- проектирования такой системы, при которой цели достигаются наиболее эффективным путем;
- понимания взаимозависимости процессов в системе;
- постоянного улучшения системы через измерения и оценку;
6) постоянное улучшение:
- формирования у каждого работника потребности в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом;
- применения основных концепций постоянного улучшения путем постепенных действий и нетрадиционных решений;
- постоянного повышения эффективности всех процессов;
- обучения каждого работника методам и средствам постоянного улучшения;
- определения измерителей и целей для организации улучшения;
- признания улучшений;
7) принятие решений, основанное на фактах:
- измерение и сбор данных и информации, относящихся к поставленной задаче;
- обеспечения уверенности в достоверности и точности этих данных и информации;
- принятие решений и выполнение действий на основе баланса результатов анализа фактов, опыта и интуиции;
8) взаимовыгодные отношения с поставщиками:
- идентификация основных поставщиков;
- установление взаимоотношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей предприятия и общества;
- налаживание четких и открытых связей;
- инициирование совместных разработок и улучшений продукции и процессов;
- обмен информацией и планами на будущее;
- признание достижений и улучшений поставщика.
Далее составим матрицу оценки экспертов-аудиторов по 10-бальной шкале, после чего:
1. Рассчитаем сумму значений для принципа СМК по формуле:
,
где Эi – оценка каждого эксперта-аудитора по всем принципам.
После чего рассчитаем сумму этих сумм:
2. Определим ранг каждого принципа по сумме их значений и важности.
3. Рассчитаем среднее значение для каждого принципа СМК по формуле:
где Qэкс – общее количество экспертов, принимающих участие в оценке.
4. Рассчитаем дисперсию dis по формуле:
5. Найдем сумму дисперсий для всех принципов по формуле:
6. Рассчитаем согласованность экспертов-аудиторов по формуле:
где m – количество экспертов, n – количество показателей.
следовательно, группа экспертов работала почти максимально согласовано.
7. Рассчитаем коэффициенты весомости для каждого принципа СМК по формуле:
8. Рассчитаем энтропию экспертной оценки по формулам:
, ,
H1 = log4(9-7) = log41 = 0 ∆H1 = 1 - 0 = 1
H2 = log4(10-7) = log43 = 0,8 ∆H2 = 1 - 0,8 = 0,2
H3 = log4(9-6) = log43 = 0,8 ∆H3 = 1 – 0,8 = 0,2
H4 = log4(10-8) = log42 = 0,5 ∆H4 = 1 – 0,5 = 0,5
H5 = log4(8-7) = log42 = 0,5 ∆H5 = 1 - 0,5 = 0,5
H6 = log4(9-7) = log42 = 0,5 ∆H6 = 1 - 0,5 = 0,5
H7 = log4(8-6) = log42 = 0,5 ∆H7 = 1 – 0,5 = 0,5
H8 = log4(10-8) = log42 = 0,5 ∆H8 = 1 - 0,5 = 0,5
Все полученные данные после расчетов занесем в таблицу 7.
Таблица 7. Результаты экспертной оценки
Принципы СМК
Оценка экспертов
Ранг
dis
Коэф-т весо-мости λi
Э1
Э2
Э3
Э4
Э5
1. Ориентация на потребителя
7
8
37
6
7,4
1,2
0,1171
1
0
2. Лидерство руководителя
9
10
42
3
8,4
5,2
0,1329
0,8
0,2
3. Вовлечение работников
36
7,2
6,8
0,1139
4. Процессный подход
43
2
8,6
3,2
0,1361
0,5
5. Системный подход
40
4
0,1266
6. Постоянное улучшение
39
5
7,8
2,8
0,1234
7. Принятие решений, основанное на фактах
34
0,1076
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками
45
0,1424
∑=316 ∑=26
По полученным данным можно сделать вывод о том что, наибольший коэффициент весомости, равный 0,1424, соответствует принципу «Взаимовыгодные отношения с поставщиками», что говорит, о его хорошей реализации на предприятии, а наименьший – 0,1076 – принципу «Принятие решений, основанное на фактах», что говорит, наоборот, о его неэффективности. Следует также отметить, что на нашем предприятии сильной стороной системы менеджмента качества является действие принципа «Процессный подход» и «Лидерство руководителя», занимающие 2 и 3 ранги. Учитывая тот факт, что данное предприятие сравнительно недавно вышло на рынок, неплохо и то, что принцип «Постоянное улучшение», пусть еще и не совсем хорошо, но работает и занимает 5 позицию.
