Содержание физиологии и психологии труда — законы и категории, определяющие труд как форму жизнедеятельности человека. Физиология труда изучает трудовую деятельность и функции человека как организма. Последние под влиянием трудовых нагрузок, условий и организации труда подвержены соответствующим изменениям, которые могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными для организма. Предметом физиологии труда является жизнедеятельность организма человека в процессе труда, а главной задачей — обоснование мероприятий по повышению работоспособности человека и созданию условий его оптимальной жизнедеятельности в целях увеличения производительности и качества труда.
Психология труда изучает закономерности психической деятельности людей в процессе труда с учетом общественно-исторических и конкретно-производственных условий, а также индивидуальных особенностей личности работника. Главной задачей психологии труда является создание оптимальной организации деятельности в целях более полной реализации творческого потенциала человека.
Огромное значение имеет определение профессионально важных признаков, которые могут совершенствоваться в процессе обучения данной деятельности. Для этого требуется тщательный психологический анализ трудового процесса. Указанные признаки связаны с особенностями сенсорной, мыслительной, моторной деятельности человека, поэтому важное внимание уделяется изучению внимания, памяти, эмоционально-волевым личностным характеристикам работника.
Особая роль принадлежит профессионально важным эмоциям, которые возникают в процессе взаимоотношений людей в коллективе. Под их воздействием формируются социально-психологический климат, взаимопонимание, слаженность в работе. Наличие положительных эмоций зависит от взаимоотношений в коллективе, поэтому серьезное внимание необходимо уделять правильному подбору кадров, в том числе руководителей. Поскольку субъектами отношений являются личности, то их психофизиологические особенности, а также социальные качества (воспитание, образование, прежняя деятельность, способность к общению) должны в первую очередь учитываться при подборе кадров. Немаловажную роль играют врожденные качества человека, прежде всего тип его нервной системы. При подборе кадров в мировой практике используются тесты, собеседования, исследование психофизиологических характеристик с помощью приборов, анализ «сценария трудовой жизни» и т. д.
Эффективность трудовой деятельности человека и коллектива зависит от уровня их работоспособности. Последний фактор влияет и на уровень производительности труда. В свою очередь, рост производительности труда в значительной степени обусловливается его научной организацией, которая позволяет найти наиболее верные пути повышения работоспособности.
В современных условиях повышение уровня работоспособности достигается за счет проведения целого комплекса мероприятий, а именно:
— психофизиологического обоснования норм труда;
— внедрения наиболее рациональных приемов и методов организации труда;
— обоснования нормативов времени на отдых с учетом психофизиологических процессов, происходящих в организме человека в различные периоды трудовой деятельности.
Работоспособность — это способность человека поддерживать требуемый уровень работы в течение более или менее продолжительного времени при высоких качественных показателях труда. В течение рабочего дня под воздействием вышеназванных факторов уровень работоспособности колеблется. Снижение работоспособности происходит вследствие утомления человека.
Утомление — это психофизиологическое явление, субъективно воспринимаемое человеком как усталость. Иногда чувство усталости наступает очень рано, что является следствием неудовлетворенности теми или иными сторонами производственной среды. Чувство усталости в таких случаях невозможно подтвердить объективными показателями, то есть признака утомления еще нет. Но если работа не нравится, если человек не удовлетворен организацией труда, взаимоотношениями с людьми в коллективе, то наступает утомление, а иногда и переутомление.
Утомление можно снять, организовав рациональные режимы труда и отдыха. Это создает условия для восстановления трудоспособности, в результате чего можно достичь оптимальной производительности труда.
Рациональные режимы труда и отдыха предусматривают оптимизацию количества и длительности перерывов на отдых в течение смены, их содержание и чередование с периодами работы. Нормальная продолжительность рабочей смены — 8 часов (40-часовая рабочая неделя), однако в зависимости от условий труда она может сокращаться до 6, а в некоторых случаях — до 4 часов. К внутрисменным перерывам на отдых относятся микропаузы, регламентированные перерывы, обеденный перерыв. Микропаузы — самопроизвольно возникающие короткие, продолжительностью насколько секунд, перерывы между операциями, работами, вызванные необходимостью перестройки нервной системы при переходе от одного действия к другому. Регламентированные перерывы на отдых предназначены для предупреждения быстрого снижения работоспособности. Они включаются в рабочее время, при расчете норм труда их продолжительность входит в состав нормы времени. Обеденный перерыв продолжительностью от 30 минут до одного часа не входит во временную норму смены и предназначен для приема пищи и отдыха.
