Рефераты. Оценка безубыточного объема продаж и прибыли предприятия






-                   установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

-                   исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

-                   обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства,

приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

Таким образом, маржинальный анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит величине маржинального дохода. Очевидно, что добиваться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинального дохода. Достичь этого можно разными способами:

-          снизить цену продажи и соответственно увеличить объем реализации;

-          увеличить объем реализации и снизить уровень постоянных затрат;

-          пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции.

Кроме того, на выбор модели поведения предприятия также оказывает существенное влияние величина маржинального дохода в расчете на единицу продукции. Одним словом, в использовании величины маржинального дохода заложен ключ к решению проблем, связанных с затратами и доходами предприятий.

Маржинальный анализ на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Эту точку также называют «критической» или «мертвой», или точкой «равновесия». В литературе часто можно встретить обозначение этой точки как ВЕР (аббревиатура «break-even point»), т.е. точка или порог рентабельности [10, с. 211].

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.

Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести:

-     существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка;

-     продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений;

-     широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность;

-     сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрее преодолеть эту точку.

После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести:

-          снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда;

-          сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка;

-          обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.

Управление безубыточностью производства предполагает изменение подходов к планированию основных показателей деятельности предприятия, связанное с повышением оперативности принятия управленческих решений. Одним из таких приемов является расчет выручки от реализации, обеспечивающей получение прогнозируемой прибыли.

Стремление к получению прибыли ориентирует предприятие на увеличение объема производства и снижение затрат. В условиях рыночной экономики этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

В таблице 8 представлен расчет критического объема реализации продукции, обеспечивающих достаточно высокий уровень запаса финансовой прочности.

 

Таблица 10 – Порядок расчета критического объема реализации продукции, обеспечивающей получение прогнозируемой прибыли ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис» в 2010 году

Показатель

Сумма,

тыс. руб.

1. Выручка от реализации продукции за 2009 год

1729636

2. Переменные затраты за 2009 год

1331330

3. Маржинальный доход в составе выручки от реализации продукции

(стр. 1 – стр. 2)

219913

4. Доля маржинального дохода в выручке от реализации продукции

(стр. 3: стр. 1)

11,28

9. Прибыль от реализации в 2009 году

94910

6. Постоянные затраты (стр. 3 – стр. 9)

389999

7. Прогнозируемая прибыль от реализации продукции

98000

8. «Критическая точка» объема реализации (стр. 6: стр. 4)

1710329

9. Критический объем реализации (порог рентабельности), обеспечивающий получение прогнозируемой прибыли (стр. 6 + (стр. 7 – стр. 9)): стр. 4

1729636

10. Проверка соответствия покрытия прогнозируемых затрат и прибыли критическому объему реализации:

а) переменные затраты с учетом критического объема продаж

(стр. 2 * стр. 9): стр. 1

б) соответствие рассчитанного критического объема продаж величине совокупных затрат и прогнозируемой прибыли (стр. 10а + стр. 6 + стр. 7)




1331330


1779289

11. Прогнозируемый запас финансовой прочности (стр. 1 – стр. 9)

219913

12. Прогнозируемый уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, % (стр. 11: стр. 1)

11,28

Анализируя данные таблицы 10, есть все основания полагать, что предприятие справится с поставленными задачами, привлекая для их решения все те неиспользованные возможности, которые были вскрыты в процессе проведенного практического анализа безубыточности его деятельности.

Таким образом, для отечественных предприятий метод анализа безубыточности производства еще не является официально рекомендованным, в связи с чем, пока он используется в основном для прогнозных расчетов значений прибыли, выручки от реализации. Оценить по достоинству аналитические возможности этого метода могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.

Представив использование методики оценки безубыточности деятельности в управлении прибылью ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис», перейдем к разработке рекомендаций по снижению уровня безубыточности исследуемого предприятия.



3.2 Рекомендации по снижению уровня безубыточности в ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис»

Финансово-хозяйственную деятельность любой коммерческой организации упрощенно можно представить как процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, сопряжен с понятием рычага (левериджа), представляющего собой фактор, незначительное изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей.

При определении и анализе эффекта операционного рычага таким влияющим показателем являются постоянные затраты. Собственно операционный рычаг позволяет оценить способность организации управлять этим видом затрат. Проявлением операционного рычага является влияние изменения объема продаж на прибыль. Расчетная формула имеет вид:


,                                               (30)


где    СОР – сила воздействия операционного рычага;

МД – маржинальный доход;

Рп – прибыль от продаж [47, с. 96].

Сущность эффекта операционного рычага можно описать следующим образом. Как только постоянные затраты возмещены валовой прибылью от минимально достаточного количества реализованных единиц продукции, прибыль растет быстрее, чем объем продаж. Тот же эффект сохраняется и при сокращении объемов реализации – при объемах меньше, убыток растет быстрее, чем уменьшается объем продаж.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.