Рефераты. Профессия: "детский библиотекарь" как объект репутационного менеджмента






Как никакое учреждение бюджетной сферы библиотеки переполнены «баластом». Ничто не способно произвести более негативного воздействия, чем повседневное созерцание отсиживающих положенные часы сотрудников «со стажем». О каком престиже может идти речь? Надо выявлять в массе читателей таких школьников, которым нравится библиотека сама по себе, и работать с ними. Вести, что называется профориентационную диагностику. Или воспитывать будущие кадры самим: принимать на работу, отбирать, проверять способности и возможности, и только после этого направлять на учёбу без отрыва от производства. Если специалист вписался в коллектив, перспективен, если видна его реальная отдача, то библиотека должна взять на себя материальные затраты, полностью или частично, связанные с учёбой будущего специалиста.

Престиж профессии – показатель измерения обществом социальной ценности и функциональной значимости труда профессионалов. Конечно, престиж нашей профессии зависит от качества нашей работы. Но он, прежде всего, определяется нашим самосознанием, самооценкой. Чем чаще мы будем подчёркивать «скромность» библиотечного труда, тем меньше нас будут уважать. Наша профессия ничуть не проще, не легче, чем многие другие, весьма авторитетные в обществе. Библиотекари сами виноваты в том, что наша сфера деятельности, её приёмы, методы, технология не известны обществу. До тех пор, пока профессия библиотекаря будет раскрываться примитивной формулой «выдать книги», о престиже придётся забыть. Общество не знает, чем мы занимаемся. Чтобы нас знали, уважали наш труд, осознанно выбирали нашу профессию надо переломить сложившийся в обществе стереотип в отношении профессии библиотекаря. Тогда и только тогда изменится и внимание, уделяемое со стороны государства, и размеры финансирования, и социальная защищённость работающих, и оценка обществом нашего труда. Возможно, он будет и оплачиваться иначе. Но для этого, прежде всего, надо работать иначе, поднять уровень профессионализма, научиться уважать себя. Очистить профессиональную среду от тех, кто считает библиотечное дело лёгким и работает без напряжения. Естественно, придётся многому учиться, повышать свою квалификацию, спокойно воспринимать новые реалии, постоянные изменения и перестройки. Это, во-первых.

Далее хотелось бы рассмотреть следующие негативные стереотипы. Библиотекарь-педагог, библиотекарь-воспитатель, библиотекарь-руководитель чтения детей и юношества, библиотекарь-педагог чтения детей и юношества, библиотекарь-организатор детского и юношеского чтения, по-разному называется этот специалист. В среде практиков же устойчиво закрепились словосочетания «детский» и «юношеский» библиотекарь. Разнобой в названиях далеко не случаен и отражает неустойчивое, противоречивое отношение к этой специализации и к самой детской библиотеке, существующее в обществе и профессиональной среде. Вот, например, несколько из них:

ü    библиотекарю, работающему с детьми, достаточно иметь уровень среднего специального образования. Высшее библиотечное образование ему не нужно;

ü    в выделении этой специализации нет необходимости. С детьми могут работать любые специалисты, подготовленные для массовых библиотек;

ü    таких специалистов надо готовить в педагогических вузах, а не в высших учебных заведениях, готовящих библиотекарей;

ü    детские библиотеки необходимо упразднить.

В результате действия данных стереотипов в ряде институтов культуры России нет подготовки библиотекарей этой квалификации, либо она не выделена в полной мере. И это, прежде всего, сказывается на детских библиотеках, нуждающихся в квалифицированных кадрах. Во многих регионах нашей страны происходит перепрофилирование детских библиотек, слияние их со взрослыми или вообще ликвидация.

В поисках особого позиционирования, выстраивая систему определённых отношений с окружающими, ведя целенаправленную информационную работу о своей деятельности, детская библиотека может прибегнуть, например, к рассмотрению, следующих вариантов позиционирования своей профессии.

Позиционирование достоинств. Сделать упор на «скрытой» стороне профессии. Ведь детский библиотекарь, как никто другой, работает с воображением ребёнка, его восприятием художественного образа. Кроме того, он подключает сюда различные другие художественные средства: книжную иллюстрацию, музыкальные произведения, диаматериалы, игрушки любимых литературных персонажей и др. материалы. Он также стремится помочь ребёнку связать этот художественный образ с детским творчеством, отобразить его иными художественными средствами.

Пользовательское позиционирование. Подчеркнуть, что труд детского библиотекаря имеет ярко выраженную педагогическую направленность, педагогические задачи развития ребёнка осуществляются библиотечно-библиографическими средствами. Объяснив, что профессия детский библиотекарь носит маргинальный, т.е. по существу промежуточный характер между профессией библиотекаря-библиографа и педагога (либо воспитателя). Как известно, главной задачей педагога является передача социального и культурного опыта от одного поколения к другому (в широком смысле). Библиотекарь, работающий с детьми, и является тем педагогом, который выполняет её специфическими, библиотечно-библиографическими средствами. Детский библиотекарь – посредник – наставник – консультант между миром культуры и миром ребёнка. Решая задачу развития личности ребёнка, он учит его ориентироваться в море разнообразной информации, тем самым, готовя его к жизни в сверхсложном поликультурном информационном обществе сегодняшнего и завтрашнего дня.

