Рефераты. Оценка безубыточного объема продаж и прибыли предприятия






Маржинальная прибыль промышленных предприятий имеет различные источники формирования, которые могут находиться как во внешней, так и во внутренней среде. Группировка маржинальной прибыли по объектам возникновения и различным признакам объекта позволяет изучить влияние

внешних и ряда внутренних факторов, воздействующих на формирование маржинальной прибыли [37, с. 22].

Так, группировка маржинальной прибыли по адресам покупателей позволяет установить наиболее доходный регион сбыта товара; группировка по торговым агентам, реализующим товар, позволяет установить агентов, формирующих наибольшую сумму маржинального дохода для предприятия и обосновать политику оплаты труда для стимулирования сбыта с помощью изменения формы оплаты труда торговых агентов.

В поиске резервов повышения экономической эффективности производства особую актуальность приобретает прогнозная оценка для оперативного принятия управленческих решений по устранению выявленных недостатков и упущений.

Маржинальный анализ как один из многочисленных приемов в поиске резервов повышения экономической эффективности производства впервые появился за рубежом, в капиталистических странах, в которых товаропроизводители свою предпринимательскую деятельность строили исключительно в условиях рыночной экономики [20, с. 11].

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью и прогнозированием величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Маржинальный анализ был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в

1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее А.П. Зудилиным [34, с. 2].

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Маржинальный анализ проводят в следующих целях:

– оценить прибыльность производственно-торговой деятельности;

– прогнозировать рентабельность предприятия на основе показателя «Запас финансовой прочности»;

– оценить предпринимательский риск;

– выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния;

– оценить результаты начального периода функционирования новой фирмы или прибыльность инвестиций, осуществляемых для расширения основного капитала;

– разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную политику в сфере производства и реализации товаров [31, с. 121].

Основные задачи маржинального анализа состоят в определении:

-     безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

-     зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

-     необходимого объема продаж для получения заданной величины

-     прибыли;

-     критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

-     критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа.

Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

-     необходимости деления издержек на две части: переменную и постоянную;

-     переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

-     постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

-     тождества производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;

-     эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

-     пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции [7, с. 76].

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью и прогнозированием величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Маржинальный анализ был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее А.П. Зудилиным [34, с. 2].

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.


Рисунок 3 – Графики зависимости видов затрат от изменения объема продукции


Прогрессивные затраты меняются быстрее, чем уровень деловой активности, например сдельно-прогрессивная заработная плата. Дегрессивные затраты, наоборот, изменяются медленнее, чем объем производства, например затраты на вспомогательные материалы, электроэнергию для технологических нужд.

Регрессивные затраты, напротив, находятся с объемом производства продукции в обратной зависимости: они сокращаются при росте деловой активности. Существуют также смешанные затраты, содержащие как переменную, так и постоянную составляющие, например, заработная плата работников отдела сбыта, часть заработной платы которых является стабильной (повременная), а другая – зависит от объема проданного товара (сдельная).

Для идентификации затрат в зависимости от их реагирования на изменение объемов продукции используется так называемый коэффициент реагирования затрат – отношение темпа прироста той или иной статьи затрат к темпу прироста объема продукции [20, с. 16].

Важным в плане изыскания резервов экономии затрат на производство и реализацию продукции считается рассмотрение зависимости удельных показателей постоянных и переменных затрат в расчете на единицу продукции.

Очевидно, что при увеличении объемов производства экономия образуется на постоянных затратах. Если исходить из того, что производимая продукция продается по цене, превышающей ее себестоимость, то экономия на постоянных затратах в условиях роста объемов продукции – фактор, непосредственно влияющий на рост прибыли. Кроме того, увеличение производства требует роста закупок сырья, материалов, следствием чего является, как правило, увеличение партии закупки. В такой ситуации можно рассчитывать на снижение закупочных цен, что приведет к дополнительной экономии и росту прибыли [31, с. 124].

При значительном росте деловой активности, когда расширение масштабов бизнеса требует дополнительных постоянных затрат (например, амортизация дополнительно приобретенного оборудования, содержание управленческого персонала и др.), удельные постоянные затраты, безусловно, возрастут, но по мере дальнейшего наращения объемов производства их величина опять продолжит свое снижение.

С помощью маржинального анализа возможен поиск наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными затратами, ценой и объемом продаж.

Важным фактором, влияющим на доходность отдельных объектов маржинальной прибыли, является величина и структура неполной себестоимости. От величины неполной себестоимости напрямую зависит величина маржинального дохода (прибыли). Преобладание в структуре неполной себестоимости переменных затрат указывает на тот факт, что для достижения безубыточности данного объекта маржинального дохода не требуется значительного объема продаж. Преобладание в структуре неполной себестоимости прямых постоянных затрат указывает на необходимость увеличения объема продаж для их возмещения.

Одним из условий обоснования управленческих решений по ассортименту продукции является оценка структуры прямых постоянных затрат в разрезе отдельных объектов маржинальной прибыли. Доля прямых постоянных затрат, относимых на отдельный объект, может быть настолько велика, что для их возмещения (то есть для достижения безубыточности объекта) может понадобиться значительное увеличение объема продаж.

Предложенная методика анализа позволяет также изменить подходы к оценке безубыточности хозяйственной деятельности предприятий и более полно изучить состав факторов, влияющих на безубыточность.

Для расчета безубыточного объема производства по отдельным видам продукции в экономической литературе применяется показатель маржинального дохода (прибыли), рассчитанного по прямым затратам на производство данного вида продукции. Объем производства по отдельному виду продукции считается безубыточным, если выручка от реализации покрывает переменные и прямые постоянные затраты на производство данного вида продукции. Однако, поскольку маржинальный доход формируется не только в основной деятельности промышленных предприятий, безубыточный объем продаж необходимо рассчитывать для всех объектов маржинального дохода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.