Источники получения текущей внешней информации могут быть самого различного характера, для ее сбора используются формальные и неформальные процедуры. Подобная информация получается путем изучения книг, газет, публикаций торговли, отчетов фирм-конкурентов, в результате бесед с потребителями, поставщиками, дистрибьютерами и другими внешними по отношению к организации лицами, которых следует эффективно мотивировать на сбор и предоставление нужной информации; на основе бесед с другими менеджерами и сотрудниками, например, сотрудниками сбытовых служб данной организации; путем проведения промышленного и коммерческого шпионажа (хотя в зарубежных книгах много пишут об этических проблемах маркетинговых исследований).
Маркетинговые исследования в отличие от маркетинговой разведки предполагают сбор и анализ данных по конкретным маркетинговым ситуациям, с которыми предприятие столкнулось на рынке. Подобная информация не собирается в двух ранее рассмотренных системах. Такая деятельность осуществляется периодически, а не непрерывно, по мере появления определенных проблем, на основе использования специальных методов сбора и обработки собранных данных.
В МИС так же входят подсистема анализа маркетинговых решений, в которой с помощью определенных методов например, моделей корреляционного анализа, расчета точки безубыточности; на основе созданной базы маркетинговых данных осуществляется доступ к информации, необходимой руководителям для принятия решений, и осуществляется ее анализ в заданном направлении.
В своей работе специалисты службы маркетинга используют современные средства коммуникаций - электронную почту и Интернет, а также классические - телефон, факс и почтовая рассылка.
Информационные потоки поступают в службу маркетинга из следующих источников:
- различного рода и содержания внутренняя информация от подразделений предприятия;
- обработка базы грузовых таможенных деклараций (изучение области экспорта - импорта);
- обработка базы МПС (изучение движения товаропотоков с целью изучения регионального спроса, а также предложения заводов -конкурентов для определения их интересов);
- анализ и интерпретация информации, поступающей от информационных агентств (дополнительная помощь при прогнозировании);
- анализ и обработка отраслевых обзоров и обзоров отраслей потребителей продукции предприятия;
- работа со средствами массовой информации (дополнительная помощь при прогнозировании);
- работа с проектными организациями (позволяет получать предприятию оперативную информацию о различных интересующих проектах и закладывать в данные проекты свою продукцию);
- непосредственное взаимодействие с аналогичными службами заводов - конкурентов (сбор оперативной информации от первоисточника, различные новостные потоки и т.п.)
Следует отметить, что качественный сбор и обработка информации, поступающей из вышеперечисленных источников является мощным и серьезным подспорьем в осуществлении маркетинговой деятельности ОАО «Сургутнефтегаз».
Реализуя свою роль в организации, маркетологи вовлекаются в процесс маркетинга. В центре внимания этой деятельности находится потребитель. Компания делит рынок на сегменты и выбирает для себя те сегменты, которые предоставляют для нее наилучшие возможности. Затем компания разрабатывает маркетинговый комплекс с целью выделения своего товара и обеспечения ему конкурентных преимуществ за счет эффективного позиционирования на рынке. Для того, чтобы разработать лучший маркетинговый комплекс и успешно его реализовать, компания занимается маркетинговым анализом, маркетинговым планированием, маркетинговой реализацией и маркетинговым контролем.
Маркетинговая политика предприятия является логическим продолжением исследований. Маркетинг сопровождает товар на всем пути процесса создания, определения цены, стратегии сбыта и продвижения.
Товарная политика маркетинга определяет оптимальные инструменты воздействия на новый товар, жизненный цикл товара, предсказывает устаревание, что способствует экономии средств и повышению эффективности.
Ценовая политика помогает определить истинную цену товара, выявить факторы, влияющие на изменение цены, выработать стратегию смены ценообразования. Эта тактика не дает предпринимателю прогадать в определении цены, а также завысить ее, что в обоих случаях могло бы привести к банкротству.
