в) экологическая сертификация и маркировка продукции, информирование производителей, поставщиков и потребителей товаров (работ и услуг) об экологических свойствах потребляемой продукции, сырье и материалах;
г) мотивация персонала с учетом экологических факторов и повышение его квалификации в области охраны окружающей среды;
д.) принцип совмещения затрат на охрану окружающей среды и получения экономической выводы предприятия за счет формирования благоприятного экологического имиджа фирмы и улучшения положения на рынке;
е) учет экологических обязательств предприятия перед акционерами и потребителями, что проявляется в соблюдении национальных и международных стандартов, норм и привил в области охраны окружающей среды.
ГЛАВА 2. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1 Характеристика объекта исследования
В качестве объекта исследования в работе рассмотрены предприятия малого и среднего бизнеса. Главный упор сделан на малые предприятия, занятые в сфере торговли, общественного питания, а также малые пекарни.
Малые предприятия - это небольшая хозяйственная единица, занимающая относительно малую нишу на предоставленном рынке, управляемая своим владельцем на предельно персонифицированном уровне без какой-либо четко сложившейся формализованной управленческой структуры, локально сконцентрированной в своей области производства, и в конечном итоге, независимой в части мобильности и отсутствия контроля извне за предпринимательскими решениями, строящей стратегию своего существования и развития на своих внутренних резервах.
Малый бизнес в рыночной экономике во многом определяет темпы экономического роста, структуру валового национального продукта. В большинстве развитых стран на долю такого бизнеса приходится 60-70% общего объема производства. Этот сектор экономики по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
До последнего времени основной упор в регулировании природопользования делался на крупные промышленные предприятия как основные источники загрязнения. Вместе с тем, как по числу предприятий, по уровня работающих и объему производства продукции на данном сегменте рынка данные предприятия также требуют своего анализа с точки зрения их воздействия на окружающую среду, использования природных и других ресурсов, внедрения систем экологического управления. В табл. 4 показаны число и структура малых предприятий по отраслям экономики России за 1997-1999 годы.
Таблица 4 - Число малых предприятий по отраслям экономики (на 1 января)
2004
2006
всего
в % к итогу
Всего
841737
100,0
868008
в том числе: промышленность
131878
15,7
136117
сельское хозяйство
10879
1,3
13759
1,6
Строительство
137970
16,4
137511
15,8
Транспорт
17506
2,1
18570
связь
торговля и общественное питание
359357
42,7
386110
44,5
оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения
14593
1,7
13214
1,5
Информационно-вычислительное обслуживание
6167
0,7
5201
0,6
Операции с недвижимым имуществом
3859
0,5
5865
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка
35919
4,3
35244
4,0
другие виды деятельности
13,3
12,9
Так, наибольшее число малых предприятий (15,7% от их общего количества) имеется в промышленности. На долю торговли и общественного питания в 1999 г. приходилось 45,5% всех малых предприятий.
Аналогично можно проанализировать роль малого бизнеса в экономике, исходя из численности занятых и объема производимой здесь продукции, табл. 5. Всего в 1998 г. на данном сегменте рынка было занято 6207,8 тыс. чел., а объем произведенной продукции (работ и услуг) -261908,0 млн. руб.
Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. Как альтернатива крупному, монополизированному произвудству, малый бизнес во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимателей.
В России малые предприятия играют важную роль в преодолении монополизма. Теоретический и практический интерес и характеристика и динамика малых предприятий в г. Черкесске за 1999-2007 гг., табл. 6.
После быстрого роста число таких предприятий в городе стабилизировалось и составило в 2007г. 175163 едициц, среднесписочная численность занятых здесь за этот же период составила 1121,4 тыс. чл. Для такого города, как Черкесск это значительная сфера приложения труда и обеспечения занятости, в том числе - с привлечением совместителей. Почти половина реально функционирующих предприятий в Москве - предприятия малого бизнеса.
Таблица 5 - Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях в 2007 г.
Среднесписочная численность работников
Объем произведенной продукции (работ, услуг), всего
Тыс. чел.
млн. руб.
6207,8
261908,0
1357,6
21,9
63084,8
24,1
Сельское хозяйство
138,7
2,2
2657,8
1,0
1344,9
21,7
67275,0
25,7
177,3
2,9
8952,0
3,4
Связь
26,1
0,4
1830,8
Торговля и общественное питание
2202,9
35,5
71113,5
27,2
Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения
90,6
5219,9
2,0
Информационно-вычислотельное обслуживание
23,0
1273,8
27,5
1604,4
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка
193,6
3,1
7707,5
Другие виды деятельности
620,8
10,0
30905,1
11,8
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19