Рефераты. Роль экологического менеджмента в развитии малого бизнеса






В настоящее время, когда завершается рыночное реформирование экономики, разрушаются прежние экономические и ценностные установки, обостряется и проблема загрязнения окружающей среды, ибо происходит увеличение количества хозяйствующих субъектов и расширение их прав в принятии децентрализованных экономических решений. Для разрешения данного противоречия необходимо создавать своего рода «экологические рамочные условия», определяющие экологическое поведение хозяйствующих субъектов. Такой подход мог бы базироваться на концепции внешних эффектов, что требует четкого определения прав собственности.

Следует отметить, что вопрос о путях и формах развития экологического предпринимательства остается достаточно дискуссионным. Так, некоторые авторы утверждают, что рынок - это не та сфера, которая подходит для решения проблем устойчивого развития [42, 43, 79, 108]. В то же время другие исследователи отмечают, что краеугольным камнем экологически устойчивого развития и экологически ориентированного бизнеса является именно система открытых конкурирующих рынков, когда цены отражают стоимость природных и других ресурсов [41, 44, 83, 86].

С точки зрения эволюции политики предприятий в области охраны окружающей среды можно выделить следующие ее фазы, табл. 3.

С точки зрения влияния предпринимательской деятельности на состояние окружающей среды можно выделить три сценария:

1. Общая тенденция к увеличению воздействия на состояние окружающей среды и, соответственно, к увеличению экологического риска. Такое увеличение негативного воздействия может быть равномерным или носить скачкообразный характер, что связанно с осуществлением отдельных природоохранных мер или возникновением аварийных ситуаций.

При этом предприятия практически не заинтересованы не только в декларировании, но и в оценке фактического негативного воздействия на окружающую среду своей деятельности.

Таблица 3 - Этапы и фазы развития экологически ориентированной предпринимательской политики

п./п.

Период

Содержание этапа

1.

1970

Усиление этических и моральных требований предпринимателя в отношении окружающей среды

2.

1980

Изменение уровня экологической сознательности в предпринимательской деятельности

3.

1980/85

Оборонительная реакция на возрастание экологических требований

4.

1985

Открытая, наступательная политика в области охраны окружающей среды и разработка предупредительных мер

5.

1990/95

Согласие с применением инструментов экономической и экологической ответственности

6.

2000

Изменение принципов потребления ресурсов, интегрированная экологическая политика и переход к экологически устойчивому развитию


2. С точки зрения воздействия предприятия на окружающую среду складывается общая тенденция к стабилизации. -Это связано с проведением ряда природоохранных мероприятий, а также с соблюдением установленных норм и правил, высоким уровнем производственной и технологической дисциплины и экологического контроля.

3. При третьем сценарии складывается общая тенденция к последовательному снижению негативного воздействия на окружающую среду, что связано с внедрением основных принципов системы экологического управления и, соответственно, ведет к снижению экологического риска.

Хартией предпринимательской деятельности в интересах устойчивого развития, определены принципы природоохранной политики Рыночная экономика, движимая активной предпринимательской инициативой, с помощью разумно вводимых ограничений и регулируемых экономических рычагов, выступает как источник обеспечения управленческими, техническими и финансовыми ресурсами деятельности по оздоровлению окружающей среды.

Как отмечается в данном документе, в целях выработки перспективной экономической политики, позволяющей адекватно реагировать на растущие требования по защите окружающей среды, предприятиям, в том числе - малому и среднему бизнесу, целесообразно руководствоваться следующими принципами и положениями:

• рассматривать экологизацию в числе высших корпоративных приоритетов предприятия;

• разработку корпоративной политики, программ и практики экологизации всех направлений деятельности предприятия необходимо организовывать с учетом интересов потребителей, общественности, требований рынка, включающих и экологические требования;

• экологическое обоснование принятия управленческих решений на всех иерархических уровнях;

• продукты и услуги должны соответствовать требованиям экологической безопасности, минимальной энерго -, ресурса- и материалоемкости, а также поддаваться утилизации и др.

Одним из наиболее характерных проявлений последовательного улучшения является минимизация воздействия хозяйственной и иной деятельности предпринимателя на состояние окружающей среды. В рекомендациях Европейской экономической комиссии ООН и Программы ООН по окружающей среде для стран с переходной экономикой отмечается, что следует всячески содействовать саморегулированию в промышленном секторе, например, путем заключения добровольных соглашений между природоохранными органами и промышленными организациями, такими, как торговые палаты и ассоциации производителей.