Стратегия сбыта товара влияет на определение оптимального канала сбыта, его ширину и протяженность, выбору посредника и поставщика, выбору метода сбыта, возможность создания собственной торговой сети, что как нельзя лучше влияет на экономию средств, в рыночных условиях, когда даже малейшая ошибка карается конкурентом.
Без тактики продвижения товара (реклама, ярмарки, директ-маркетинг, и др.) не выжила бы ни одна фирма. Сейчас, когда население планеты растет, увеличивается количество как продавцов, так и покупателей, производителю и потребителю все сложнее становится отыскать друг друга. Именно для облегчения этой задачи служит тактика продвижения.
Таким образом, реализуя свою роль в деятельности предприятия, маркетинговая служба является активным участником и центральным звеном в определении стратегии развития предприятия.
Финансовой работе на предприятии в условиях рыночных отношений должно уделяться большое внимание как главному звену деятельности, посредством которой можно поднять эффективность всей экономики. Поэтому финансовая работа призвана способствовать решению главных стратегических задач: обеспечению хозяйственной деятельности предприятия необходимыми денежными средствами, его ликвидности и платежеспособности; получению достаточной прибыли и необходимой рентабельности его деятельности, распределению полученных доходов и удовлетворению материальных и социальных потребностей работников предприятия и его собственников (пайщиков, акционеров).
В состав финансовой работы включают:
- финансовое планирование и бюджетирование;
- финансовый анализ;
- управление финансовыми отношениями предприятия;
- управление денежными фондами;
- управление денежными потоками;
- управление долгосрочными и краткосрочными активами;
- управление процессом реализации продукции, работ, услуг; анализ и организацию взаимосвязи "затраты - выручка - прибыль", управление ценами, управление стимулированием экономического развития;
- ведение бухгалтерского учета;
- организацию отношений с бюджетами, обеспечение своевременности расчетов с ними;
- организацию отношений с банками, выбор наиболее эффективных форм безналичных расчетов и кредитной политики;
- внедрение системы внутренних финансовых отношений;
- организацию финансовых отношений с поставщиками;
- определение и реализацию политики долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и др.
К оперативной финансовой работе относится текущая, повседневная работа с органами власти и хозяйственного управления, с банком, бюджетом, фондами, а также в области платежно-расчетных отношений с поставщиками и покупателями, дебиторами и кредиторами, страховыми организациями, с финансовым рынком, с собственниками и работниками, в сфере проведения совместно с другими службами экономической и контрольно-аналитической финансовой работы и т.п.
Руководство финансовой работой осуществляет финансовая администрация предприятия. В зависимости от численности и структуры административно-управленческого персонала предприятия финансовая администрация может быть в различных составах. На предприятии ОАО «Сургутнефтегаз» к числу финансовой администрации относятся генеральный директор, главный бухгалтер и начальник финансового отдела, начальник экономического отдела. В состав подразделений предприятия, выполняющих финансовую работу входят: бухгалтерия, финансовый отдел, экономический отдел. Поскольку финансовые отношения всегда представляют собой составную часть его производственных отношений, то финансовые службы выполняют свою работу в тесном контакте со всеми подразделениями предприятия.
Функциями финансовой администрации в области финансовой работы являются:
- сбор и систематизация финансовой информации;
- анализ собранной информации для оценки состояния финансовых потоков на определенный момент и за определенный промежуток времени, а также для подготовки прогноза изменения величины и направления движения финансовых потоков;
- принятие управленческих решений (утвержденного финансового плана, утвержденной учетной политики предприятия, решения о привлечении средств, утвержденного положения о стимулировании экономического развития и т.д.);
- доведение управленческих решений до исполнителей (финансового отдела, планово-экономического отдела, бухгалтерии, и др.) и реализация управленческих решений;
- контроль за выполнением управленческих решений, проверка организации финансовой работы, выполнением финансовых планов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16