Рефераты. Этика менеджмента






10. Приходите ли вовремя в кино?

11. Приходите ли вовремя на занятия?

12. Вызывает ли у вас отвращение слово «взятка»?

13. Переживаете ли, если вас обсчитают на 100 рублей?

14. Помните ли даты дней рождения своих преподавателей?

15. Садитесь ли в городском транспорте на любое свободное место?

16. Предпочитаете ли садиться в автомобиле на переднее сиденье?

17. Любите ли писать в книги жалоб?

18. Считаете ли, что всегда достаточно одного предупреждения?

19. Знаете ли, какие денежные единицы существовали в Древнем Риме?

20. Способны ли оставить чемодан на вокзале на совершенно незнакомого человека?

Полностью положительный ответ на каждый вопрос дает 10 баллов, полностью отрицательный – 0 баллов. Промежуточные ответы оцениваются «на глаз» между 0 и 10 баллами. Например, если вы из 10 своих преподаватели помните дату рождения лишь одного, ответ оценивается 1 баллом. Если ответ на какой-либо вопрос для вас затруднителен – 5 баллов. Сложив все ваши баллы, обратитесь к ключу теста.

Ключ к тесту

200–120 баллов: вы прирожденный менеджер. Однако, если вы получили эти баллы в результате подглядывания в ответ, вычтите из суммы 80 баллов и ориентируйтесь по новому результату.

110–119 баллов: вы обладаете не всеми нужными качествами менеджера, но у вас есть реальные шансы добиться успеха в менеджменте; некоторую помощь при этом вам окажут размышления о причинах потери баллов.

50–99 баллов: видимо, в менеджеры вам не выбиться, но, судя по всему, вы правдивы, порядочны, у вас неплохой характер – так что не все потеряно в жизни; впрочем, если полученный результат не отбил у вас желания дочитать эту книгу до конца, добавьте себе 20 баллов и спокойно читайте следующий абзац.

Увлечение тестами приобретает у нас порой повальный характер. Между тем здравый смысл говорит о том, что вряд ли возможно разработать тест, одинаково пригодный для всех людей и всех ситуаций. Уместно привести по этому поводу мнение специалиста: «Разработка программ тестов не составляет большого труда. Целесообразно скорее придерживаться индивидуализации тестов для каждого конкретного случая, чем принимать единую общую систему». И дело даже не в том, что тесты неправильно отражают индивидуальные качества будущего менеджера, то или иное качество может у него действительно присутствовать, но означает ли это, что он – менеджер – сумеет проявить его там, где нужно, и так, как потребуют обстоятельства. Уместно по этому поводу вспомнить высказывание знаменитого французского полководца времен Первой мировой войны маршала Фердинанда Фоша о военном искусстве: «Сущность его довольно проста, но, к несчастью, его сложно претворить в жизнь».


12.2. Организационная культура


Понятие организационной культуры сравнительно молодо как для российского менеджмента, так и для зарубежного. Появление и развитие организационной культуры открывает новые возможности повышения эффективности управления организациями и поэтому заслуживает отдельного рассмотрения.

Культура – важная социальная (общественная) категория, непременный компонент любой цивилизации. Исторически под культурой понимались все производимые человеком изменения в природных объектах (первоначально – возделывание почвы). Это как бы рукотворная природа (иногда культуру называют «вторая природа»). Человечество создает культуру для того, чтобы лучше жить, противостоять окружающему миру. Это плод коллективного человеческого разума, объединяющий людей вокруг решаемых ими непростых проблем и сохраняющий единство общества. Культура – чисто человеческое изобретение, не знакомое больше ни одному живому существу. Она помогает людям выжить в сложном и полном опасностей мире и сохранить при этом человеческие качества.

Для того чтобы культура отвечала своему назначению, она должна содержать систему определенных, разделяемых обществом ценностей, дающих людям возможность наилучшим образом решать свои жизненные задачи. Это должен быть своеобразный отлаженный механизм выживания, позволяющий противостоять внешней среде и эффективно отвечать на ее вызовы.

Реализация возможностей культуры в интересах организации, использование в этих целях могучего культурного арсенала получило название организационной культуры (оргкультуры). Содержанием оргкультуры является система необходимых и полезных для эффективного существования организации признаков, а именно:

– идеалов, миссии, целей и задач;

– правил и норм деятельности (как формальных – писаных, так и неформальных);

– индивидуальных и групповых интересов;

– традиций и обычаев;

– имиджа (образа) организации в глазах общества;

– стиля руководства;

– поведения персонала;

– перспектив развития;

– социальной защищенности;

– приверженности персонала своему предприятию, гордости за его успехи, переживания неудач;

– корпоративного духа, взаимопомощи, взаимовыручки, товарищеских отношений;

– веры в свое руководство, его методы управления, правильность избранного им курса;

– приверженности всему новому, прогрессивному;

– уважения к потребителю и его интересам;

– веры в превосходство своей организации по сравнению с другими;

– удовлетворенности своим положением в организации и связанным с этим материальным и духовным благополучием.

