Рефераты. Реструктуризация предприятия на примере НК НПЗ






p> Покупатели оказывают влияние на состояние сил конкуренции. Сила влияния на производителей и способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда: o потребители покупают товар в большом количестве; o потребителей небольшое количество и они практически являются постоянными покупателями для данной организации.

Конкуренция выполняет роль естественного механизма взаимной координации и регулирования индивидуальных действий субъектов рынка без централизованного вмешательства в их деятельность на основе конкурентных преимуществ организации.

Конкурентные преимущества - это такие характеристики и свойства товара, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими постоянными конкурентами. Эти характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому товару, так и к дополнительным услугам или сервису.

Основными задачами конкурентного преимущества являются: o оценка своих позиций и конкурентного статуса в рыночных отношениях; o создание конкурентного потенциала предприятия исходя из конкурентных сил рынка; o создание объективных предпоссылок выживания и развития в условиях неопределенности и риска; o формирование приоритетных целей и стратегий инновационного развития организации; o формирование имиджа и организационного поведения.

Для анализа внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов разработаны методические подходы к изучению размещения нефтеперерабатывающих предприятий вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” по экономическим районам России. В качестве основных используются следующие показатели:
1) объемы добычи и переработки нефти;
2) производство основных нефтепродуктов и продуктов нефтехимии;
3) объем резервуарных емкостей предприятий нефтепродуктообеспечения;
4) удельный вес объемов добычи и переработки нефти и производства основных нефтепродуктов в России;
5) коэффициенты насыщенности регионального рынка нефтью и нефтепродуктами и интегрированности нефтяных предприятий;

В качестве показателей конкурентоспособности нефтеперерабатывающих предприятий следует рассматривать удельный вес предприятий в общем объеме сбыта данного вида продукции, производственные и сбытовые издержки, цену продукции, рентабельность производства, выручку от продаж. Факторы, определяющие конкурентоспособность нефтяных предприятий, приведены на рис.
8.

|Доля на нефтяном рынке России |
| |
|Инновационный потенциал |
| |
|Запасы нефти |
| | |
|Конкуренто- |
|способность |
|Производственные и сбытовые мощности |
| |
|Стратегия предприятия |
| |
|Потенциал высшего звена руководства |
| |
|Итоги предыдущих лет |

Рис. 8 Факторы, определяющие конкурентоспособность нефтяных предприятий.


Конкурентоспособность нефтяных предприятий зависит от уровня производственных и сбытовых издержек по всем этапам производства и реализации продукции по сравнению с аналогичными издержками конкурентов.
Использование сравнительного анализа издержек по всем этапам производства и реализации продукции помогает определить те статьи и группы затрат, которые имеют наибольшее значение для реализации стратегии предприятия, и наметить конкретные мероприятия по созданию или усилению конкурентных преимуществ по сравнению с предприятиями-конкурентами.

Итак, сохранение темпов роста издержек значительно снижает конкурентоспособность нефтяных предприятий. И главная цель и содержание рационализации издержек (контроля за издержками) состоит в том, чтобы обеспечить уровень, динамику и структуру затрат, при которых достигается максимальная производительность от использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Таким образом рост производительности труда одного работающего является одним из существенных факторов снижения производственных издержек.
По этому показателю ОАО НК “НПЗ” выглядит лучше других. В ОАО НК “НПЗ” за последние два года численность персонала в нефтепереработке сокращена примерно на 5%, как и на других предприятиях еще имеются резервы дальнейшего сокращения численности персонала, поэтому по мере дальнейшей перестройки предприятия возможны значительный рост производительности труда и снижение затрат. Так по рис. 9 можно проследить объем переработки нефти
НК “НПЗ” по месяцам в 1998 году.

Чтобы выйти на мировой уровень в области нефтепереработки, российским нефтяным предприятиям необходимо резко сократить затраты на материалы (в
3раза), а также затраты на топливо и энергию (в 5 раз).

Первый этап программы рационализации издержек нефтяных предприятий
(3-5 лет) должен носить не капиталоемкий, а в основном управленческий характер. Главное направление рационализации на данном этапе - улучшение функционирования действующих производств. Мировой опыт показывает, что чисто управленческими средствами можно добиться существенного успеха в снижении издержек на действующих предприятиях без замены устаревших фондов.

Уровень производственных и сбытовых издержек в нефтепереработке зависит прежде всего от мощности и географического положения НПЗ, глубины переработки нефти, удельного веса вторичных технологических процессов, загрузки производственных мощностей.

Нефтяная компания “ЮКОС” по итогам 1998 года заняла лидирующие позиции, выпуская почти шестую часть от их общероссийского объема. При этом доля компании по нефтепереработке увеличилась с 12% до 15%. Конкретно по заводам в ее составе: на долю “Новокуйбышевского НПЗ” пришлось 9,5 млн. тонн, “Куйбышевского НПЗ” - 5,2 млн., “Сызранского НПЗ” - 5,5 млн., и
“Ачинского НПЗ” - 5 млн. Значительно улучшились показатели глубины переработки на предприятиях НК “ЮКОС” - до 65-68%. Эти показатели существенно выше среднеотраслевого - 63,5%. Нефтеперерабатывающие предприятия компании “ЮКОС” имеют одни из наиболее высоких показателей в отрасли по степени использования производственных мощностей (в 1998 г. - до
82%). В результате средние затраты на переработку нефти на НПЗ компании за счет условно-постоянных расходов существенно ниже, чем у конкурентов.

