Рефераты. Разработка методических основ формирования инвестиционной стратегии и рекомендаций по управлению инвестиционным процессом в малых городах






К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты.

Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.

Набор работающих инструментов государственного регулирования инвестициями, достаточно ограничен. Каждый из них проявляется наиболее эффективным в какой-то ситуации. При этом каждый из них не всегда срабатывает в тех или иных условиях. Поэтому необходимо знать какие институты, в каких конкретных обстоятельствах будут работать, а какие окажутся неэффективными. В подобной ситуации оказался бы ценен исторический опыт государственной политики регулирования инвестиций, который указывает на существование моделей, объединяющих несколько инструментов. Согласно одной из точек зрения можно выделить три модели инвестиционной политики, которые избирают основным принципом тот или иной аспект стимулирования инвестиций.

В рамках американской модели (которая характерна для многих стран мира, а не только для США) ключевая роль в государственной инвестиционной политике отводится налоговым инструментам. Кроме этого, осуществляется последовательная либеральная макроэкономическая политика, направленная на стабилизацию рыночных инструментов цен и процентных ставок. Банкам в рамках этой системы отводится подчиненная роль.5 Ключевым механизмом контроля над эффективностью распределения инвестиционных ресурсов оказывается фондовая биржа. Именно развитый рынок ценных бумаг - необходимое условие успешной реализации данной модели. Государство способствует решению проблемы координации путем сбора, анализа и распространения качественной экономической информации о состоянии и прогнозе развития экономики.

Японская модель строится на активном партнерстве между государством и частными инвесторами. Государство использует контроль над банковской сферой и самостоятельно мобилизует сбережения населения, предоставляя эти средства на льготных условиях корпорации в обмен на сотрудничество и неукоснительное соблюдение принятых на себя обязательств. Инвестиции в инфраструктуру прямо координируются с нуждами конкретных частных фирм. Роль координатора берут на себя организуемые государством консультативные советы. Необходимым условием реализации модели является сильный частный сектор и сильное государство с эффективным аппаратом. Роль координатора берут на себя организуемые государством консультативные советы.

Преимуществом модели является возможность мобилизации существенных средств на эффективные инвестиции. Недостатком становится политизация процесса планирования инвестиций и возможное нежелательное изменение ключевых денежно-кредитных параметров, а также коррупция политических кругов. Японская модель демонстрирует прекрасный пример взаимодействия государства и частного сектора экономики, что в конечном итоге приводит к впечатляющим результатам.

Тайваньская модель сочетает ряд инструментов японской и американской модели. Однако главным является создание государством частных механизмов координации инвестиционных решений. Модель опирается на то, что частные фирмы, работающие на экспорт, наилучшим образом знают рынок и потенциал инвестиционных проектов.

Задача государства - активно поддерживать эти группы, а также через финансирование проектно-конструкторских бюро, агентств по техническому обслуживанию и научных лабораторий обеспечивать равный доступ всех участников сети к новейшим технологиям и их равноправное участие в разработке нового продукта и инвестиционных планов.

Таким образом, ключевым для реализации эффективных моделей инвестиционной политики является создание целого ряда институтов, необходимых для создания благоприятного инвестиционного климата. Одновременно, любая успешно действующая модель опирается на фундамент рыночной системы и наиболее полным образом использует сильные стороны национальной экономики.


1.2 Классификация малых городов


В условиях современной экономики все большее значение в развитии России приобретают малые города. Во многих регионах малые города играют заметную роль в экономике, дополняют экономическую базу региональных центров, являются местом расположения промышленных предприятий, выполняют функции транспортно - распределительных узлов или научных центров. Многие из них имеют давние историко - культурные традиции и государственный статус исторических.

При этом понятие "малый город" в значительной степени условно. В Градостроительном кодексе Российский Федерации в качестве главного типологического признака города используется численность его населения и, в частности, указывается что по этому признаку городские поселения подразделяются на следующие категории:


сверхкрупные - свыше 3 000 тыс. человек;

крупнейшие - от 1 000 до 3 000 тыс. человек;

крупные - от 250 до 1 000 тыс. человек;

большие - от 100 до 250 тыс. человек;

средние - от 50 до 100 тыс. человек;

малые - менее 50 тыс. человек.


Однако такое формальное деление явно недостаточно для какой либо содержательной характеристики. Градация городов по численности населения наиболее распространена и удобна для типологизации, но это не единственный подход. Так, в межмуниципальное объединение "Союз малых городов" входят многие города, причисляющие себя к малым, хотя их население превышает 50 тыс. человек. Это не мешает им рассматривать свои проблемы, как проблемы малого города.

