Рефераты. Профессия: "детский библиотекарь" как объект репутационного менеджмента






Однако, безусловно, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьёзные перемены, которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги, библиотекари по-прежнему ориентированы на старую литературную традицию и модель детского чтения, тогда как большинство современных юных граждан имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. И эта изменившаяся реальность сегодня ставит новые задачи воспитания юного читателя как «Человека читающего». Как переломить существующую тенденцию является заботой детских библиотекарей. Они должны найти подход к данной читательской аудитории. И на её языке, учитывая вкусы и предпочтения, глубоко проникнуть в идеалы подрастающего поколения, создавая позитивные привлекательные бренды детской библиотеки, предлагать правильную формулу восприятия традиций литературной культуры.

Давайте рассмотрим несколько примеров. Раз современное юное поколение чрезвычайно интерактивное и отдаёт своё предпочтение в пользу чатов, то необходимо учитывать сей факт. Библиотекарям просто жизненно необходимо создавать тематические персональные Web-сайты, доступные пользователям 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и из любой точки планеты, размещение пресс-релизов и статей, организовывать онлайновые-встречи, специальные мероприятия с пользователями, спонсорские и партнёрские программы, анкеты, конкурсы, викторины, видеоконференции, работать с дискуссиями, форумами, чатами. Да и самим под видом подростка создавать свои и заходить на персональные сайты юных любителей Интернета, включаться в диалог-обсуждение животрепещущих вопросов ювенального возраста. Ибо наше замечательное молодое поколение хочет быть услышанным, выслушанным и понятым. Осторожно, постепенно, ненавязчиво, проникая в идеалы детей, подростков, юношества, развивать литературный вкус, воображение и подбрасывать «пищу для ума и творчества» через своевременно прочитанную книгу.

Не следует также забывать, организовывая всевозможные библиотечные мероприятия, работу клубов по интересам, кружков, творческих коллективов и т.д., опираться на таких книжных героев с набором разных человеческих качеств, с которыми дети могут себя легко отождествлять. Использовать любимый «джентльменский набор» наших молодых сограждан – власть, стабильность, юмор, страх, любовь, фантазию, «прикольность».

Данные опросов последних лет показывают – чтение, по-прежнему входит в число ценностей жителей России, в том числе и молодого поколения. Основные традиции чтения у россиян сохранились. Однако традиция чтения вслух ушла в прошлое, даже родители читают вслух маленьким детям далеко не во всех семьях.

Меньше всего сохранилась традиция ходить вместе с детьми в библиотеки, книжные магазины, вместе пополнять домашнюю библиотеку. Не испытав в детстве радости общения, разговоров о героях книг, об их поступках, вряд ли люди будут нуждаться в подобном в дальнейшем. В молодые годы, выбирая себе, образцы для подражания, дети вместе с родителями вырабатывают нравственные критерии, которые будут значимы для них всю жизнь. Русская культура потому и называлась литературноцентричной, что «юноши, обдумывающие житьё» находили примеры для подражания в литературе. Чем сильнее традиция, тем более узнаваемой она становится. Тем сильнее вероятность, что посещение библиотеки, любовь к книге и чтению станет хорошей привычкой для многих. Детские библиотекари поистине имеют огромный опыт по возрождению и укреплению этой традиции.

Важной составляющей в деле формирования позитивного впечатления от библиотеки как к месту, куда хочется придти вновь и вновь, являются, наряду с технологиями сбора и хранения информации, технологии распространения информации, её продвижение к читателю. Продуманным дизайном помещений библиотеки, взвешенной организацией фонда, с удачным размещением комплекса выставок активизируется привлекательность библиотеки. В формировании и оформлении книжного пространства детской библиотеки стараются апеллировать ко всем пяти органам чувств. Чем больше органов чувств будет задействовано, тем сильнее будет синергия между ними, тем крепче сформируется эмоциональное состояние читателя от впечатления посещения библиотеки. Одновременно учитываются возрастные особенности читателей.

Для дошкольников и ребятишек младшего школьного возраста – принята тематическая расстановка книжного фонда. Для малышей более понятна жанровая расстановка книг-сказок, стихов и т.д.:

ü    в оформлении фонда – краткие, чёткие, понятные заголовки;

ü    изображения и игрушки любимых литературных персонажей помогают адаптироваться, не потеряться в незнакомом пространстве, создаётся эффект присутствия близкого, знакомого человечка;

ü    удобная по росту мебель.

Выставки для малышей содержат не только книги, но и игрушки, интересные и занимательные предметы, привлекающие их внимание. В одной детской библиотеке я видела настоящий «живой» уголок с очень забавной и энергичной черепашкой, рыбками, трогательными ангорскими свинками, попугайчиками. При желании любой посетитель, особенно ребёнок, может принять участие в судьбе зверюшек, принося для них корм. Дорогого стоит и реальная игра в библиотечную больницу, где каждый желающий может принять посильное участие в ремонте обветшалых книг и журналов.

Литература для малышей ярко иллюстрирована. Броские пёстрые суперобложки не нуждаются в ярких дополнительных красках и пояснениях. Книга, игрушка, игра – информационная среда обитания для малышей. Всё зависит от таланта и личной фантазии библиотекарей.

Расстановка фонда детской библиотеки для среднего и старшего школьного возраста – систематическая, по отраслям знаний. Оформленные торцы стеллажей ориентируют читателей в названии отделов и индексов.

