды местных дотаций и государственной поддержки. Личные хозяйства включаются в разного рода кооперативные структуры, вокруг них формируется доброжелательная атмосфера через средства массовой информации.

Уже неоднократно говорилось о месте подворий в агропромышленном комплексе (АПК) Мордовии и деятельности руководства республики. Остановимся на документах, которые приняты в республике по развитию АПК.

Существующая организационно-правовая база строилась постепенно, по мере накопления опыта. Важное значение имели указы главы республики от 10 сентября 1996 г. «О мерах по стабилизации положения в агропромышленном комплексе, поддержке личных подворий, садоводство и огородничество», от 20 августа 1997 г. «О мерах по развитию животноводства в личных подворьях», от 13 октября 1998 г. «Об организационных и экономических мерах по повышению эффективности сельскохозяйственного производства в Республике Мордовия».

На основании указов главы и решений государственного собрания республики приняты и действуют ряд положений, создающие условия для успешной деятельности домашних подворий. Назовем некоторые из них, вышедшие за 1997-2002 гг.: «О порядке предоставления личным подворьям субсидий на содержание дойного стада коров сверх установленного минимума и на содержание свиноматок», «О выплате дотаций владельцам личных подворий за реализацию нетелей и ремонтных телок сельскохозяйственным предприятиям для пополнения стада коров», «О выплате субсидий личным подворьям граждан, закупающих телок для обновления дойного стада», «О порядке предоставления дотаций за сданные на переработку скот и молоко», «О порядке возмещения личным подворьям расходов на осеменение скота, ветеринарное и зоотехническое обслуживание».

Из названий документов видно, насколько многоплановой является система материальной поддержки подворий. Результатами такой работы стали подъем сельского хозяйства региона, рост производства продовольствия в домашних подворьях, улучшение жизни крестьян.

В Ростовской области в июне 1999 года принято постановление «О развитии личных подсобных хозяйств в Ростовской области», в котором утвержден план мероприятий по поддержке домашних подворий. На его основе разработаны программы развития личных подсобных хозяйств районов.

В марте 2002 г. постановлением администрации области утверждено «Положение о субсидировании ставок по привлеченным в коммерческих банках кредитным ресурсам», которое предусматривает льготное кредитование закупок продовольствия у населения.

Серьезные результаты дает реализация распоряжения главы администрации Ростовской области «О мерах по формированию системы производства заготовок и переработки продукции животноводства области». В нем предусмотрен существенный рост заготовок мясо-молочной продукции, в том числе в хозяйствах населения. Наряду с улучшением системы закупок продукции, производимой подворьями традиционным путем, расширяются заготовки под денежный аванс или поставку молодняка скота, кормов, оказания сервисных услуг и т.д.

В июле 2000 г. главой администрации Орловской области Егором Строевым утверждена «Комплексная программа развития личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств на 2002-2005 годы». Разработаны аналогичные программы во всех районах области. Известно, что должно делаться по выполнению программы в каждой сельской администрации. О росте товарности домашних подворий говорит тот факт, что в 2001 году у населения было закуплено 22,5 тыс. тн молока, или на 26 % больше уровня 2000 года.

Есть программы развития личных подсобных хозяйств населения на 2002 - 2006 гг. в Тульской области. Они охватывают широкий круг вопросов – улучшение закупок производимого продовольствия по всем направлениям, развитие кооперации этих хозяйств и интеграции их с различными партнерами, оказание материальной и финансовой поддержки в строительстве животноводческих помещений, создание машинно-технологических станций и т.д.

Большая работа проводится руководством Белгородской области по развитию ЛПХ. Был подготовлен проект закона «О регулировании и социальных гарантиях граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством в личном подсобном хозяйстве». На Белогородчине поощряется деятельность ЛПХ, защищаются права их владельцев. Например, подворьям, содержащим пять и более условных голов крупного рогатого скота, было выделено 300 доильных аппаратов. Через фонд индивидуального жилищного строительства с середины 90 - х годов построено на селе 14 тыс. домов усадебного типа. Этот же фонд производит постановку в хозяйства тракторов, автомобилей и другой техники. Строительство и приобретение техники ведутся в счет будущих поставок продовольствия.

Поддержка личных подсобных хозяйств в Республике Коми осуществлялось в 2001 г. на основе указа главы республики «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2001 году». Вроде бы, в названии документа отсутствует слово «личное подсобное хозяйство», но меры по ним были определены существенные. О чем говорит тот факт, что подворья получили дотации в 2001 г. в размере 4,6 млн. руб. за животноводческую продукцию, или в 4,2 раза больше, чем в предшествующем году.

Разрабатывается комплексная программа повышения эффективности личных подсобных хозяйств на 2002 - 2006 гг. в Тамбовской области. Предусматривается увеличить производство сельскохозяйственной продукции на 25-30 % за счет формирования сети заготовительных, сбытовых, перерабатывающих кооперативов, мобилизации средств населения, муниципального и областного бюджетов, банков и инвесторов.

В Новгородской области работа с домашними подворьями ведется в соответствии с Концепцией социально-экономического развития области в агропромышленном комплексе, действующей с 1997 г. Развитие ЛПХ считается приоритетной задачей. В них производится 74 % продовольствия области. Закупка является важнейшей проблемой, поэтому в области в течение пяти лет осуществляется программа « Организация заготовительной сети по закупкам сельхозпродукции от населения».

В 1999 - 2002 гг. масштабная государственная кредитная помощь владельцам семейных и родовых хозяйств оказывалась в Республике Саха-Якутия.

На фоне этих примеров достаточно интересным выглядит опыт региональной государственной помощи личным подсобным хозяйствам и субъектам малого предпринимательства, накопленный в 1997 - 2004 гг. в Агинском Бурятском автономном округе.

В принципе та или иная работа по активизации производственной деятельности личных подсобных хозяйств населения, повышению их доходности и товарности ведется в каждом регионе. Есть и безусловные лидеры. Однако приведенные примеры не должны создавать иллюзий, что проводится оптимальная политика по отношению к домашним подворьям. Не произошло главного - достижения соответствия меры внимания той роли, которую играют ЛПХ в производстве продовольствия, занятости и жизнеобеспечении сельских жителей. Именно это и подчеркнул в своем выступлении на коллегии Минсельхоза заместитель Председателя Правительства Российской Федерации-Министр сельского хозяйства Российской Федерации А. В. Гордеев, которая проходила в г. Саранске в мае 2002 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.