Проводя
разговор, необходимо использовать специальные приемы для доброжелательной
ориентации собеседника:
•
начинать с похвалы и признания достоинств собеседника;
•
говорить о том, что интересует собеседника;
•
внушать собеседнику сознание его значительности;
•
указывать на ошибки собеседника только косвенно;
•
давать возможность собеседнику спасти престиж в сложной ситуации;
•
создавать людям хорошую репутацию;
•
добиваться, чтобы люди рады были сделать то, что вы предлагаете;
•
задавать вопросы вместо приказов;
•
активно использовать поощрения;
•
упоминать о собственных ошибках.
Некоторые
правила взаимоотношений можно для себя сделать постоянными. В их число могут
входить:
•
не придираться к поступкам людей;
•
быть всегда предупредительным;
•
не пытаться переделать людей;
•
выражать искреннюю признательность.
Если
стараетесь произвести впечатление на людей и заинтересовать их собой, то друзей
у вас будет немного. Человек должен интересоваться другими, их трудностями и
успехами. Завоевывать друзей можно, отдавая им время, энергию, заботы. Простой
способ произвести хорошее впечатление – улыбаться. Вспомните о событиях, за
которые вы благодарны судьбе, и даже в трудные моменты оптимизм будет на вашем
лице. Улыбка говорит: «Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым».
собственности на электромагнитные волны различной
частоты. В экономическую теорию вошла «теорема Коуза»: участник, способный
извлечь из обладания правом собственности наибольшую выгоду, купит у того,
для кого оно представляет меньшую ценность. Коуз доказал, что рынок сам может
устранить внешние эффекты типа шума аэродрома, загрязнения атмосферы, если
права собственности определены и трансакционные издержки незначительны. Идеи
Коуза легли в основу нового направления в экономической науке –
неоинституционализма, в котором структура и развитие социальных институтов
объясняется с использованием понятия «трансакционных издержек».
затраты на сбор информации о ценах, о предпочтениях
потребителей и намерениях конкурентов, затраты на ведение переговоров,
заключение сделок и их юридическое обеспечение. Учет этих затрат позволяет
объяснить многие решения в деятельности фирм. На протяжении многих лет Коуз
изучал государственные монополии (почтовая связь, теле- и радиокоммуникации и
пр.). Он выдвинул идею создания «радиовещательного рынка», предложил
утвердить право частной Его работы дали начало новым разделам экономической
науки: трансакционная экономика и экономика права. Свой подход он назвал
«реалистическим», поскольку в его основе было стремление «изучать человека
таким, каков он есть, действующим в ограничениях, налагаемых на него
реальными институтами». В 1991 г. Рональд Коуз получил Нобелевскую премию за
работы по проблемам трансакционных издержек и прав собственности.
Имя
человека – очень важный для него звук на любом языке.
Произнося
имя человека, вы уже делаете ему комплимент. Вспомните, как вы внутренне
настораживаетесь, когда собеседник делает ошибку, произнося ваше имя.
В
успешных деловых отношениях обычно нет тайн. При беседе внимательно слушайте
собеседника. Постарайтесь встать на его точку зрения, проявить максимум
внимания. Чтобы быть интересным, нужно быть заинтересованным.
Перед
важнейшими встречами необходимо заранее узнать некоторые детали о будущем
собеседнике. Чем он увлекается, какие особые события были в его жизни, какие у
него основные достижения? Такие детали позволяют создать дружескую обстановку,
снять начальное напряжение, доставить собеседнику несколько приятных мгновений.
Для
любого своего собеседника следует дать понять, что вы понимаете его значимость.
Каждый человек – особая личность, и у него есть достоинства. Ненавязчиво
давайте понять, что вы признаете его важную роль. «В каком-то смысле он
превосходит меня, и в этом смысле я могу у него поучиться» (Эмерсон).
Совещание
– привлечение коллективного разума к выработке решения.
Совещания
могут быть информационными, проблемными оперативными (ежедневными, декадными,
месячными). Каждое совещание выполняет одну из следующих функций:
•
прийти к согласованному решению;
•
помочь руководителю принять решение;
•
дать совет коллективу или конкретному руководителю;
•
проинформировать;
•
разобрать жалобу или претензию;
•
высказать и обсудить новую идею.
Классификация
совещаний может быть выполнена по форме ведения и задачам. По первому признаку
выделяют совещания диктаторское, автократическое, сегрегативное, дискуссионное.
По второму признаку – принятие решения, обмен мнениями, заслушивание
информации, диспетчерское обсуждение.
Тщательная
подготовка совещания – ключ к эффективному результату. До совещания необходимо
выполнить следующее: