Рефераты. Разработка методических основ формирования инвестиционной стратегии и рекомендаций по управлению инвестиционным процессом в малых городах






Многие малые города характеризуются уникальными природными условиями: реки, озера, большие лесные массивы природных зон, живописный рельеф, что создает предпосылки для формирования на их базе рекреационных центров регионального и национального значения.

Исключительно высок историко - культурный потенциал малых городов. Исторические зоны в них занимают в среднем 30 - 50% общей площади застроенных городских территорий (в то время как в крупных городах - не более 10%).

Ослабление и нестабильность экономической базы малых городов обусловлена, прежде всего, ограниченностью их экономической структуры, суженным составом объектов градообразующей базы; избыток трудовых ресурсов; рост безработицы в связи с узкопрофильностью мест приложения труда и сокращением объемов производства.

Угроза кризиса большинства малых моногородов, в которых местная экономика носит в основном моноотраслевой характер. В этих поселениях более 25% населения работают на одном градообразующем предприятии. Экономическое и социальное развитие такого населенного пункта полностью обусловлена деятельностью промышленного предприятия, а его ликвидация имеет негативные последствия для жителей всего прилегающего района, для которых работа на данном предприятии является основным источником дохода. В случае кризиса главного предприятия моногорода оказываются фактически на грани вымирания.

Учитывая исторически сложившиеся различия в достигнутом уровне развития малых городов, а также в экономическом, социально - демографическом, ресурсном, историко - культурном, природно - ландшафтном потенциале, предлагается следующий подход к развитию разных поселений.7 В зависимости от предпосылок, имеющихся для реализации поставленных целей, ресурсных возможностей и препятствий, устойчивости или неустойчивости, совокупность малых городских поселений разделена на три большие группы:

1) города и поселки городского типа с положительной динамикой развития и потенциалом, достаточным для их саморазвития;

2) города и поселки городского типа, в настоящее время слабо развивающиеся, но обладающие собственным потенциалом для устойчивого развития;

3) города и поселки городского типа со слабым потенциалом, не обеспечивающим возможность их саморазвития.

В рамках этого подхода к развитию малых городских поселений предлагается три возможные стратегии развития и возрождения.

Стратегия активизации развития - на основе ускоренного развития положительных тенденций, поиска специфических ниш в социально - экономическом пространстве, максимально эффективного использования местных ресурсов, стимулирование инициатив и инвестиций, партнерства.

Стратегия стимулирования и включения потенциала саморазвития предполагает сосредоточения всех усилий на мобилизацию и стимулирование о создание небольших предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья; расширение туристско - рекреационной деятельности, сферы услуг и др.

Стратегия реабилитации и адресной поддержки включает государственную поддержку, предусматривающую объективную оценку накопившихся проблем и собственных ресурсов, обеспечение минимально необходимого уровня социально - экономической безопасности, эффективное использование государственных средств с их постепенным замещением внутренними ресурсами.

Второй подход к формированию стратегии развития малых городов представляется более проработанным, поскольку позволяет учитывать специфические особенности функционирования каждого конкретного города. Однако, в данном подходе слабо учтена необходимость оптимизации инвестиционных ресурсов развития малых городов.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день отсутствует четкий инструментарий формирования инвестиционной стратегии развития малых городов. Учитывая накопленный отечественный и зарубежный опыт формирования стратегии развития малых городов, при разработке методических рекомендаций по формированию инвестиционной стратегии следует учитывать следующее:

Во - первых, дифференцированный подход к формированию стратегии развития малых городов, учитывая специфику их функционирования.

Во - вторых, роль государственного регулирования в активизации инвестиционных процессов на муниципальном уровне.

Реализация указанных требований позволит обеспечить комплексный подход к развитию малых городов на основе инвестиционной стратегии, укрепить конкурентные преимущества и обеспечить стабильность их социально - экономического положения.

инвестиционный малый активизация город

Глава 2. Социально-экономические условия стратегии развития муниципального образования города Серпухова


2.1 Тенденции социально-экономического развития города Серпухова


В настоящее время город Серпухов является одним из крупнейших промышленно - хозяйственных центров Московской области. Его экономический потенциал составляют промышленность, строительство, транспорт, торговля, жилищно - коммунальное хозяйство, непроизводственная сфера.

На долю машиностроения и металлообработки приходится 45% от общего объема промышленной продукции, пищевую - 22 %, химическую -16%, легкую и текстильную -4 %.

На территории города зарегистрировано порядка 100 крупных и средних предприятий и около 800 предприятий малого бизнеса.

Работают научные учреждения: НИИ нетканых материалов, разработка мотоциклетной техники, проектирование жилых и гражданских зданий, научно - производственное предприятие по разработки и производству оборудования для АЗС, системы охранной сигнализации, институт инженерной физики.