[pic]

Рис.9 График объема переработки нефти по НК “НПЗ” в 1998 году (тыс. т).
Уровень производственных и сбытовых издержек в нефтепереработке зависит прежде всего от мощности и географического положения НПЗ, глубины переработки нефти, удельного веса вторичных технологических процессов, загрузки производственных мощностей.

Нефтяная компания “ЮКОС” по итогам 1998 года заняла лидирующие позиции, выпуская почти шестую часть от их общероссийского объема. При этом доля компании по нефтепереработке увеличилась с 12% до 15%. Конкретно по заводам в ее составе: на долю “Новокуйбышевского НПЗ” пришлось 9,5 млн. тонн, “Куйбышевского НПЗ” - 5,2 млн., “Сызранского НПЗ” - 5,5 млн., и
“Ачинского НПЗ” - 5 млн. Значительно улучшились показатели глубины переработки на предприятиях НК “ЮКОС” - до 65-68%. Эти показатели существенно выше среднеотраслевого - 63,5%. Нефтеперерабатывающие предприятия компании “ЮКОС” имеют одни из наиболее высоких показателей в отрасли по степени использования производственных мощностей (в 1998 г. - до
82%). В результате средние затраты на переработку нефти на НПЗ компании за счет условно-постоянных расходов существенно ниже, чем у конкурентов.

Одним из важных показателей конкурентоспособности нефтеперерабатывающих предприятий на рынках нефти и нефтепродуктов является цена. На уровень цен нефтеперерабатывающих предприятий влияют структура и динамика производства, затраты на него, особенности географического положения, близость зарубежных рынков, степень обеспеченности запасами сырья, платежеспособность потребителей, динамика спроса на выпускаемую продукцию. Сопоставление региональных и отпускных цен производителей на нефть и нефтепродукты особенно важно для определения эффективности функционирования нефтеперерабатывающих предприятий.

Поволжский экономический район является одним из крупных центров нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Для него характерно сочетание нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, причем объем добычи нефти выше объема переработки, который составил в 1995 году 25,6 млн. т, или 14,1% общего объема переработки нефти в России. В этом районе потребление основных нефтепродуктов значительно ниже их производства, что также способствует усилению конкуренции между предприятиями-производителями на рынке реализации своей продукции. Здесь сосредоточены постоянные интересы крупных нефтеперерабатывающих предприятий, которые являются предприятиями компании “ЮКОС”. Объем производства нефтепродуктов по трем нефтеперерабатывающим заводам представлен в табл.10. Анализ показывает, что объем производства основных нефтепродуктов может быть значительно увеличен, так как мощности по переработке нефти не догружены.

Таблица 10.

Первичная переработка нефти и производство основных видов нефтепродуктов (январь-октябрь 1998г., тыс., т).

| |ЮКОС |Самарский |Сызранский |Новокуйбы-шев|
| | |НПЗ |НПЗ |ский НПЗ |
|Первичная переработка |72,1 |0,0 |20,9 |51,2 |
|нефти на 01.11.98г. | | | | |
|Производство основных | | | | |
|видов нефтепродуктов: | | | | |
|бензин автомобильный |2666,1 |912,5 |672,1 |1081,5 |
|Дизельное топливо |4935,8 |1708,3 |1198,7 |2028,3 |
|Керосин авиационный |610,6 |0,0 |79,4 |531,2 |
|мазут топочный |5536,7 |1450,6 |1510,4 |2575,7 |
|Топливо бытовое |37,3 |0,0 |37,3 |- |
|масла смазочные,тонн |100256,6|- |- |42309,4 |

Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод усиляет свои позиции за счет повышения качества выпускаемой продукции и расширения ее ассортимента, что соответственно повышает его конкурентоспособность. На заводе выпускают большой выбор масел, присадок, различных видов моторных топлив и других основных нефтепродуктов.

Новокуйбышевский НПЗ ищет пути совершенствования своей коммерческой и производственной деятельности. Ведь, чтобы сегодня выжить: нужно уметь удержать имеющиеся и научиться получать новые конкурентные преимущества.

2.2 РЕСУРСО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ СВЯЗЕЙ

“ЮКОСА”.

В условиях современной рыночной экономики помимо организации холдингов, финансово-промышленных групп, в рамках которых, промышленный капитал, объединяется с банковским капиталом, появляются крупные организационные структуры - вертикально-интегрированные компании.

Как правило, ФПГ представлены тремя основными структурами: производственной (научно-производственной), финансовой и коммерческой.

Основным принципом формирования ФПГ является такое объединение производственного, финансового и коммерческого потенциалов, при котором каждая хозяйственная единица занимается только деятельностью, которая приносит ей максимальную прибыль. Вертикально-интегрированная компания, являясь крупной многоотраслевой структурой, сочетает в себе интересы нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и нефтепродуктовых АО в едином хозяйственном комплексе. Типичная вертикально-интегрированная компания - это пирамида, в верхней части которой находится холдинговая многофункциональная организация, являющаяся мозговым центром узкоспециализированных низовых подразделений, которые в свою очередь также представляют собой разветвленные структуры. Несмотря на всю сложность управленческого процесса, вертикально-интегрированная компания преследует
“простые” цели - при реализации всего производственного цикла, от добычи до сбыта, получив наибольшую прибыль. Понятно, что при этом для получения максимальной прибыли, необходимо минимизировать расходы, т.е. попытаться снизить издержки, сопутствующие любому производственному процессу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.