Рефераты. Разработка методических основ формирования инвестиционной стратегии и рекомендаций по управлению инвестиционным процессом в малых городах






Проведя анализ вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления, которые предусмотрены Федеральным Законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выявило ключевые проблемные моменты, которые не позволяют в настоящее время органам местного самоуправления непосредственно участвовать в управлении инвестиционной деятельностью.

Распределение функций и задач муниципалитетов по структурным подразделением показывает, что из всего комплекса необходимых полномочий и функций на уровне муниципальных образований, для управления инвестиционной деятельностью, присутствует лишь функция по разработке предложений по формированию и реализации инвестиционной политики и инвестиционных программ.

Что касается сопровождения и контроля за ходом реализации инвестиционных проектов и инвестиционных программ - полномочия у органа местного самоуправления отсутствует.

По сути, получается, что на территории города инвесторы реализуют инвестиционные проекты, а администрация юридически не имеет полномочий по их сопровождению и не владеет информацией об их реализации.

С учетом вышеизложенного, для решения данной проблемы необходимо сформировать структуру организационно-экономического механизма управления инвестиционной деятельностью, которая позволила бы:

1) наделить органы местного самоуправления полномочиями по сопровождению и контролю за реализацией инвестиционных проектов;

2) законодательно утвердить функцию по ведению базы данных инвестиционных проектов для органов местного самоуправления муниципальных образований, которая должна быть синхронизирована с региональным уровнем;

3) разработать в каждом муниципальном образовании программу комплексного социального и экономического развития, мероприятиями которой должны быть как бюджетные, так и внебюджетные проекты;

4) разработать и утвердить программу подготовки кадрового состава органов местного самоуправления;

5) создать в структуре экономических служб администраций муниципальных образований штатные единицы для ведения этой работы;

6) осуществлять управление и контроль за ходом реализации мероприятий программ комплексного социального и экономического развития муниципальных образований посредством инструмента управления инвестиционной деятельностью.

Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующий круг проблем, которые характерны для малого российского города:

1. Узкая хозяйственная специализация.

2. Высокий износ оборудования, техническая отсталость производства.

3. Неразвитость инфраструктуры, как важной предпосылки для вхождения в рынок туристических услуг.

4. Слабая подготовленность к вхождению в рыночные отношения.

5. Неблагоприятная демографическая ситуация.

6. Слабая реализация программы развития малого предпринимательства (создание новых рабочих мест).

7. Низкая материально - техническая оснащенность учреждений здравоохранения, износ зданий учреждений образования и культуры.

Анализ состояния развития социальной и инженерной инфраструктуры позволяет сделать следующие выводы.

Уровень развития и состав инфраструктурных объектов существенно отстает от потребностей постоянного населения, характер развития городской среды и ее состояния, не являются привлекательными для посещения отечественными и, особенно, иностранными туристами.

Происходит ускоренная деградация материальной базы городов, особенно жилищно - коммунального хозяйства.

Таким образом, в малых городах переплетается сложный комплекс проблем, связанных с повышением комфортности исторической городской среды для проживания, развития культурной и деловой активности, роста инвестиционной привлекательности, с укреплением экономической базы, обеспечением условий устойчивого саморазвития.


Глава 3. Формирование системы управления инвестиционного развития малых городов


3.1 Рекомендации по формированию инвестиционной привлекательности малых российских городов


В условиях развития рыночных отношений для эффективного функционирования субъектов хозяйствования важным является адаптация к рыночным условиям на основе способности определения стратегии развития.

Анализ публикаций и практических разработок стратегии развития малых городов показывает, что не уделяется достаточного внимания не только разработке, но и самому процессу реализации стратегии экономического развития.

Следует отметить, что разработка стратегии в значительной степени предопределяет эффективность функционирования города, то есть является предпосылкой, но сама по себе она еще не гарантирует эффективной работы. Стратегия представляет собой способ прогнозирования будущих проблем и возможностей их решения, являясь основой для принятия управленческих решений, определение путей практической деятельности, снижение риска.

Формирование целей и задач стратегии развития малых городов должно базироваться на изучении, прежде всего, внешней среды, включающей конъюнктуру рынка, спрос и предложение, поскольку в рыночной экономике эти факторы, прежде всего, определяет необходимость и возможность эффективного функционирования субъекта хозяйствования.

Без цели удовлетворения рыночного спроса не может быть сформулирована стратегия экономического развития города. Исходя из этого главного концептуального положения формирования стратегии экономического развития, должны определять цели и задачи, осуществлять выбор приоритета. На основе общей цели и задач стратегии экономического развития разрабатывается стратегия инвестиционной деятельности и прогнозирование потребности общего объема инвестиционных ресурсов. Важным этапом является определение приоритетных направлений инвестирования и изучение возможности формирования инвестиционных ресурсов за счет различных источников.