С начала 2007 года численность городского населения в стране сокращается, но количество городов продолжает расти.

С 2005 по 2007 года число российских городов прирастало исключительно в категориях «большие» и «средние». Однако с 2008 года ситуация изменилась: количество средних городов перестало расти, что остановило прирост больших, а в 60% из них даже снизилась численность населения, и они пополнили группу малых.

Географическое распределение малых городов в России неравномерно. В некоторых субъектах Федерации их нет вообще (Агинский, Корякский АО, Республика Алтай), а в некоторых, например в Московской, Ленинградской, Нижегородской, Пермской, Свердловской, Челябинской областях, их много - более 15 в каждой области [36].

Один из таких синтетических критериев - экономико - географическое положение города. Существует множество вариантов классификации малых городов с точки зрения их экономико - географического положения. Можно выделить города приграничные и внутренние; расположенные близко от зон военной напряженности или нет; имеющие порт, или пристань, или аэродром, или железнодорожную станцию либо не имеющие; находящиеся вблизи крупной агломерации или стоящие особняком и т.д.

Один из аспектов экономико - географического положения малых городов - их соседство с более крупными. Города - спутники, непосредственно примыкающие к крупным городам, играют особую роль. Под давлением гигантов соседей, "навязывающих" им функции, с которыми они не справляются сами, малым городам трудно сохранить за собой право выбора стратегии развития. По этой причине среди них преобладают узкоспециализированные, монопрофильные. Яркий пример - кольцо наукоградов, окружающее Москву (Долгопрудный, Жуковский, Фрязино и др.)

Как правило, в малых городах - спутниках отсутствует напряженность на рынке труда - их жители почти наверняка обеспечены работой. Особенно это характерно для городов, градообразующие предприятия которых являются производственно - экономическими звеньями экономической базы крупных городов (например, Дивногорск - спутник Красноярска, Новочебоксарск - спутник Чебоксар, Кстово - спутник Нижнего Новгорода). Часто подобные города со временем фактически трансформируются в спальные районы расширяющихся крупных городов, что иногда закрепляется юридическим путем их включения в черту соседей.

Другой критерий, который, помимо экономико - географического положения, может служить основанием для типологии малых городов - это характер экономической базы. По этому критерию малые города можно разделить на три группы:

1) промышленно - транспортные центры;

2) местные центры;

3) прочие центры.

К группе промышленно - транспортных центров относятся города с относительно развитой экономической базой, представленной промышленностью и транспортом. Это более половины малых городов страны. Около 90% в данной группе - города с преобладанием промышленного сектора (из них 30% - узкоспециализированные промышленные города), и только у 10% главенствуют транспортные функции. Для последних особенно велика в Северном, Северо - Кавказском, Центрально - Черноземном, Поволжском и Дальневосточном экономических районах. Размещение и образ жизни городов, специализирующихся на транспортных услугах типичны. Все они расположены на пересечении транспортных артерий (города - порты, города на трубопроводах, железнодорожные и автомобильные центры).

Многочисленные малые города составляют каркас системы расселения в сельской местности. Такие "городки" выполняют функции местных административных и культурных центров и занимаются в основном транзитом и/или переработкой сельскохозяйственного сырья. Многие из них были преобразованы в города из крупных сел, к этому типу, в частности, относятся характерные для степного Северного Кавказа "города - станицы".

Кроме того, к отдельным группам малых городов можно отнести центры науки и научного обслуживания, рекреационно - туристические центры, закрытые административно - территориальные преобразования. Такие специализированные центры составляют около 7% от общего числа малых городов страны.

Наконец, для характеристики социально - экономического развития малого города чрезвычайно важен его административный статус. Малый город в России в этом отношении может либо быть самостоятельным муниципальным образованием, либо входить в состав другого муниципального образования. В первом случае, в свою очередь, возможны варианты - малый город может образовывать муниципальное образование вместе с прилегающей сельской территорией ("районом" либо другим муниципальным образованием в соответствии с нормами, принятыми в том или ином субъекте Российской Федерации) либо быть городом "областного" или "республиканского" подчинения. При этом малый город не имеет статуса самостоятельного муниципального образования и оказывается как бы растворенным в районе. Каждому из этих вариантов соответствует определенная специфика развития города - либо к городским проблемам добавляются сельские, либо город вовсе теряет самостоятельность и живет по "бюджетным системам".

Крайне редка практика обретения малым городом самостоятельности в результате выхода из состава района и создания новых субъектов местного самоуправления на поселенческом уровне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.