Рефераты. Эффективность информационного производства






В то же время выделение информационного производства в особую сферу деятельности наделяет его признаками хозяйственной отрасли. Как отрасль хозяйства, информационное производство состоит из различных структурных элементов, которые характеризуют производственный и экономический аспекты деятельности отрасли. К производственному аспекту можно отнести непосредственно процесс переработки информации.

3.5 Производительность труда в информационном производстве

Одной из ключевых задач социально-экономического развития производства является повышение производительности труда. Производительность труда выражается в степени плодотворности, эффективности, результативности и целесообразности деятельности людей в сфере информационного производства в течение определенного промежутка времени.

Научно-технический прогресс, увеличивающееся накопление прошлого труда в виде машин, механизмов, новых видов материалов и энергии делают все более важной задачу их эффективного использования. Экономия прошлого труда — составная часть процесса повышения его производительности. В связи с этим возникает необходимость разграничения двух понятий производительности: индивидуального и общественного труда.

Под производительностью индивидуального труда понимается эффективность затрат живого труда на рабочих местах в конкретных условиях. Она измеряется количеством продукции, произведенной работником в единицу времени (выработка), или затратами времени на единицу продукции (трудоемкость).

Производительность общественного труда означает совокупную экономию живого и овеществленного труда. Она определяется путем деления национального дохода на среднегодовую численность работников, занятых в информационном производстве. Этот показатель применяется для оценки уровня производительности труда в народном хозяйстве в целом.

Экономически рост производительности труда выражается в увеличении объема продукции, выработанной в единицу времени, или в уменьшении трудовых затрат на единицу произведенной продукции.

Среди основных технико-экономических показателей информационного производства главным является повышение производительности труда. Он обусловливает объемы информационного производства, численность работающих, пути экономии рабочего времени, установление оптимальных темпов роста заработной платы, снижение себестоимости продукции.

Факторы роста производительности труда — это совокупность объективных и субъективных причин, оказывающих влияние на уровень производительности. Указанные факторы можно объединить в три группы: материально-технические, зависящие от качества, уровня развития и степени использования средств производства, в первую очередь орудий труда; организационные, связанные с совершенствованием организации труда, производства и управления; социально-экономические, определяемые составом кадров, их классификацией, характером и уровнем организации труда, отношением работников к труду.

При планировании роста производительности труда учитываются следующие факторы.

1. Структурные сдвиги в производстве (изменение удельного веса отдельных видов продукции или производства в общем объеме продукции).

2. Повышение технического уровня производства (комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, внедрение передовой технологии; модернизация действующего оборудования; повышение качества продукции; разработка новых, более эффективных видов продукции).

3. Совершенствование управления, организации производства и труда (совершенствование управления информационным производством; увеличение норм и зон обслуживания; сокращение потерь рабочего времени; уменьшение числа работников, не выполняющих нормы выработки).

4. Изменение объема производства продукции (изменение удельного веса отдельных видов продукции и производств).

Такие социально-экономические факторы, как повышение культурно-технического уровня работников, укрепление трудовой дисциплины и др., влияют на рост производительности труда опосредованно, через перечисленные выше факторы.

Неиспользованные реальные возможности совершенствования техники, технологии, методов организации производства и труда являются резервами роста производительности труда.

 

3.6 Трудовые процессы в информационном производстве

Большая часть информационных работ — регулярно повторяющиеся операции, поддающиеся нормированию. К ним относятся поиск и выдача информации, библиографирование, индексирование, комплектация справочно-информационных фондов, копирование и т. д.

В общем перечне информационных услуг наряду с регулярно повторяющимися можно выделить операции, включающие элементы творчества, требующие высокой квалификации, специальной профессиональной подготовленности и широкой научной эрудиции исполнителей. В сфере справочно-информационной деятельности к таким видам работ относятся переводы, реферирование, подготовка аналитических справок и обзоров, в области редакционной деятельности — литературное и научное редактирование рукописей. Подобную работу трудно нормировать, поскольку по уровню сложности она сравнима с творческими видами деятельности.

В последние годы осуществляется работа по унификации и стандартизации информационных процессов. В частности, утверждены ГОСТы в области библиографирования и библиотечно-издательского дела, а также технология основных видов информационной деятельности, проведены проверки ряда федеральных, отраслевых и региональных органов информации в целях оценки результатов их хозяйственной деятельности. По ее итогам установлено, что многие информационные производства планируют номенклатуру предоставляемых ими информационных услуг, объем работ в сметной стоимости, фонд заработной платы, численность персонала, себестоимость продукции и т. д. На основе запланированного объема работ рассчитывается численность персонала, фонд заработной платы и общая сметная стоимость. Крупные и низовые информационные органы составляют план по труду, смету затрат, план изданий и т. д. Планирование завершается составлением сводного годового плана и оперативно-календарного графика работ.

