Рефераты. Разработка методических основ формирования инвестиционной стратегии и рекомендаций по управлению инвестиционным процессом в малых городах






Главные проблемы развития экономики, с которыми сталкиваются малые российские города в настоящее время, связаны с происходившей в последние десятилетия изменением функциональной структуры городов. Малые города, функциональная структура которых формировалась при плановой системе хозяйствования, крайне болезненно переживают переход к рынку, влекущий за собой принципиальные изменения системы производственно - экономических связей, информационных и финансовых потоков. Малым городам приходится отыскивать новые социально - экономические ниши на рынках производства и предложения, пользуясь при этом ограниченными ресурсами и с трудом выдерживая конкуренцию с большими городами.

Спектр социальных ролей города с немногочисленным населением, как правило, узок. Город часто сосредотачивает все силы на одном направлении развития. Это позволяет ему оставаться жизнеспособным, однако ставит в неравные стартовые условия по сравнению с большими городами, так как узость экономической базы делает малый город заложником одной, реже двух градообразующих отраслей. Скорость и направления развития города полностью определяются колебаниями конъюнктуры градообразующей отрасли. Чем меньше в городе экономических субъектов, тем меньше взаимозаменяемых в случае кризиса источников пополнения городского бюджета и тем меньше у горожан альтернативных возможностей для самореализации и получения доходов.

Перекосы экономической структуры в пользу одной отрасли (предприятия) в наибольшей степени присущи именно малым городам России. Почти каждый второй малый российский город относится к монопрофильным, и 3/4 населения малых городов проживает в монопрофильных городах.

Малые монопрофильные города присутствуют, почти во всех регионах России и представлены всеми отраслями экономики. Однако по уровню экономического здоровья они существенно различаются, что во многом определяется принадлежностью их той или иной отрасли [23].

Наиболее уверенно в стратегической перспективе могут чувствовать себя моногорода, выполняющие исконно городские функции, связанные с оказанием услуг, административным управлением, электроэнергетикой, транспортом, связью, туризмом. Такие города имеют наилучшие возможности для реализации модели устойчивого развития. Факторы развития - качество инфраструктуры, близость к рынкам потребления и благоприятный инвестиционный климат.

Еще один круг проблем, с которыми крайне тяжело справляться малому городу, связан с масштабной постсоветской трансформацией системы прав собственности в структуре городского жилого фонда и социальных объектов, происходившей в большинстве городов в 80-х - 90-х годах. В социалистической экономике при плановом размещении нового города на градообразующие предприятия возлагались не только производственные функции. Предприятие брало «шефство» над городом, обеспечивая социальной инфраструктурой, необходимой для его жизнедеятельности. В результате множество социальных объектов в городах были ведомственными, то есть функционировали за счет предприятия. Переход на рыночные рельсы и сопутствующий этому процессу кризис подорвали способность предприятий нести подобные непроизводственные затраты и вынудили их поспешно «сбрасывать» ведомственное жилье, больницы, школы, детские сады, стадионы, дворцы культуры на баланс муниципальных бюджетов. На бюджеты многих малых городов легли непосильным бременем муниципальный жилищный фонд и объекты социальной сферы, которые постепенно ветшают и приходят в негодность. Эта проблема крайне актуальна для многих муниципальных образований и сегодня.

В условиях рыночной трансформации экономики России процесс укрепления местных финансов фактически не осуществляется. Происходит обратное - заметное сокращение финансовых возможностей муниципальных образований, усиление их зависимости от перераспределяемых средств. Недостаток бюджетных средств у муниципалитетов, вызванный передачей полномочий на местный уровень без адекватного их финансового обеспечения, грозит полной потерей управляемости городским хозяйством.

Поэтому особую актуальность приобретают вопросы бюджетосбережения и привлечения финансовых ресурсов из внебюджетной сферы. Роль органов местного самоуправления в привлечении инвестиционных средств все больше возрастает.

На данном этапе в Серпухове созданы две финансово-инвестиционных структуры, которые частично содержат муниципальный капитал: Муниципальный инвестиционный банк, Муниципальная страховая компания. Эти структуры создали условия для более эффективного привлечения использования средств юридических лиц и населения города.

Создание этих структур было попыткой сформировать в городе и частично в республике фондовый рынок и направить в нормальное русло развитие рыночных отношений в городе и в республике. Они способствуют улучшению инвестиционного климата и созданию условий для нормального функционирования и развития малого и среднего бизнеса в г.Серпухове.

Финансово-инвестиционные институты Серпухова развиваются неустойчиво, медленно, потенциал их остается невостребованным. Полученной ими прибыли недостаточно для эффективного развития. По нашему мнению, развитие финансово-инвестиционных институтов произошло, в основном за счет их участия в муниципальных программах.