Проанализировав результаты проведенного аудита на основе экспертной оценки, выявим причины несоответствий и возможные мероприятия по их устранению (табл.8).
Таблица 8. Причины несоответствий и мероприятия по их устранению
Принцип СМК
Причины несоответствий
Мероприятия (корректирующие действия)
- недостатки работы отдела маркетинга;
- неумение предугадывать будущие желания потребителей и превосходить их ожидания;
- нехватка финансовых средств для удовлетворения всех потребностей и желаний потребителей;
- недостаточный контроль со стороны руководителя;
- усовершенствование маркетинговой политики;
- выделение по мере возможности средств для наделения продукта новыми потребительскими ценностями;
- недостаточное проявление руководителем своих лидерских качеств;
- отсутствие приверженности к качеству со стороны самого руководителя;
- неуверенность в принятии решений;
- постоянное совершенствование руководителем своих лидерских способностей;
- создание благоприятного рабочего климата;
- создание более жесткой системы подчинения и ответственности;
- отсутствие заинтересованности персонала в решении производственных задач;
- недостаточное стимулирование работников;
- отсутствие общности и сплоченности рабочего коллектива;
- персонал не принимает участие в решении конкретных вопросов и проблем в деятельности предприятия;
- выделение финансовых средств для денежного поощрения персонала;
- бесплатное обучение, курсы для повышения квалификации, компетентности и навыков работы персонала;
- стимулирование и поощрение самообразования;
- создание атмосферы доверия и работы без страха на предприятии;
-совместное с руководителем обсуждение и решение персоналом накопившихся вопросов и проблем (совещания, круглые столы, корпоративные вечера);
- отсутствие согласованности действий и присутствие проблем на стыках процессов;
- нечеткое распределение ресурсов и ответственности;
- постоянный анализ процессов, внесение корректив, расстановка приоритетов, перераспределение ресурсов;
- создание документированной системы управления процессами;
- контроль соблюдения установленных требований на входы и выходы процессов, точное установление границ процессов;
- четкое распределение обязанностей полномочий, ответственностей за определенные процессы;
- слабая координация всех аспектов деятельности предприятия в целом;
- отсутствие четких взаимосвязей между процессами;
- наличие барьеров в управлении предприятия как единой системы взаимосвязанных процессов;
- недостатки политики в области качества;
- установление четких взаимодействий между всеми элементами структуры предприятия и информационных потоков при выполнении работ и осуществлении любого вида деятельности;
- постоянное развитие и совершенствование системы обеспечения качества и системы управления качеством на предприятии, а также распространение их на все управленческие направления;
- разработка и утверждение Комплексных планов качества, включающих в себя организационно-технические мероприятия, направленные на обеспечение качества процессов и продукции;
- малоэффективная деятельность по улучшению;
- недостаточно эффективный внутренний аудит и внутренний контроль за результатами деятельности предприятия;
- нехватка финансовых ресурсов;
- незаинтересованность и неинициативность персонала;
- поиск и реализация новых методик и лучших способов совершенствования деятельности предприятия;
- применение статистических методов при проведении внутреннего аудита;
- использование лучшего опыта других компаний;
- введение в действие малозатратных и быстроокупаемых механизмов обеспечения и поддержания эффективности производственной деятельности;
- обучения и мотивация персонала;
- недостаточная компетентность руководителя и персонала =>принимаемые решения не основываются на анализе реальных данных;
- не учитываются прошлый опыт, результаты внутренних и внешних проверок, жалобы потребителей, идеи и предложения, поступающие от сотрудников;
- использование статистических методов для оказания помощи в принятии решений (н-р, при измерении, описании, анализе, интерпретации и моделировании изменчивости);
- применение экспертных методов, основанных на конкретных знаниях экспертов и их предметной деятельности;
С поставщиками установлены взаимовыгодные отношения, организованы четкие и открытые связи (основанных на балансе краткосрочных и долгосрочных целей обеих сторон).
Мероприятия на будущее:
- вовлечение поставщиков в деятельность предприятия по проектированию и разработке с целью обмена знаниями, результативного и эффективного улучшения процессов жизненного цикла и поставки соответствующей продукции;
- стимулирование поставщиков к выполнению программ постоянного улучшения деятельности и к принятию участия в других инициативах по улучшению.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14