Указатели отделов могут содержать знаки-символы. Существуют стандартные цветовые решения для определённых тематических блоков: общественные науки – красный цвет, зелёный – экология и т.д.

Открытый доступ – наиболее активная часть фонда библиотеки. От умелой организации зависит активность использования фонда, продвижение книг к читателю.

Создание внутриполочных выставок помогает разбить этот книжный монолит и даёт возможность своеобразного опосредованного общения с читателем. Молодое поколение нуждается в разговоре, диалоге, поиске ответов на возрастные вопросы, в собеседнике. Выставка должна носить диалоговый характер: выставка-вопрос, выставка-презентация, выставка-дискуссия и т.д. Закладки, значки-символы – сигнальная информация в фонде, помогающая читателям в выборе литературы. Организация внутриполочных выставок – наиболее мобильная, не требующая больших затрат времени, форма раскрытия книжного фонда.

Панорамные книжные выставки наиболее фундаментальны, развёрнуты по структуре, готовятся к значимым событиям, фестивалям, конференциям, неделе детской и юношеской книги и т.д. Требуют тщательной разработки, многоступенчатости в раскрытии фонда, многоэлементности различных средств, в раскрытии темы.

Вся система деятельности библиотеки, всё, что она говорит, делает и создаёт, формирует её идентичность. Это и качество библиотечных продуктов и услуг и формальные и неформальные коммуникации, и политика библиотеки, и культура общения библиотекарей, и новые технологии, и цветовая гамма и интерьер помещений, и её фирменный стиль с библиотечной символикой (персонажи-символы библиотечного бренда), и стиль оформления документации. А также и организация, и проведение различных совместных праздников, мероприятий, презентаций. И, конечно, развивающие материалы всех форматов, включая печатные издания (книги, периодика, комиксы, брошюры), медиа (компакт-диски, DVD, кассеты), игрушки, «живой» уголок, обучающие игры, программное обеспечение помогают создать новую модель современной библиотеки, её библиотечного пространства, более комфортные условия в обслуживании детского и взрослого населения и иначе представить библиотечную информацию.

И если предоставленные возможности библиотеки совпадут с ожиданиями читателя, он будет возвращаться сюда вновь и вновь. Откроет в библиотеке друга. Информационная среда библиотеки станет для него желанным местом общения, узнавания, понимания, осознания своего места в обществе, собственной значимости.

Я заканчиваю и резюмирую.


Заключение


В суровый век сокровище храни,

Что чистой репутацией зовётся;

Всё остальное временем сотрётся.

Вильям Шекспир. Ричард II


Прежде всего, решая весь комплекс сложных профессиональных задач, детскому библиотекарю, а также кафедрам, готовящих таких специалистов, необходимо осознавать себя, свои достоинства и недостатки, как профессионалов, а также помнить о богатых потенциальных возможностях, заложенных при творческой самореализации в этой привлекательной профессии. Ни в коем случае не принижать своих достоинств и значимость своей профессии, активно отстаивать свои позиции и право на получение профессионального образования и деятельность по специальности.

В Конвенции ООН о правах ребёнка написано, что к работе с детьми может быть допущен лишь тот специалист, который владеет системой специальных знаний о детстве. Именно этот сплав – знаний о детстве и его проблемах, умение понять и помочь детям в их духовном росте и развитии, с одной стороны. И – знание духовной культуры и её богатств, с другой стороны, создают этого уникального специалиста-библиотекаря-воспитателя и педагога, от которого во многом зависит подготовка молодого поколения к вступлению во взрослую жизнь в недалёком будущем, духовное здоровье наших юных граждан России. Всё это хорошо знают и понимают детские библиотекари. И по мере возрастания остроты тех или иных проблем стремятся решать их с помощью тех способов и средств, которыми они владеют: знаний, книг, информации и мультимедиа.

Но этого явно недостаточно. Необходимо умело и грамотно раскрыть смысл своей профессии перед широкой общественностью и властными структурами. А это, несомненно, дело рук самих детских библиотекарей. Постепенно и к ним приходит осознание того, что именно эмоциональная, репутационная дифференциация станет залогом выживания в жёстких условиях рыночной конкуренции и открытого информационного пространства, а значит заботы об имидже и репутации библиотеки просто неизбежны.

Добиться всего этого можно, постигая азы и внедряя в практическую деятельность приёмы репутационного менеджмента. Руководствуясь только правильным, стратегически и тактически эффективным использованием методов работы повседневного PR, именуемого, как «контроль коммуникативных каналов» в формировании политики и системы ценностей библиотеки. То есть управление репутацией посредством подконтрольных каналов коммуникации, через которые происходит доведение до общества информации о библиотечной деятельности, успехах и технологических достижениях, развитии и перспективах развития, проблемных ситуациях, о спектре библиотечно-информационных услуг и возможностях библиотечного фонда, открытости, дружелюбии и социальном партнёрстве библиотеки. Сюда относятся и СМИ: новостные заметки, аналитические статьи, обзоры, реклама и т.д. И наружная информация: любые вывески, листовки, объявления, рекламные и информационные щиты и т.д. И публичные мероприятия: праздники книги, презентации, литературные игры, викторины, конференции и др. И кулуарная внутриэлитная коммуникация: система лоббирования. И внутрибиблиотечная коммуникация: не только сотрудники, но и члены их семей, друзей, знакомых и т.д., и неформальная коммуникация.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.