Рефераты. Профессия: "детский библиотекарь" как объект репутационного менеджмента






С появлением бесплатных народных библиотек и библиотек-читален, публичных библиотек в губерниях и уездах основными их читателями становились дети и подростки. В большинстве своём в этих библиотеках трудились: учителя – 84,2%, писари – 3,8%, лица духовного сана – 3,1%, совмещающие свою работу в библиотеках. Лишь 1,4% из них работали только библиотекарями, имея практическую и самообразовательную подготовку. Проблема в увеличении штата стала решаться также и за счёт «вольнотрудящихся» женщин. Это были образованные дворянки, часть которых жила на жалование, получаемое в библиотеке, но были и такие, которые отказывались от него.

Рост изданий книг для детей, периодики, появление первых детских библиотек, интенсивная деятельность энтузиастов-библиотекарей по организации чтения – всё это способствовало подъёму библиотечной работы с подрастающим поколением. Большую роль в профессиональном становлении библиотекарей имели разработки теоретических и практических проблем библиотечной работы с детьми Л.Б. Хавкиной, В.А. Зеленко, утвердившего понятие «руководство детским чтением». На развитие теории и практики библиотечно-библиографического образования большое влияние оказали идеи Н.А. Рубакина.

Возможные пути, методы, содержание профессиональной подготовки кадров библиотек обосновала Л.Б. Хавкина. По её инициативе в 1913г. в Москве открываются первые библиотечные курсы при народном университете им. А.Л. Шанявского. А в 1918г. было положено начало дифференцированной подготовке кадров для библиотечной работы с подрастающим поколением – открытием в Петербурге первого в стране высшего учебного заведения для подготовки культурно-просветительных и библиотечных кадров, Института внешкольного образования (ныне Санкт-Петербургский университет культуры и искусств). В 1930г. создаётся Московский библиотечный институт, где появилась самостоятельная специальность – «библиотековедение детских библиотек». С его созданием расширились возможности для дифференцированной подготовки кадров для детских и школьных библиотек.

В последующие годы в России складывается система профессионального образования библиотечных специалистов по работе с детьми, включающая подготовку специалистов средней квалификации – в училищах культуры и искусства, библиотечных техникумах и высшей – в вузах культуры. Определились квалификации, содержание образования, методика теоретической и практической подготовки.

С первых лет советской власти библиотеки попали в административно-командные тиски, их фонды опустошались «чистками», из библиотек изгонялись любые проявления инакомыслия, а судьбы многих библиотечных работников были изломаны неоправданными преследованиями. Если раньше целью библиотечной работы было распространение знания, то теперь на первый план выступает социально-педагогическая функция – воспитание советского человека. Книга и знание перестают быть целью, они становятся средством для воспитания масс. Отныне вся работа библиотек связана с идеологической пропагандой и подчиняется задаче построения социалистического общества. Данная задача уже сама по себе программировала отказ от старых фондов и форсированное создание новых. Изъятию подлежали в числе прочих и детские книги. И это не случайно. Ведь тексты, которые читаются в раннем детстве, лучше запоминаются. Именно эти тексты формируют сознание индивида. Молодое поколение более пластично. Культурный опыт прошлого довлеет над ними меньше, чем над зрелыми и пожилыми людьми. Поэтому замену старых учебников и детских книг новыми большевики считали одной из приоритетных задач. А также, изменение школьных программ, изгнание дисциплин гуманитарного цикла: греческого, латинского языков, истории, внедрение идеологем и идеологических мифов в массовое сознание, политизация чтения, среднего и высшего образования и культуры в целом.

Профессия библиотекаря перестаёт быть элитарной. Библиотечные кадры становятся «разношёрстными». Наряду с высокообразованными людьми, представителями дореволюционной интеллигенции, познавшими все тонкости библиотечного дела на практике, вовлекаются рабочие, крестьяне, красноармейцы. Попав в библиотечную среду случайно, люди оставались. Многие самоотверженно трудились на этом поприще долгие годы, искренне веря в полезность совершаемой деятельности для общества. Даже в годы застоя и позже, вплоть до настоящего времени, энтузиазм значительной части библиотечных работников всё же не иссякает. Думается, что основными мотивами работы в библиотеке этих людей служили удовольствие и радость от самой деятельности, сочетающейся с исполнением долга перед обществом и чувство удовлетворения от творческой работы.

Несмотря на такие жёсткие действия, голод, разруху новое советское государство сумело изыскать средства для создания сети детских библиотек, какой не знало ни одно государство мира. А время показало правильность такого шага. В наше время бурного строительства рыночных отношений остро встал вопрос существования детских библиотек. Олигархическому капитализму, который с 90-х гг. имеет место в российской экономике, по сути дела, не нужны детские библиотеки. Наметилась устойчивая тенденция к закрытию, перепрофилированию и слиянию детских и юношеских библиотек, т.е. к изменению их статуса и правового положения. А в вузах культуры наблюдается сокращение числа студентов кафедр детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством, между прочим, не по вине самих студентов.