В городе производится более 50 наименований продукции: системы управления для зенитно-ракетных и артиллерийских комплексов морского и берегового базирования, универсальные пульты управления для магистральных и маневровых тепловозов, химические волокна и нити, швейные изделия, теплоизоляционные материалы, железобетонные изделия, металлоконструкции, конденсаторы, топливораздаточные колонки, медицинская техника и другая продукция.

В структуре промышленного производства города в 2009 году против 2008 года увеличилась следующая доля отраслей:

химической - на 2,7% в связи с ростом объемов производства;

электротехнической - на 1% ; прочих - на 2,9%;

Из 30 промышленных предприятий в 2009 году - 18 предприятий (60 % от общего количества промышленных предприятий, за 2007год - 70%) имели объемы отгрузки выше уровня 2008 года. Таким образом, в связи со сложной экономической ситуацией, снизилось количество предприятий, наращивающих объемы производства. Основное снижение объемов отгрузки пришлось на декабрь 2008 года, тогда как по результатам 11 месяцев 2008 года 20 предприятий имели объемы отгрузки выше уровня предыдущего года.

В финансовой области города в 2009 году из 74 предприятий и организаций крупного бизнеса всех сфер городской экономики 53- получили прибыль в общей сумме 1067 тыс. руб. Наибольшая доля принадлежит предприятиям промышленности - 752 млн. руб. (70% от общей суммы прибыли). Уменьшилось количество предприятий, получивших убытки по результатам хозяйственной деятельности - с 15 в 2007 году до 13 в 2008 году.

За 2009 год промышленными предприятиями получено 752 млн. руб. прибыли, что на 33,5 % меньше, чем в прошлом году и составило 70 % от общего объема прибыли, полученной крупными и средними предприятиями и организациями. Прибыльно отработали 27 предприятий (в 2008 г. - 23), или 90% от общего числа промышленных предприятий. Из этого количества на 3-и предприятиях прибыль увеличена в сравнении с прошлым годом, 4 предприятия в текущем году перешли из убыточных в категорию прибыльных предприятий.

Стабилизация финансового положения, экономический рост, достигнутый за последние годы в городе Серпухове, стали залогом повышения благосостояния жителей города. Средняя заработная плата по городу выросла за 2009 год на 32,5% в сравнении с 2008 годом и составила 18295 руб. В сравнении со среднеобластным уровнем среднемесячная зарплата в городе Серпухове остается ниже на 21%.

Анализ уровня жизни населения показывает, что в 2008-2009 годах уровень заработной платы превышал величину прожиточного минимума более, чем в 3 раза.

В конце 2008 года Московская область, в том числе и город Серпухов, перешли на отраслевые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений. По настоящее время в городе разработаны и приняты 25 постановлений Главы города по повышению уровня заработной платы работникам бюджетной сферы. Темп роста заработной платы составил в учреждениях: образования - 180%, здравоохранения - 133,9%, молодежной политики 130,7% , культуры - 135,6% .

Главный приоритет экономической стратегии города - диверсификация экономики в направлении производства и повышения конкурентоспособности.

Проведем стратегический анализ конкурентоспособности города Серпухова по отдельным факторам с целью выявления, с одной стороны, собственных сильных и слабых сторон (внутренняя среда), а с другой стороны, определения возможностей и угроз, содержащиеся во внешне среде.

Полученные выводы интегрируются в соответствии с принципами SWOT - анализа, который позволяет ответить на четыре основных вопроса:

1. Каковы сильные стороны данного объекта, каковы его преимущества в сравнении с аналогами?

2. В чем слабые стороны, в чем уступает потенциальным конкурентам?

3. Какие возможности существуют для будущего развития?

4. Какие потенциальные опасности наиболее вероятны в будущем?

Важнейшими внутренними движущими силами развития являются: экономическая база города, ее рост и диверсификация; высокая концентрация научно-технического, образовательного и культурного потенциала. Извне на город влияют, как региональная политика государства на областном и федеральном уровнях, так и глобальные изменения, происходящие в мире.

Объективный процесс интеграции Серпухова в мировую экономику, науку, культуру, вынуждает его конкурировать с другими городами за инвестиции, квалифицированную рабочую силу, в предоставлении более высокого уровня жизни населению. Чтобы выдержать конкуренцию, городу необходимо в правильном направлении использовать свои внутренние движущие силы, наилучшим образом позиционироваться на российском (региональном) ранках, не ошибаться при выборе перспективной специализации, и, в стратегическом плане правильно спрогнозировать новые потребности и технологические прорывы.

На основе проведенного SWOT - анализа были выявлены сильные и слабые стороны города Серпухова, его возможности и предполагаемые угрозы его развитию, а также главная стратегическая цель, определены точки роста и контрольные показатели на 2012 год.

Исходя из проведенного анализа, выявлены те проблемы, которые мешают развитию бизнеса. Их можно разделить на два основных вида. Это внутренние проблемы бизнеса и так называемые проблемы внешней среды. Среди внутренних ключевыми являются низкий уровень управленческой культуры в среде предпринимателей. На рисунке 2.5 схематизированы актуальные проблемы малого бизнеса с учетом местных условий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.