Рефераты. Роль экологического менеджмента в развитии малого бизнеса






Ki- коэффициент, учитывающий класс опасности i-гo химического вещества, недопущенного (предотвращенного) к попаданию на почву, либо ликвидированного имеющегося загрязнения в результате осуществления соответствующего направления природоохранной деятельности

(приложение 3).

Так, к примеру, предотвращенный экологический ущерб от утилизации отходов производства и потребления на ООО «Волбо», рассчитанный для г. Вязьмы Смоленской области, с учетом удельного ущерба окружающей природной среде от размещения 1 т нетоксичных отходов производства и потребления в размере 129,0 руб. составляет более 4,0 тыс. руб. ежегодно.

Среди методов экономического стимулирования производства и потребления экологически благоприятной продукции, используемые за рубежом, можно выделить следующие:

• применение системы налогов и сборов, которая влечет сокращение производства и торговли некоторыми экологически вредными видами продукции. При этом используются такие методы, как дифференцированное налогообложение, т.е. установление более низкой ставки налога для «экологически благоприятной» продукции, например, неэтилированного (посравнению с этилированным) бензина или автомобилей, оснащенных катализаторами;

• совершенствование информационного обеспечения производителей и потребителей, что может повысить осведомленность фирм и покупателей и стимулирует производителей к улучшению экологических характеристик производимых товаров, выполняемых работ и услуг. Основными информационными инструментами при этом выступают обязательная и добровольная маркировка. Наличие экологического знака может также стимулировать продвижение российской продукции

на рынки других стран;

• заключение добровольных соглашений между правительством и деловыми кругами отдельного сектора экономики, например, представителями малого и среднего бизнеса, которые берут на себя обязательства решать конкретные экологические задачи. Уже в настоящее время успешно действуют соглашения, касающиеся аккумуляторов, озоноразрушающих веществ, ртутьсодержащей продукции, консервирования древесины и др. В ряде стран экологически благоприятной продукции отдается предпочтение при государственных закупках.

В качестве направления совершенствования нормативно-методической и правовой базы внедрения систем экологического управления на предприятиях и развития малого бизнеса предлагается разработать и принять Закон РФ «Об основах экологического предпринимательства в Российской Федерации». Цель подготовки законопроекта - правовое закрепления понятия «экологическое предпринимательство» как особого вида предпринимательской деятельности, направленной на выпуск продукции и оказание услуг экологического (природоохранного) назначения, при этом данный вид деятельности должен являться для предприятия основным и в этом качестве закрепляться в учредительных документах.

Переход к экологически разумному финансированию частного сектора и оказание помощи малому и среднему бизнесу в выполнении национальных экологических требований.

Одновременно требуется подготовить проект подзаконного акта (постановления Правительства РФ «О порядке формирования государственного заказа на экологическую (природоохранную) продукцию» с отражением в нем:

- обязательности ежегодного государственного заказа на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) как одной из основных форм реализации государственной экологической политики;

конкурсной системы участия экологически ориентированных предприятий в реализации государственного экологического заказа.

Реализация данных предложений поможет обеспечить формирование устойчивого спроса на экологически благоприятную продукцию, адресное выделение средств на реализацию экологических программ и их целевое расходование, необходимую правовую детализацию имеющихся законодательных норм. Следствием этого должно явиться формирование сети экологически ориентированных предприятий, конкурентной среды в данной сфере предпринимательства, последовательное наращивание количества рабочих мест в данной сфере малого и среднего бизнеса.

При этом принимаемые законодательные акты и подзаконные документы должны соответствовать действующим международным нормам.

Анализ имеющегося отечественного и зарубежного опыта позволяет сформулировать следующие предложения по организационно-методическим мерам поддержки природоохранной деятельности и экологического предпринимательства.

1. Ввести в перечень обязательных функций органов территориального общественного самоуправления обязанность по реализации экологической политики и развитию экологического предпринимательства.

2. При формировании экономической стратегии финансирования и инвестирования экологически ориентированной деятельности целесообразно преимущественно использовать не прямые, а косвенные затраты, выражающиеся в предоставлении кредитно-финансовых, налоговых, лицензионных льгот для стимулирования применения экологически чистых технологий, производства экологически благоприятной продукции, структурных сдвигов в направлении производства и потребления эффективных с экологической и экономической точек зрения материально-технических, топливно-энергетических и природных ресурсов, формирования предпринимательства и рынка экологически благоприятных товаров, работ и услуг.