Вот так, история библиотек содержит множество поучительных примеров, утраченный положительный опыт, наконец, опыт негативный, который нельзя сбрасывать со счетов. Она тесно переплелась с историей дел и людей, посвятивших себя служению «Храму духовности». Ибо в читательском сознании людей, как пользующихся услугами библиотеки, так и нет, прочно доминирует ассоциация библиотеки как «Святилище чувств и мысли», «Храм знания», «Храм культуры», «Храм науки». И как всякая история она является тем прошлым, на котором основывается будущее.


2.2 Проблемы современного позиционирования библиотечной профессии


Неважно, что что-то идёт неправильно. Возможно, это хорошо выглядит.

Первый закон Скотта («Законы Мэрфи»)

Позиционирование (от англ. position – положение, нахождение, состояние, позиция) – это создание и поддержание понятного имиджа, разъяснение абонентам существующих проблем. Если объект не позиционирован – он либо остаётся неизвестным, либо искажается, либо просто непонятен потенциальным потребителям. При этом в обыденном сознании неизвестность отождествляется с ненужностью, а раз об организации ничего не известно, значит её деятельность не важна. Искажения и домыслы, сколь бы далёкими от действительности они не были, всегда отрицательно влияют на репутацию организации, и библиотека здесь не исключение.

Библиотеки и библиотекари переживают сейчас сложное время. В профессиональное сознание библиотекарей входят новые понятия, знания, взгляды, тенденции, меняющие облик библиотекаря-профессионала и качество его труда, а так же представления библиотекарей о самих себе и их роли в жизни общества, их профессиональном облике. Изменяются и наши взгляды на библиотеку, представления и подходы к пониманию того, что такое профессионализм, профессиональное мастерство. Поэтому с помощью позиционирования детская библиотека должна показать всему обществу, целевым аудиториям её социальной среды в частности, свои конкретные выгоды и преимущества. Если хотите, то свою уникальность, ценность и незаменимость, развенчать возникшие негативные стереотипы и мнения, сложившиеся в определённых кругах общества, создать мотивацию для пользования именно её библиотечными продуктами и услугами. А не услугами тех учреждений, которые конкурируют с библиотекой в освоении свободного времени населения, просветительской и образовательной деятельности.

Для этого широкие слои населения, читатели, властные структуры должны узнать об отличительных особенностях и специфики деятельности детской библиотеки, какие именно библиотечные продукты и услуги она может предложить тем или иным целевым группам её социальной среды. Ведь не секрет, что роль детских библиотек недостаточно оценена обществом и властью. В результате такого непонимания – плохая материально-техническая база и финансирование по остаточному принципу. Позиционирование призвано помочь формировать положительный образ, я бы сказала возродить доброе имя, ореол, библиотеки, библиотечной профессии, библиотечных услуг.

Однако не следует забывать, что в глазах разных целевых групп библиотека должна представать в существенно различном имидже. Это связано, прежде всего, с тем, что те или иные целевые группы ожидают от библиотеки проявления довольно различных сторон имиджа. Например, властным структурам необходим надёжный профессиональный помощник в справочно-библиографической и информационной поддержке. Абоненты законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, партий, депутатского корпуса нуждаются в предоставлении и производстве документов или их копий, библиографической, фактографической, аналитической и др. профессиональной информации, подготовленной по индивидуальным и типовым запросам. Исходя, из этого библиотека будет позиционировать себя перед этой аудиторией в этом качестве.

Подрастающему поколению библиотека может обещать определённые преимущества в предоставлении условий для обучения, общения, досуга. Так, например, перед дошкольниками и младшими школьникам библиотека позиционирует себя как учреждение по организации лучших увлекательных игр-представлений по сюжетам любимых сказок. Их родителям может предложить особые уникальные бесплатные консультации профессиональных специалистов по руководству чтением, беседы психолога, педиатра, обзор новинок детской педагогической литературы. Юношество привлечь интерактивным рациональным путём поиска литературы через МБА, МКО, порталы электронных библиотек, открытием виртуального представительства, доступного 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Перед издательствами библиотека позиционирует себя в качестве незаменимых экспертов в изучении спроса и составлении репертуара издаваемой литературы, в возрождении библиотечных серий. И так далее по каждой целевой группе её социальной среды.

Но как можно говорить о достойном имидже детской библиотеки в общественном сознании, когда сами библиотекари не очень-то и пекутся о своём реноме. Взять хотя бы такие факты.

Многие в обществе считают, что для работы в библиотеке не надо особых знаний. Отсутствие профессионализма – самая застарелая и хроническая болезнь наших библиотек. Конечно, профессионалы есть в наших библиотеках, но уровень профессионализма падает. Наша профессия открыта для всех. Любой человек может без всяких проверок и испытаний устроиться на работу в библиотеку. Даже на самых специфических участках библиотечной работы, требующих не только профессиональных знаний, но и соблюдения, например, стандартов, положений и инструкций трудятся работники, порой весьма далёкие от библиотечного дела. Вот так мы сами устанавливаем престиж нашей профессии. В глазах окружающих она ничего не стоит уже хотя бы потому, что на работу в библиотеку может быть принят любой более или менее образованный человек с улицы. Ведь никому в голову не придёт принять в больницу врачом человека без высшего медицинского образования, а в органы прокуратуры, суд – без юридического.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.