Рефераты. Профессия: "детский библиотекарь" как объект репутационного менеджмента






На самом деле в каждом из определений бренда есть доля истины. Не бывает бренда без продукта, без отличительных признаков и без имиджа. Бренд является одновременно и частью, и целым: он есть и знак на товаре или услуге, но это также и глобальная ценность, связанная с обещаниями удовлетворения материальных и нематериальных потребностей абонентов.

В широком понимании бренд – это система символов, идентифицирующих какой-либо объект (организацию, товар, услугу, личность), особенностями которого являются повсеместная известность и устойчивая фиксация в сознании целевой аудитории. Мне лично нравится определение Андрея Стася, Председателя Совета директоров Агентства а2z marketing: “Бренд – это сущность, функционирующая на основе системы оправданного доверия”.

Из всего выше сказанного можно заключить, что корпоративный бренд это чувство доверия, надёжности и сопричастности, которое возникает под воздействием корпоративной репутации, сложившейся у человека. Бренд – это обещание. Что обещает нам с вами библиотека? На первом уровне знания, выработку собственного суждения. Но на втором – целую гамму ощущений. Начиная от чувства уверенности в себе и общении с другими людьми, заканчивая «памятью детства» и продвижение по воображаемой социальной лестнице.

Существуют некоторые фундаментальные истины, которые управляют созданием бренда. Чтобы быть успешным, бренд должен последовательно обеспечивать качество и удовлетворение; он должен обозначать отличия от конкурентов, чтобы создавать потребительские предпочтения; он должен быть актуальным, удобным и легко доступным для потенциальных пользователей; он должен обращаться к их индивидуальному образу жизни, отношениям и убеждениям.

Бренды, которые мы выбираем, и компании которым мы симпатизируем, – отражение нашего персонального чувства идентичности. Мы хотим чувствовать себя хорошо при нашем выборе и мы ожидаем, что этот выбор положительно отражается на нас самих. В этом контексте создание бренда может лучше всего быть описано как процесс создания и поддержания выгодных, взаимно полезных отношений с абонентами. Есть много способов достигнуть этой цели, но независимо от того, как это достигается, успешный бренд – тот, который создаёт подлинную лояльность и привязанность, он обеспечивает уровень качества, доверия, удобства, гарантии и очарования, за которые потребители готовы платить или пользоваться услугами.

Думается, образ «Библиотеки» как организации можно назвать сильным, проверенным временем, устоявшимся брендом.

С древних времён и по сей день, библиотеки прочно оставили отпечаток в памяти Человечества и вошли в сознание людей как «Храмы книжности». Опыт функционирования библиотек позволяет сказать словами Мариэтты Сергеевны Шагинян: “Но главная суть библиотеки совсем не в книге, не в том, что она хранит в своих стенах книгу. А в том, что в стенах её по режиму, почти схожему всюду, во всех странах, – книга непрерывно читается, движется из рук в руки, находится в потреблении не одного-двух, не десяти-двенадцати, а сотен и тысяч читателей. Сотни тысяч – в тишине и почти беззвучии множества библиотек – работают одновременно над книгами, и работают их мозги, и функционирует книга, раскрывая и отдавая себя читателю. И так как всё материальное как бы незримо «лучится» – отдаётся в воздух – своеобразным излучением мозговой работы, получением отдачей, то само пребывание в библиотеках не нейтрально для человека. Оно происходит в особой библиотечной атмосфере, чем-то поддерживающей и повышающей уровень вашей работы. Сидеть над книгой у себя, в одиноком кабинете, или работать с книгой в переполненном зале – никогда не было и не будет одним и тем же”.

Чтобы сохранить культурную значимость библиотеки для целевого пользователя надо и дальше формировать привлекательный имидж детской библиотеки, популяризуя её услуги.

Правда, странен такой факт, за столько лет существования сущности «Библиотека», ему не было придумано всемирного опознавательного элемента – рисунка, эмблемы, анаграммы, логотипа. Ведь есть же опознавательные знаки, будь то собственные древние национальные символы у любого государства, членов королевских семей, особ знатного происхождения или знаки различия в любой религии, на гербах регионов, муниципальных образований, логотипы организаций как международных, так и отечественных и т.д.

Конечно, у каждой уважающей себя библиотеки разработан свой собственный логотип, где почти всегда присутствует книга. В РГДБ, например, – это древо жизни и знаний, вокруг которого ходит кот-учёный. В кроне дуба – развёрнутая книга с аббревиатурой РГДБ. Удачная эмблема, ничего не скажешь. Она красуется и на читательском билете и на любой другой библиотечной продукции библиотеки. Жаль только, что он не является единым логотипом для всех детских библиотек России! Многие из них вообще не имеют своего символа. Иногда используют сову или выступают под эмблемой централизованной библиотечной системы определённого муниципального района.

Так же нет единого изображения понятия «библиотека». Почему бы мировому библиотечному сообществу, а если откажутся, то Российскому не создать такой символ? Разработать, собраться, сейчас модно устраивать международные конференции, съезды, утвердить, и присвоить какой-нибудь уместный символ (определённый персонаж или образ, закреплённый за библиотекой, выражающий суть её деятельности), чтобы каждая библиотека могла включить его в свой личный логотип и во все свои библиотечные продукты и услуги. Есть ведь белый голубь – символ мира. Символическое изображение инь и ян в китайской философии. Символы в христианстве, такие как рыба, агнец, голубь, виноградная лоза, павлин, феникс, лилия, фиалка, якорь, пеликан. Эмблем – великое море.