Примером такого подхода является подписание в 1998-1999 гг. Общественного договора о сохранении живой природы, цель которого вовлечь в активное и реальное участие в сохранении окружающей среды все заинтересованные слои общества. Данный общественный договор является частью Национальной стратеги сохранения биоразнообразия России, основными задачами которой является формирование категорий экономической ценности живой природы и биологического разнообразия как национального достояния, формирование системы партнерства в деятельности по сохранению живой природы, активизация работы с отечественным бизнесом и товаропроизводителями. Участники данного общественного договора (предприниматели, товаропроизводители, органы власти, организации, граждане) берут на себя обязательства создавать, поддерживать и защищать правила, по которым должна протекать жизнь в сфере производства и потребления, материальных благ с учетом сохранения живой природы России.

С целью расширения участия российских предпринимателей в реализации национальной стратегии устойчивого развития в 1994 г. между Минприроды России (впоследствии - Госкомэкологии России) и Торгово-промышленной палатой России было заключено соглашение о сотрудничестве. Программа такого сотрудничества предусматривает ряд направлений: а) отработка в ряде регионов базовых моделей экологически ориентированного предпринимательства, так называемых чистых производств», объединяющих усилия местных природоохранных органов, торгово-промышленных палат, предпринимательских структур и местных администраций; б) привлечение к экологическому предпринимательству отечественных и зарубежных инвестиций; в) создание совместных центров информации и консультационно-исследовательской работы [80].

Начиная с 1995 г. в годовом докладе Торгово-промышленной палаты России имеется специальный раздел «Экологически ориентированное предпринимательство как цивилизованный бизнес». Совместная рабочая группа экспертов ТПП России, Госкомэкологии России и предпринимателей подготовили предложения проекты программ по внедрению принципов экологически ориентированного управления предприятиями, охватывающие все организационные, технологические стороны обычного предприятия и жизненного цикла продукции: от оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экоаудита до маркетинга и сбыта.

Основные требования перехода к модели устойчивого развития в России на ближайший период состоят в следующем: оживление экономического развития с приданием ему нового качества, обеспечивающего сохранение природно-ресурсного потенциала, удовлетворение основных потребностей населения в трудоустройстве, продуктах питания, чистой воде и энергии.

Таким образом переход России к модели устойчивого развития требует такой экологической ориентации, достигаемой путем повсеместного и постоянного учета экологического фактора при принятии управленческих решений. Показателями, определяющими степень экологизации хозяйственной деятельности, может служить система показателей природо- и ресурсоемкости экономики, характеризующих уровень потребления того или иного вида природных ресурсов на единицу конечного потребления.

С этой целью представляется целесообразным усиление положения о том, что экологические цели являются неотъемлемыми слагаемыми экономических целей. Более того, они становятся приоритетными и их роль неуклонно возрастает. Первоочередным шагом в этом направлении должно стать создание институциональных основ экологизации экономики как главного загрязнителя окружающей среды и как основного источника средств для экологизации производственной и непроизводственной (потребительской) сфер.


1.2 Развитие принципов экологической этики и предпринимательская деятельность


Решение многих экологических проблем невозможно без изменения механизма экономического развития, который в современных условиях противоречит потребностям защиты окружающей среды. На стыке экономики природопользования, права, этики и торговли в настоящее время формируется новое направление научной и практической деятельности - экологическая этика. Речь идет о формировании таких отношений в сфере бизнеса, включая торговлю, которые бы отвечали долговременным интересам экологически устойчивого развития и способствовали усилению ответственности производителей и потребителей за состояние окружающей среды. В данном случае можно говорить о развитии основных принципов деловой хартии устойчивого развития торгово-промышленной палаты относительно экологических аспектов этики предпринимательской деятельности.

Как видно из данной схемы, в настоящее время экологическая политика базируется на принципах этики, когда в центре интересов находится человек (антропоцентрическая этика). Гармонизация экологических и экономических интересов в будущем предполагает переход предпринимательской деятельности на принципы экоцентрической этики, когда во главе угла будет находится качество окружающей природной среды и состояние отдельных экосистем в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.