Анализ показывает, что существующие методические подходы к определению приоритетных направлений инвестирования не рассматривают вопросы оптимизации уровня соотношения источников формирования инвестиционных ресурсов и определения порогового значения реализации инвестиционных проектов и программ, а также определения возможных потерь на основе изучения внутренних и внешних факторов, которые создают рисковые ситуации. Обобщающим итогом является получение эффекта от реализации инвестиционной стратегии. Поэтому задачей органов управления развитием малых городов в реальных рыночных условиях должно стать управление производственно - экономическим состоянием города на заданном периоде времени таким образом, чтобы достигнуть минимально возможного отклонения предложения от спроса, но в то же время получения максимальной отдачи от вложения средств с минимальными рисковыми ситуациями. Экономический рост, в свою очередь, проявляется в постоянном увеличении реального дохода на основе роста объема производства и удовлетворения спроса за счет повышения технологической и социальной характеристики хозяйствующего субъекта.

В международной деловой практике для решений об инвестировании в ту или иную страну, регион, город широко используются результаты рейтингов, ранжирующих социально - экономические системы по степени их соответствия определенным критериям. Рейтинги рассчитываются ежегодно или с иной периодичностью с использованием неизменного набора показателей выбранного рейтинговым агентством. С течением времени рейтинги стали универсальным индикаторами при оценке состояния экономики.

Следует признать, что подбор критериев оценки, а также результаты, полученные в результате такой оценки, может представлять известную трудность. Не всегда за итоговым значением можно увидеть причинно - следственные связи и тенденции развития того или иного инвестиционного комплекса.

Тем не менее рейтинги, оценивающие инвестиционную привлекательность или отдельные ее компоненты, получили широкое признание и широко используются инвесторами при принятии решений об инвестировании.

Учитывая, что инвестиционная привлекательность определяет движение инвестиционных потоков, представляется целесообразным формировать инвестиционную стратегию развития малых городов на основе оценки инвестиционной привлекательности малого города.

Анализ существующих методических подходов к оценке инвестиционной привлекательности свидетельствует об отсутствии рекомендаций по оценке инвестиционной привлекательности малого города. Однако, наиболее проработанной является концепция эффективного управления инвестиционными процессами в социально - экономических системах.

Инвестиционная стратегия необходима для обеспечения устойчивого социально - экономического развития малого города. Задумываясь о социальном и экономическом развитии своих территорий, самые разные города выстраивают стратегические планы. И самое важное в этом процессе - найти такую стратегию, которая бы гарантировала городу эффективное использование ресурсов и максимальную устойчивость от внешних и внутренних кризисов, а также обеспечивала преимущества в конкуренции за инвестиции и высококвалифицированные кадры.

Разработка Стратегического плана развития города Серпухова до 2015 года проходит в несколько этапов. Первый шаг был сделан в ноябре 2001 года, когда были определены приоритетные направления развития территории, а затем на общественном совете города была принята концепция развития города Серпухова.

За 5 лет Серпухов во многом преобразился и достиг социально-экономической стабильности. Исторически сложившийся как промышленный центр Подмосковья сегодня Серпухов продолжает динамично развиваться. 36 крупных и средних промышленных предприятий год от года наращивают объемы производства. Развивается промышленность с участием иностранного капитала, обеспечивая горожанам рабочие места европейского уровня. Сегодня в Серпухове уже 5 таких предприятий. Общие инвестиции за 4 года составили 3 млрд. 53 млн. рублей. По расчетам экономистов объем инвестиций в промышленность в 2010 году составит 54,4 миллиона долларов. При этом потенциал далеко не исчерпан - об этом свидетельствует наличие свободных производственных площадей и земельных участков, а также резерв, который город имеет как потенциальный работодатель.

Предприятия малого бизнеса, если судить по видам деятельности, охватывают практически все отрасли экономики: торговля и общественное питание, промышленность, строительство, непроизводственные виды бытового обслуживания, транспорт и связь. Достаточно сказать, что количество малых предприятий составляет почти 4 единицы. Удельный вес людей занятых в этой сфере, вполне внушительный - 19 процентов от общего числа занятых в экономике города.

По уровню обеспеченности жильем Серпухов занимает одно из первых мест в области. Казалось бы, неплохо, однако жителей города, коль скоро существует очередь на улучшение жилищных условий, эта ситуация все же не удовлетворяет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.