Бизнесмены тратят огромные деньги на установку огромных рекламных щитов в борьбе по привлечению к своей торговой марке. А почему бы над входом в каждую библиотеку не установить утверждённый единый символ для всех библиотек, и вечером включать подсветку. Уверяю, это принесёт свои положительные плоды в деле популяризации библиотеки у населения и продвижения библиотечного бренда, выражаясь языком рыночных отношений.

А почему бы сотрудникам библиотек не разработать униформу в соответствии с требованиями условий работы и стилем детской библиотеки? Идентифицирующими и объединяющими элементами в одежде могут служить различного рода одинаковые атрибуты делового костюма, например, такие как фирменная жилетка с ярким логотипом библиотеки или яркий шейный платок, галстук, эмблема библиотеки, как бы опознавательный знак сотрудников, не забывайте библиотека ведь детская, надо создать впечатление праздника. Хорошо бы носить бейдж, чтобы пришедшие впервые или редко посещающие читатели могли бы иметь представление кто перед ними и обращаться соответственно к библиотекарям по имени, отчеству. А не как «повезло» мне однажды, придя в одну детскую библиотеку впервые. Несколько лиц «хранителей знаний» занимались чем угодно, только не читателями. И пойми, догадайся, кто из них кто и за какой фронт работы отвечает.        Рассматриваемые конструктивные идеи, предложения и темы непременно должны быть эмоциональными, забавными, прикольными и популярными у представителей детской, подростковой и юношеской категории, «шагать в ногу» со временем. Но это как говорится: «Мечты, мечты, в том ваша сладость». Однако кто мешает их осуществлению? Всё в руках библиотекарей!

А вот ещё один «замечательный» шаг в деле продвижения позитивного бренда Библиотеки. Заложенная в проект Национальной программы «Чтение», идея «перепозиционирования» Библиотеки в Интеллектуально-досуговый центр (ИДЦ) будоражит умы библиотекарей. В стремлении авторов проекта качественно изменить образ библиотеки в глазах населения, превратить «унылое» заведение», куда не хочется идти, в радостное, в поднятии престижа библиотеки одни видят в трансформации библиотеки в ИДЦ, другие, наоборот, считают, что это окончательно её погубит.

В том, что нынешняя библиотека находится в плачевном состоянии, не секрет. Многие негативные явления имеют место во многих библиотеках: недостаточная ориентация на потребности реального читателя (неудобные часы работы, отсутствие механизмов «удалённого доступа», не комфортность помещений), низкая оснащённость фондами и техникой (несоответствие фондов запросам читателей, недостаток технических средств), низкий социальный статус и зачастую низкая квалификация библиотекаря. Где же выход?

Авторы проекта нашли выход в создании учреждений, названных ИДЦ. Чем же он отличается от привычной для нас библиотеки? Тем, что в ИДЦ всё плохое превратится в хорошее: и удобные часы работы, и эффективные механизмы «удалённого доступа», и открытый доступ, и регулярно обновляющиеся фонды, и полное оснащение компьютерной, копировальной, аудио-, видео- и прочей техникой. Сотрудники здесь высочайшей квалификации и воспринимаются обществом как учителя и наставники в мире информации и чтения. И зарплата у них достойная. Возникает вопрос: «Каким образом минус превратится в плюс?» И почему полученный результат должен называться не Библиотекой, а ИДЦ? Разве Библиотека не достойна того, чтобы у неё было всё то, что планируется для нового института? Разве не стоило авторам, ратующим за трансформацию библиотеки, задуматься над тем, кто же сделал всё для того, чтобы молодые специалисты стыдились признаться, что они библиотекари. Не то ли самое государство, на чьём бюджете находится библиотека, позволило местным властям физически расправиться с ней?

Признав десятилетиями не финансировавшуюся государством библиотеку несостоятельной, не смогли придумать ничего другого, как отказаться от понятного в России названия «библиотека» и обратить взор на Запад. Нет библиотеки, – нет и вины государства.

Многие коллеги, выезжающие за рубеж, убеждены, что именно к Западному идеалу нам надо стремиться: библиотека должна находится под одной крышей с книжным магазином, музеем, кинозалом, спортзалом, театральными и музыкальными школами. Разве это не привычный для нас Дворец культуры? Однако, культурная миссия библиотеки не в том, чтобы развлекать досужего обывателя разными занятиями, а в том, чтобы приобщить его к чтению, к книге, интеллектуально и духовно развивать, растить творчески.

Библиотека в обществе занимает ту социальную нишу, которая принадлежит только ей. И заменить её ничто не может. Специальность «библиотекарь» является уникальной, как уникальным является и библиотечное образование. Создавая ИДЦ, мы лишаем специфичности нашу профессию, размываем её. Не потеряем ли мы, веками создававшегося предназначения, растворившись в ИДЦ? Ведь смена наименования – не безобидное дело. В нём – смена сущности, признание ненужности того, что ныне зовётся «библиотека». Как известно, библиотека – это база и школа чтения одновременно. От того, займёт ли она своё исконное место организатора и популяризатора чтения, или оставит чтение без управления – зависит интеллектуальный и творческий потенциал России. Решая проблему чтения, библиотека помогает государству и каждому человеку в отдельности развиваться, решать экономические, культурные, воспитательные задачи. Программа «Чтение», которая в большинстве своём падает на плечи библиотекарей, лишь подтверждает необходимость библиотеки в современной России. Каким бы центром мы себя ни называли, он будет вторичным по отношению к Библиотеке – вместилищу человеческого духа и колоссальному ускорителю сознания. В этой сфере, никого не подменяя и не дублируя, библиотека максимально полно выражает свою сущность. Различного рода «новации» не должны разрушать устойчивости библиотеки как хранилища культурного наследия, как символа, к которому привыкли, как системы, удовлетворяющей потребности личности и общества в этом наследии, представляемом библиотекой в общественное пользование.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.