3.7 Оптимальные режимы труда

Трудовую деятельность изучают многие дисциплины, в том числе экономика труда, психология и физиология труда, научная организация труда, социология труда, нормирование труда, санитария и гигиена труда, охрана труда, инженерная психология, производственная эстетика. Чем выше уровень и сложность производственных и социально-трудовых отношений, тем больше знаний о трудовой деятельности и о работнике должно быть у менеджера. Для этого необходимы новые научные знания, даже новые научные дисциплины, такие, как биомеханика, социальная психология и др.

Биомеханика исследует свойства двигательного аппарата, что позволяет вырабатывать рекомендации по рационализации приемов и методов труда на основе анализа движений человека и его органов в процессе труда. Инженерная психология изучает взаимодействие человека с техническими устройствами, вырабатывает рекомендации по приспособлению систем управления машинами к психологическим характеристикам человека, исследует психические возможности человека по переработке информации.

Таким образом, трудовая деятельность человека должна рассматриваться комплексно. Такой подход к предмету обеспечивает наука эргономика.

Эргономика — это наука, которая изучает проблемы, возникающие в системе «человек-техника-среда», в целях оптимизации трудовой деятельности оператора, создания для него комфортных и безопасных условий труда, повышения за счет этого его производительности, сохранения здоровья и работоспособности.

Из этого определения видно, что предметом эргономики является трудовая деятельность человека, а объектом исследования — система «человек-техника—среда».

Становление эргономики как науки связано с началом внедрения в производство новой техники и технологий, а также необходимостью комплексного решения новых производственных проблем на основе объединения усилий многих специалистов в области психологии, физиологии, гигиены труда, организации труда и дизайна.

Первая цель эргономики — повышение эффективности работы системы «человек-техника-среда», под которой следует понимать способность системы достигать поставленной цели в заданных условиях и с определенным качеством. Например, использование ЭВМ и робототехники может значительно увеличить эффективность трудовой деятельности, но вместе с тем и резко повысить психофизические затраты работника в случае пренебрежения эргономическим анализом и проектированием рабочего места оператора, параметров дисплея.

Вторая цель эргономики — безопасность труда. В систему техники безопасности входят службы техники безопасности и производственной санитарии во всех отраслях. Надзор и контроль за соблюдением правил по охране труда осуществляют специально уполномоченные государственные органы.

Третья цель эргономики — обеспечение условий для развития личности человека в процессе труда.

Основные понятия эргономики содержатся в ГОСТ 26387-84 «Система «человек-машина». Термины и определения». Например, система «человек—машина», согласно этому стандарту, есть система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность. Оператор — это человек, осуществляющей трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационной модели и органов управления. Машиной в системе «человек—машина» называют совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в процессе деятельности. Деятельность человека-оператора — это процесс достижения поставленных в системе целей, состоящий из упорядоченной совокупности действий человека и т. д.

Рыночные отношения предполагают представление максимума самостоятельности предприятию в организации своей внутренней структуры, в формировании социально-трудовых отношений на уровне предприятия. Но государство не может и не должно самоустраняться от регламентации некоторых положений в социально-трудовых отношениях между собственником и наемными работниками для достижения сбалансированности, бесконфликтности в этих отношениях. Прежде всего это обеспечение минимума социальных гарантий работникам в качестве социальной защиты, регламентация отношений в области трудовых споров, забастовок, в области права работодателя на увольнение работника и т. д. Поэтому степень развитости рыночных отношений и уровень демократии в стране во многом определяются трудовым правом, которое регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования рынка труда. Огромна роль и механизма реализации на практике правовых актов.

В процессе трудовой деятельности, при совершении полезной работы, активно используются возможности мозга, мускулов, органов чувств, нервной системы человека. Таким образом, всякий труд имеет биологическую основу (физиологическую и психологическую). В основе труда лежат психические и физиологические процессы, поэтому в решении задач повышения его эффективности существенную роль играют такие дисциплины, как физиология труда и психология труда. Эти науки не только исследуют особенности физиологических и психологических процессов и их закономерностей в общественно полезной деятельности человека, но и позволяют в условиях конкретных производств разработать и реализовать практические мероприятия, повышающие работоспособность человека, снижающие его утомляемость, что в конечном итоге приводит к улучшению экономических показателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.