Недостаточно тесно налажено сотрудничество между самими финансово инвестиционными институтами. Сотрудничество банка и инвестиционной компании ограничивается только городской программой «Развития и поддержки. малого предпринимательства», посредством которой муниципальный банк выдает деньги инвестиционной компании на лизинг оборудования.

В остальном это сотрудничество сводится к тому, что страховая компания страхует операции по лизингу муниципальной инвестиционной компании и иногда размещает резервы на депозитных счетах муниципального банка. Целевые функции всех институтов реализуются лишь частично. В настоящее время финансово-инвестиционные институты города раздроблены и не составляют единой системы. Чтобы такая система сложилась и стала действовать, необходимо сформировать ее ядро. Задача такого ядра - объединить вокруг себя ФИИ города и запустить их взаимодействие, т.е. дать импульс всей системе. Таким ядром должен стать бюджет развития города.

Бюджет развития выделился из состава бюджетов федеральных, региональных и муниципальных уровней еще в середине 90-х годов.

В настоящее время назрел вопрос о его институционализации, т.е.:

1) установлении определенной автономии бюджета развития по отношению к остальным разделам муниципальных ирегиональных и федеральных бюджетов;

2) четком определении целей и границ привлечения и расходования средств бюджета развития;

3) определении субъектов - участников формирования и расходования средств бюджета развития;

4) установлении системы финансового контроля над бюджетом развития;

5) определении форм взаимодействия бюджета развития с другими инвестиционными институтами города.

Бюджет развития города полностью финансируется из бюджета города и в большинстве своем идет на покрытие капитальных расходов или закрывает брешь в текущем бюджете города.

Развитие малого и среднего бизнеса в малых городах также сопряжено с проблемами, которые вытекают из особенностей социально - экономического состояния той или иной территории и выражаются, как правило, в ограниченности платежеспособного спроса населения, вызванной его наибольшей численностью и низкими доходами. Это, а также удаленность от транспортных магистралей и крупных городов - потребителей продукции приводит к тому, что производственный малый бизнес представлен в малых городах, как правило, достаточно слабо.

Те же самые факторы делают города малопривлекательными для сторонних инвестиций, которые могли бы стать наиболее притягательными для малого и среднего бизнеса. В результате основным направлением предпринимательства в малых городах является торговля.

Другая особенность малого города - недостаточно развита банковская инфраструктура. Как правило, здесь открываются местные отделения только 1-2 банков, головные офисы которых размещаются в крупных городах. Это обстоятельство затрудняет доступ малых предприятий к финансово - кредитным ресурсам - банки предпочитают иметь дело с предприятиями, которые им хорошо знакомы и в которых они всегда могут легко проконтролировать ход реализации бизнес - проектов. С предприятиями же, которые находятся в малых городах, банкам работать неудобно.

Указанные проблемы отражаются на формировании трудового потенциала малых городов. По оценочным данным, в более чем 50% малых муниципальных образований смертность превышает рождаемость почти в 2 раза. Основные причины - низкий уровень жизни, неуверенность людей в своем экономическом будущем, низкое качество городской среды.

Оставляет желать лучшего и качество миграционных потоков: выезжают в основном трудоспособные люди с высшим образованием, а также молодежь, а приезжают лица предпенсионного возраста без востребованной на рынке труда квалификации.

Не уделяется должного внимания в малых городах и регулированию деятельности предприятий - монополистов. Существующая неэффективная система тарифного регулирования не позволяет находить и поддерживать баланс интересов производителей, муниципалитета, потребителей и инвесторов.

Следует отметить недостатки инвестиционной политики города. На основании анализа теоретических и организационных аспектов управления инвестиционной деятельностью, учитывая законодательные основы и существующий механизм взаимодействия участников инвестиционной деятельности, оценивая их преимущества и недостатки: необходимо отметить, что основные трудности при проведении инвестиционной политики на территории города создает несовершенство система нормативно-правового регулирования инвестиций.

Основу этой системы в настоящее время составляют большое количество ведомственных указаний, постановлений и распоряжений, которые до сих пор определяют механизм работы государственных, муниципальных и надзорных органов. Отличительная особенность этих документов состоит в том, что они, по сути своей, являются запретительными (на все необходимо получать разрешения) и не направлены на привлечение инвестиций.

Призванные способствовать привлечению инвестиций и упрощению порядка получения разрешений на строительство, нормативные акты содержат много дублирующих и противоречивых положений. В значительной мере это произошло потому, что изданы они различными министерствами и ведомствами, органами представительной и исполнительной власти.

Также возникает недостаток в документах, предусматривающих меры стимулирующего характера в виде налоговых и таможенных льгот, нормативных правовых документов, наделивших субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления правом в пределах своей компетенции предоставлять инвесторам льготы и гарантии; осуществлять финансирование; оказывать иные формы поддержки инвестиционных проектов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.