Далее проведем анализ внешней среды. В рамках данного анализа выделяют анализ микросреды и анализ макросреды. Составляющими ближнего окружения являются потребители, конкуренты, партнеры, поставщики.
Потребители
Потребителями продукции являются нефтегазовый и энергетический комплексы России, предприятия машиностроения, строительная индустрия, сельское хозяйство и электроэнергетика, приборостроение, атомная, химическая промышленность.
Совокупный сортамент труб, производимых двумя предприятиями, покрывает 100% потребностей нефтегазовых компаний.
Конкуренты
Основными конкурентами Группы ЧТПЗ на рынке труб являются Трубная металлургическая компания и Объединенная металлургическая компания.
Отгрузка стальных труб данными компаниями в 2005–2006 г. представлена на рисунке 5.
2005
Тенденция
2006
Группа ЧТПЗ
ТМК
ОМК
23,7%
42,7%
16,2%
21,9%
37,5%
21%
Рисунок 5 – Отгрузка стальных труб в 2005–2006 году
В соответствии с представленными данными можно показать структуру отгрузки стальных труб различными предприятиями России в 2006 году.
По рисунку видно, что наблюдается тенденция к снижению отгрузки труб Группой ЧТПЗ, и при этом значительно растет доля ОМК на рынке.
Рисунок 6 – Отгрузка труб предприятиями России в 2006 г.
Поставщики
Для Торгового Дома поставщиками являются ОАО «ЧТПЗ» и ОАО «ПНТЗ». Так как организации входят в ЗАО «Группа ЧТПЗ», Торговый Дом – их непосредственная сбытовая структура, несмотря на абсолютную зависимость деятельности Торгового Дома от деятельности заводов, можно говорить о стабильности данной категории окружения.
Макросреда содержит ряд механизмов воздействия как на организацию, так и на всю отрасль в целом. Анализ макросреды проводится посредством STEP-анализа. При этом:
S – социальные и культурные факторы,
T – технологические факторы повышение доступности новых производственных технологий, информационных систем и коммуникационных каналов),
E – экономические факторы,
P – политические.
Таблица 4 – STEP – анализ ЗАО ТД «Firma»
Фактор
Характеристика фактора для компании
S
– влияние социальных факторов на развитие трубного рынка практически отсутствует в силу специфики отрасли. Фактор, который может косвенно и очень незначительно повлиять на объем заказов на трубы, – культурные разногласия, возникающие и усиливающиеся в последнее время за счет войн, которые идут между мусульманскими и европейскими странами, но данный фактор приобретает политический характер;
– рост требований к репутации компании как социально ответственной;
T
– технические требования к трубам значительно изменились и ужесточились. Рынок формирует конкретные требования к качеству, которые включают такие составляющие, как качество исходного материала, качество технологии трубного производства, качество системы сбыта, качество услуг и сервиса;
– с ужесточением условий добычи, перемещением нефтедобычи в Восточную Сибирь, а газодобычи на шельфы северных морей, прогнозируется резкое увеличение спроса на трубы, обладающие коррозионностойкими свойствами, трубы, имеющие газоплотные резьбы и резьбы, позволяющие многократно производить операции по свинчиванию и разборке скважинных колонн, что предъявляет определенные требования к техническим характеристикам труб;
– развитие спотового рынка, организации продаж через Интернет, развитие таких отраслей знаний, как логистика, транспорт, информация и связь предъявляют соответствующие требования к организации работы;
E
– с 2000 года емкость российского рынка труб увеличивалась. Наибольший рост происходит в сегменте сварных труб. В связи с резким увеличением темпов спроса на трубы для магистральных трубопроводов и ростом доли сварных труб в спросе нефтегазового и строительного секторов, наиболее привлекательные трубы по темпам роста спроса и по емкости сегмента – трубы большого диаметра, нарезные трубы для нефтяной и газовой промышленности, сварные трубы среднего и малого диаметра, что дает компании дополнительные возможности. Рост определяется высокими темпами развития строительного сектора;
– ожидается достаточно серьезный рост рынка в ближайшие 5–6 лет, в дальнейшем – постепенный спад, но уровень потребления трубной продукции будет на 40–45% выше, чем сейчас;
– доля активных запасов нефти в балансе большинства нефтяных компаний составляет около 45% и продолжает снижаться. Более 50% разведанных и перспективных запасов находятся в неосвоенных территориях севера страны, Восточной Сибири и Дальнем Востоке, значительная доля ресурсов – в арктических широтах, освоение которых потребует больших капиталовложений и развития транспортной структуры. Но при соответствующих вложениях спрос на высококачественные трубы для буровых работ может расти опережающими по сравнению с другими группами трубной продукции темпами;
P
– в настоящее время развитие трубной отрасли поддерживается правительством РФ, существует Фонд развития трубной промышленности, который следит за тем, чтобы предприятия-производители не были стеснены в своей деятельности различными правовыми актами. Поэтому говорить о правовых факторах, негативно влияющих на трубную отрасль и, в частности, на рынок обсадных и бесшовных нефтепроводных труб, не приходится;
– ограничение ввоза в Россию труб украинских производителей, которые успешно конкурируют с российскими по цене;
– влияние на ситуацию на данном рынке могут оказать любые непредвиденные политические события, хоть как-то затрагивающие интересы нефтегазодобывающих компаний.
Для оценки влияния факторов дальнего окружения на организацию построим профиль внешней среды. Основой для построения являются данные, представленные в таблице 5.
Таблица 5 – Оценка влияния внешней среды на деятельность компании
Факторы
Знак
Качеств. оценка
Бальная оценка
Весов. коэф-т
Взвеш. оценка
Критический анализ
1. Социальные
– культурные разногласия, усиливающиеся в последнее время между мусульманскими и европейскими странами;
-
Слабое
3
0,03
0,09
Отслеживать данные события
– требования к репутации;
Существенное
5
0,05
0,25
Стремиться к созданию репутации
2. Технологические
– ужесточение технических требований к качеству труб;
Высокое
9
0,16
1,44
Отслеживать качество продукции
-прогноз увеличения спроса на трубы с особыми свойствами;
Способствовать внедрению необходимое оборудование
-развитие спотового рынка, продаж через Интернет;
+
Значительное
7
0,11
0,77
Развивать данные способы ведения продаж
3. Экономические
– увеличение емкости российского рынка труб;
0,14
0,98
Развивать сотрудничество с возможными клиентами
-прогноз роста рынка;
0,12
0,84
Активизировать деятельность
-возможны капиталовложения в развитие нефтедобычи на севере, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;
0,06
0,3
Отслеживать происходящие события
5. Политические
– поддержка правительства;
0,42
Использовать данную поддержку
– ограничение ввоза в Россию украинских труб;
0,07
0,35
-непредвиденные политические события.
0,04
Отслеживать события, хоть как-то затрагивающие интересы нефтегазодобывающих компаний
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17