Позиционирование категории. Раскрыть, что труд детского библиотекаря сложен и разнообразен, при этом часть видов работы могут выполнять только специалисты, имеющие достаточно высокую профессиональную квалификацию в этой области. Так как часть выполняемых библиотекарем операций носит простой, рутинный, а часть – интеллектуальный и творческий характер. Труд библиотекаря, обслуживающего читателей-детей и руководителей детского чтения, очень напряжён и насыщен. При этом большая часть труда библиотекаря остаётся «за кадром» и далеко не всегда осмысливается даже самими профессионалами.

При организации обслуживания читателей библиотекарь выполняет 2группы основных операций. 1) Непосредственная работа с читателями (очень сложная работа по оценкам экспертов): рекомендация книг читателям; выявление в беседе читательских интересов; подготовка, организация и проведение книжных выставок, массовых бесед, громких чтений, музыкальных прослушиваний, обзоров; подготовка тематических полок; беседа о прочитанной книге. Именно от этих технологических операции, способов и приёмов их выполнения в наибольшей степени зависит успешное выполнение работы, но, к сожалению, именно они с большим трудом осваиваются человеком. 2) Вспомогательная и техническая работа, содействующая организации процесса обслуживания.

Конкурентное позиционирование. Здесь надо акцентировать внимание на преимуществе особой специализированной территории для детей, и работе детского библиотекаря, как специалиста особого профиля, требующей от сотрудников помимо общих профессиональных знаний, также глубоких знаний о детстве и детской культуре, понимания специфики детства. Библиотечный фонд должен обеспечивать персонификацию информирования детей разных возрастных категорий, знаний и умений. Так малыши непоседливые и «страшные» почемучки, подростки слишком шумный народ, одарённым детям требуется соответствующая литература, дающая им возможность активно развиваться, а детям отстающим в развитии, возможность восполнить в индивидуальном порядке багаж знаний.

Библиотечный фонд должен оперативно и полноценно удовлетворять запросы, связанные с учебными потребностями, увлечением юного читателя любой проблемой научного, технического, творческого, литературного, искусствоведческого плана, рекреационными потребностями.

И ещё одна немаловажная деталь. Современные информационные технологии нисколько не упрощают библиотечный труд, как думают многие. Особенно если нужные сведения и необходимую литературу пользователь получает оперативно. Кроме того, в библиотечной сфере, как нигде более, мнение населения зависит не только от качества обслуживания, но и от уровня информационной культуры читателей. Чем менее пользователь ориентируется в потоке информации, тем чаще он связывает невозможность нахождения нужных сведений с проблемами в комплектовании фонда или низкой квалификацией библиотекаря. Действительными же причинами могут быть: и неверная формулировка запроса, и отсутствие в литературе информации в том виде, в каком её хочет обнаружить читатель, и сложности восприятия нового знания – неумение «узнать» в нём искомое и многие другие. Поэтому, библиотекарям следует понятно и в сфере интересов различных целевых групп раскрывать сущность библиотечного труда и причины его усложнения. Кроме того, важно повышать уровень информационной культуры читателей.

Опыт отечественных и зарубежных специалистов, занимающихся обслуживанием детей в библиотеках, позволяет говорить о том, что необходимость позиционирования библиотек, работающих с подрастающим поколением постепенно осознаётся как насущная необходимость. Позиционирование призвано создавать привлекательный образ библиотечных продуктов и услуг в сознании пользователей. Успех позиционирования заключается в эффективности всей информационной системы библиотеки, поддерживающей и укрепляющей пользовательский опыт. Главное в проблеме имиджа – это соответствие представлений о библиотеке, её социальной среде, т.е. как хотели бы предстать в обществе её руководители и сотрудники и, как реально сложился в обществе её образ, её репутация. Но самое главное не надо забывать, что решающее влияние на формирование общественного мнения и имиджа оказывают не столько слова, сколько конкретные дела и события. Вот так, от умелого конструирования имиджа – через позиционирование, доведение его до общественности, можно придти к установлению надёжной, долговременной позитивной репутации.


2.3 Формирование позитивных брендов детской библиотеки


Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт


Лексикон прописных истин

Современные авторы дают различные определения бренда и его значения. В буквальном переводе с английского бренд (brand) означает: 1) головёшку, клеймо, фабричную марку; 2) выжигать, прижигать калёным железом, а в переносном смысле – оставлять в памяти отпечаток. На сегодняшний день существует свыше 20 определений бренда, в которых одни авторы определяют бренд как некую философию поведения производителя на рынке; другие повторяют определения торговой или товарной марки.

Вот лишь одно из них. Бренд – это совокупность явных и неявных характеристик продукта: его имени, упаковки, цены, его истории, репутации и способов продвижения, которые делают предложение уникальным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.