Недельный режим труда и отдыха предусматривает порядок предоставления выходных дней. Основной вид рабочей недели — 5-дневная с двумя выходными днями. Имеется годовой режим труда и отдыха, который включает праздничные дни и отпуска. Ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с законодательством составляет не менее 24 рабочих дней в расчете на 6-дневную неделю.
Эффективность отдыха существенно зависит от его организации. Различают активный и пассивный отдых. Активный предполагает либо смену деятельности, либо отдых с физическими нагрузками, в частности туризм, занятия спортом и т. п. Активный отдых рекомендуется прежде всего лицам, занятым на работах преимущественно с умственными нагрузками, высоким нервным напряжением. При умственном труде особенно интенсивно работают нервные клетки коры головного мозга, не имеющие большого запаса питательных веществ, но потребляющие кислород в десятки раз больше клеток других органов. Поэтому очень важно насыщение организма кислородом. К активному отдыху относится и производственная гимнастика.
Физиологи и психологи на производстве анализируют психофизиологическое состояние человека в сочетании с анализом динамики экономических показателей, при этом физиологи особое значение уделяют исследованию функционального состояния центральной нервной системы, изучению рабочих движений, дыхания и газообмена, анализу функций сердечно-сосудистой системы. Психологи же акцентируют внимание на психологических аспектах, в частности исследуют многообразные проявления психики в трудовой деятельности, влияние труда на психику, изучают проблемы соответствия организации процессов труда психическим и психофизиологическим особенностям человека, роль других личностных психологических факторов в труде.
Изучение психофизиологических факторов необходимо для решения большого круга задач по совершенствованию организации труда, построению рационального режима труда и отдыха, улучшению условий труда, организации профессионального отбора и профессиональной ориентации, ускорению адаптации работающих на производстве, совершенствованию стимулирования труда и повышению трудовой активности работающих на этой основе, улучшению социально-психологического климата в коллективе. В свою очередь решение этих задач позволяет обеспечить конкурентоспособность организаций и финансовую стабильность.
Главным методологическим принципом физиологии труда является принцип единства организма и внешней среды, согласно которому внешний мир — это непосредственный источник воздействия на организм. Последствия подобного воздействия могут быть различны как для работника, так и для результатов труда. В связи с этим задачами физиологии и психологии труда являются изучение влияния на организм человека всех видов трудовой деятельности, а также разработка на этой основе практических мероприятий, повышающих работоспособность человека и снижающих воздействие вредных факторов производственной среды.
Другим важным принципом физиологии является принцип уравновешивания, в соответствии с которым организм стремится устанавливать определенные отношения с внешней средой для удовлетворения своих потребностей. Учет этого принципа обязателен для изучения вопросов влияния производственной среды на организм человека. При этом необходимо осуществлять комплексный подход к исследованию этой проблемы, прежде всего таких ее аспектов, как предметы и средства труда, включая условия труда, которые создают эмоциональный настрой коллектива, социально-психологический климат в нем.
Организм человека нормально функционирует лишь при наличии определенных условий, нарушение которых служит причиной утомления, а иногда и расстройства функций организма. Следовательно, уровень производительности труда определяется различными факторами, в том числе степенью соответствия средств труда физиологическим и психическим особенностям человека.
Таким образом, труд есть процесс приложения физических и интеллектуальных способностей работников в цельях создания материальных и духовных благ. Продуктивность этого процесса зависит от умения выявлять способности человека, развивать их и эффективно использовать на практике. Большую помощь в этом оказывают различные науки, прежде всего экономика труда, социология труда, физиология и психология труда.
3.7 Научная организация труда в библиотеке
Одним из способов повышения эффективности работы библиотеки является внедрение элементов научной организации труда (НОТ). Из определения понятий «технология» и «научная организация труда», которые приводятся в энциклопедическом словаре, можно видеть, что предмет деятельности в этих сферах различен. Если технология изучает изменение состояния, свойств, форм и т. д., то НОТ предполагает анализ действий для улучшения организации форм использования живого труда.
К сфере технологии относится фиксация изменений, происходящих с предметом труда (полностью или частично), а к НОТ — определение усилий, затрачиваемых человеком для достижения желаемого результата. НОТ требует более углубленных методов изучения действий человека в конкретном процессе, описание которого дается в технологических документах.
Научная организация труда решает три задачи:
— производственно-экономическую — достижение наивысшей эффективности производства и труда; для библиотечной деятельности это конкретно выражается в повышении производительности труда;
— социальную — всестороннее (духовное и физическое) развитие личности;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13