3. Разработка и использование системы соответствующих рычагов и стимулов, таких как цена, зарплата, налоги, кредиты, экологические платежи, штрафы и другие санкции для экономического принуждения соблюдения экологических требований, формирующими современную ответственную норму поведения хозяйствующих субъектов и создающими мотивацию для экологически разумного поведения производителей и потребителей,

4. Проведение инвентаризации всех потребителей и пользователей природных ресурсов и источников загрязнения окружающей среды, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, с целью оценки их ресурсов по эффективному экологически ориентированному хозяйствованию и управлению.

Важное значение при этом приобретает повышение значимости экологических показателей в системе учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Переход от экономики природопользования к экологической экономике и экономике природосбережения предполагает поэтапное введение механизма, исключающего нерациональное природопользование, проявляющееся в создании и применении опасных для окружающей среды средств производства и в отношении действий, ведущих к нарушению экологического баланса.

С этой целью необходимо поощрять обеспечение контроля за качеством продукции на протяжении всего жизненного цикла изделий, а также введение соответствующей ответственности товаропроизводителя и интернационализации внешних издержек.

С целью совершенствования экономического стимулирования внедрения систем экологического управления на малых и средних предприятиях предлагается разработка мотивационного механизма, который в состоянии стимулировать экологически ориентированную деятельность самостоятельно хозяйствующих субъектов с тем, чтобы ядром их технического развития стал комплекс инновационной, маркетинговой и природоохранной деятельности.

На уровне муниципальных образований, где расположены малые предприятия, целесообразно также принятие решений о разработке экологически чистых технологий частично за счет бюджетных ассигнований (за счет государства), частично воздействуя на политику капиталовложений самого предприятия.

В настоящее время на рассмотрении находится законопроект «О внесении дополнения в статью 8 Закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. Он предусматривает возможность фондам поддержки малого предпринимательства льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы на сумму до 1500 минимальных размеров месячной оплаты труда.

1. Регулирование и снижение воздействия деятельности предприятия на состояние окружающей среды целесообразно осуществлять на основе оценки жизненного цикла продукции на базе международных экологических стандартов ISO серии 14000. Такая оценка должна включать проведение инвентаризации экологических аспектов производства продукции (предоставления услуг), оценку потенциальных воздействий на окружающую среду, связанных с потреблением исходного сырья, материалов, энергии, природных ресурсов и выбросов (сбросов) в окружающую среду, а также оптимизацию эколого-экономических процессов на предприятии.

2. Оценку жизненного цикла продукции, а также ее экологическую сертификацию на предмет получения специальной экологической маркировки предлагается осуществлять на основе процедуры экологического аудита.

3. На основе процедуры экологического аудита, которая включает и оценку системы экологического управления на предприятии, и оценку жизненного цикла выпускаемой продукции, а также с учетом наличия экологической сертификации и маркировки продукции, предлагается вести Реестры производителей и поставщиков продукции (работ и услуг), отвечающих экологическим требованиям.

Такой подход способствует формированию российского рынка экологических товаров, работ и услуг и может служить надежным ориентиром для производителей и потребителей экологически благоприятной продукции.

4. В целях экономического стимулирования деятельности предприятий по внедрению принципов экологического управления и оздоровлению окружающей среды предлагается уменьшить налог на прибыль для предприятий, выпускающих экологически благоприятную продукцию, а также для торговых предприятий, осуществляющих ее поставку потребителям; предоставление налоговых кредитов и освобождение от налогов для производителей и поставщиков экологически значимой продукции, применение поощрительных цен и надбавок на экологически благоприятную продукцию, корректировка размеров арендной платы и других отчислений для предприятий, выполняющих работы (услуги), направленные на экологическую реабилитацию территории и обеспечение принципов устойчивого развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


1. Анализ экологической составляющей социально-экономического развития показывает, что развитие рыночных отношений выдвигает ряд новых проблем в сфере экономики природопользования, решение которых должно базироваться на позитивной связи между эффективностью, прибылью и сохранением благоприятного качестве окружающей природной среды.

С гармонизации эколого-экономических отношений необходимо выработать такой механизм хозяйствования во взаимоотношениях с природой, который бы учитывал изменения сложившихся представлений о человеческих потребностях и ценностях, способность окружающей среды к удовлетворению возрастающих потребностей общества с учетом воспроизводства благоприятного качества окружающей среды.

2. Установлено, что усиление требований российского и международного законодательства в области охраны окружающей среды, развитие экономических инструментов в сфере природопользования приводит к внедрению принципов экологического управления в сфере предпринимательской деятельности, в том числе - на малых предприятиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.