Обобщая, можно сказать, что организационная культура – это система ценностей и норм поведения, разделяемых всеми членами организации, имеющая целью ее эффективное функционирование.

Признаками организационной культуры, ее главными принципами являются:

– устойчивое, стабильное положение организации;

– высокое качество и конкурентоспособность продукции;

– заинтересованное и внимательное отношение к потребителям;

– дисциплина и ответственность персонала;

– договорная дисциплина, ответственность по обязательствам, доверие партнеров;

– преимущества в конкурентной борьбе, честная конкуренция;

– уважение традиций организации;

– минимальная текучесть кадров;

– бережное отношение к старым кадрам и внимание к молодым;

– положительный имидж организации, налаженные связи с общественностью;

– эффективное разрешение внешних и внутренних конфликтов;

– высокая прибыльность на фоне других предприятий отрасли;

– постоянная забота о персонале;

– высокий уровень зарплаты и других форм материального вознаграждения;

– качественный сервис и другие средства стимулирования продаж;

– относительно небольшой управленческий аппарат;

– постоянное обучение кадров;

– широкое применение компьютеров и другой современной оргтехники;

– приверженность техническому прогрессу;

– уважительные отношения между руководителями и персоналом;

– отсутствие назойливой рекламы;

– чистота, порядок, современный дизайн всех помещений и сооружений;

– положительный имидж и привлекательный стиль руководителей (одежда, манера поведения, кабинет);

– открытость, правдивость и честность во взаимоотношениях внутри организации и за ее пределами.

Принципы оргкультуры, реализуемые в рамках конкретных предприятий и учреждений, становятся их собственной культурой – культурой организации.


12.3. Этика и социальная ответственность менеджера


Этика – это учение о морали, нравственности, об обязанностях людей по отношению к родине, обществу, государству, друг к другу.

Этика включает набор принципов, позволяющих оценить поведение человека или группы людей как правильное или неправильное. Применительно к менеджменту это принципы нравственной оценки поведения менеджера по отношению к коллективу организации, партнерам, потребителям, конкурентам, органам власти. Принципы, устанавливающие, что хорошо в поведении менеджера, а что – плохо, что может и должен он делать с точки зрения морали, а что не должен, даже если это и не нарушает закона.

В отличие от нормативного поведения менеджера, регламентированного писаными законами и правилами, этические нормы не могут быть закреплены законодательно и поэтому не являются обязательными. И вместе с тем от соблюдения этих норм в большой степени зависит успешность менеджмента, а их нарушение способно нанести непоправимый ущерб организации.

В качестве неэтичного менеджмента можно привести следующие достаточно распространенные явления:

выбор в качестве целей организации заведомо аморальных ориентиров в надежде, что процесс их достижения будет вполне этичным ( «средства оправдывают цель»);

неэтичные методы достижения весьма благородных целей («цель оправдывает средства»).

В ряде случаев этические нормы соответствуют нормативным, что облегчает их выполнение. Так обстоит дело, например, с соблюдением законов (законопослушание этично).

Аморальными и одновременно противоречащими закону являются обман, мошенничество, коррупция, воровство, нанесение материального ущерба, злоупотребление служебным положением, клевета, вымогательство, подделка документов, халатное отношение к работе, сознательное нарушение правил техники безопасности.

В большинстве случаев этичное поведение менеджера не регламентируется законодательно. Примерами нарушения моральных норм, не влекущего за собой уголовного преследования, но тем не менее недопустимого в менеджменте, могут служить:

– утаивание открытий и изобретений (если это выгодно фирме);

– пренебрежение здоровьем и чувствами персонала;

– несоблюдение данного слова;

– нарушение устной договоренности;

– аморальное поведение в быту;

– подбор кадров по принципу знакомства;

– сплетни, инсинуации (злокозненные слухи);

– унижение подчиненных;

– унижение перед начальниками;

– отказ от принятых обязательств;

– получение подарков от подчиненных, зависимых и заинтересованных людей;

– раскрытие служебных и коммерческих секретов;

– раскрытие источника информации, полученной доверительным путем;

– невозвращение долга в срок.

Этические принципы менеджмента не являются чем-то незыблемым, окончательным. Общественное, культурное, социальное развитие, а также экономическое развитие предъявляет к менеджеру все новые моральные, нравственные требования.

Сегодня в круг этических норм менеджмента входят:

– нетерпимость к классовому, расовому или национальному антагонизму;

– уважение к женщине, признание ее равноправия с мужчиной;

– уважение к ветеранам и старикам;

– уважение к властям и руководителям;

– уважение к результатам чужого труда;

– уважение к чужому горю;

– стремление к чистоте и порядку;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.