Рефераты. Эффективность информационного производства






В настоящее время в России принцип разделения функций хозяйствующих субъектов не защищен законодательно и нарушается повсеместно, прежде всего там, где на проекты расходуются государственные средства или средства простых граждан. Поэтому одной из важнейших мер сейчас является незамедлительное законодательное закрепление в экономике в целом и в материальном и информационном общественных производствах в частности принципа разделения функций, согласно которому «в каждом общественном проекте функции заказчика, подрядчика и аудитора должны выполняться тремя различными, максимально независимыми друг от друга субъектами».

Реализация этого принципа в информационном производстве потребует от каждой организации максимального разделения функций заказчика информационного продукта, его производителя и субъекта, осуществляющего контроль за полнотой согласования продукта с прецедентами и степенью отчуждения этого продукта.

В информационном производстве должен действовать еще один важный принцип, устанавливающий степень отчуждения информации с целью ее обобществления, а также правила пользования этой обобществленной информацией. Человек, хотя и является продуктом общества, в своих действиях не может быть абсолютно открытым. Развитие демократического общества позволило выработать нормы, направленные на максимальную защиту личной тайны при использовании отчужденной от человека информации. В общественном информационном производстве должны вводиться ограничения на использование отчуждаемой информации, то есть информации, представляющей собой коммерческую, служебную и государственную тайну.

Процессы обобществления информации и сохранения тайны ее производителя противоречивы по своей природе. Чем больше информации отчуждается, тем меньше становится уверенность в сохранении тайны, и чем меньше информации отчуждается из-за боязни нарушить тайну ее производителя, тем проблематичней становится решение проблемы сохранения и развития демократического общества. Такое противоречие может быть устранено только в условиях максимальной независимости государственных учреждений, отвечающих за порядок отчуждения и использования информации и обеспечивающих необходимую полноту согласования новых информационных продуктов в обществе, от государственных учреждений, отвечающих за сохранение тайны производителей информационных продуктов. Из этого следует третий принцип управления информацией — обеспечение баланса между доступностью и тайной: «В информационном общественном производстве в целом и в отдельных его частях функции обеспечения необходимой полноты отчуждения информации и доступа к обобществленной информации, функции установления порядка сохранения тайны производителя информации и функции определения равновесия между полнотой отчуждения и мерами защиты тайны должны выполняться тремя различными максимально независимыми друг от друга субъектами».

Сформулированные принципы управления информационным производством могут эффективно действовать только в условиях жесткой технологической дисциплины, вынуждающей всех субъектов производства придерживаться этих принципов. Это возможно только тогда, когда функцию управления информацией осуществляет первое лицо организации, для обеспечения деятельности которой развивается соответствующее информационного производство.

В развитых демократических странах три вида производственных ресурсов — кадровые, финансовые и материальные — составляли неразделимую триаду, определявшую эффективность деятельности любой организации, любого производства. В последние десятилетия к ним добавился еще один ресурс — информационный, поскольку сложность управления ресурсной триадой потребовала существенного развития информационного производства, обеспечивающего их взаимодействие. В конечном счете от качества управления информацией, информационным ресурсом, информационным производством зависит и эффективность использования остальных ресурсов.

На практике каждый грамотный руководитель организации (от семьи до государства) стремится быть максимально информированным о действиях субъектов своей организации. Но только в наше время появилась реальная возможность вооружить его информационными технологиями, помогающими эффективно решать сложнейшие проблемы управления. Значимость проблемы управления информацией не позволяет руководителю организации перепоручить ее решение другому лицу (под руководителем понимается исключительно первое лицо в руководстве организации). Таким образом, четвертый принцип управления информацией заключается в следующем: «Управление информационным производством в организации должно быть функцией первого лица в ее руководстве».

 

2.3 Управление информационным производством в библиотеке


Вхождение российских библиотек в мировое информационное пространство, без-альтернативность процессов информатизации, переход к информационному обществу — все это обусловило принципиальные изменения в требованиях пользователей, предъявляемых к библиотекам. Необходимость реализации одного из важнейших принципов информационного общества — «обучение в течение всей жизни» — сформировала потребность производства в библиотеке качественно новых информационных продуктов и услуг. Современного пользователя уже не устраивает режим работы библиотеки как хранилища документов, выдаваемых по запросам. Потребности такого пользователя связаны с необходимостью переработки огромных объемов информации в интересах получения информационных продуктов и услуг высокой степени избирательности, аналитичности. Таким образом, традиционно выполняемые библиотеками информационная и образовательная функции приобретают качественно новое звучание. Взаимодополняя друг друга, они значительно расширяют спектр предоставляемых библиотекой продуктов и услуг. Например, «Классификатор информационных продуктов и услуг», созданный на кафедре технологии документальных коммуникаций Кемеровской государственной академии культуры и искусств, включает 611 наименований.

Разработка и вывод на рынок наукоемкой информационной продукции и услуг требуют существенных финансовых и временных затрат, в связи с чем резко возрастает актуальность решения проблем управления информационной деятельностью в условиях рынка. Прежде всего встает вопрос о переходе от информационного обслуживания к управлению информационной деятельностью, что вызывает необходимость создания механизмов эффективного управления информационной деятельностью библиотек, особенно механизмов и технологий разработки эффективных стратегий их функционирования в условиях глобализации информационного рынка.

Управляемость библиотек может быть достигнута только при условии использования в этих целях экономических методов. Формирующаяся модель управления библиотекой должна соответствовать следующим требованиям:

— гарантировать постоянное обновление качественных параметров библиотечного продукта (в том числе услуг) при одновременном снижении производственных издержек. Только в этом случае библиотека приобретает конкурентоустойчивость, а ее продукция — конкурентоспособность на отечественном и мировом информационном рынке;

— обеспечивать увеличение объема производимого библиотечного продукта при одновременном снижении потребления ресурсов: трудовых, материальных, финансовых. При этом условии деятельность библиотеки станет эффективной, а ее продукт конкурентоспособным;

— предусматривать решение как технологических, так и социальных задач. Другими словами, реализация любого хозяйственного проекта должна непременно сопровождаться усилением значимости социального аспекта: предоставлением более широких возможностей для самореализации работников библиотеки, их включением в процессы управления, совершенствованием условий их труда и быта, развитием квалификационных навыков и повышением культуры, планированием карьеры и профессиональным ростом;

— обеспечивать функционирование гибких, адаптивных, ответственных производственных структур, способных чутко реагировать на научные достижения и быстро перестраиваться в соответствии с меняющимися общественными потребностями.

Эффективное управление библиотекой в условиях рыночной экономики призвано обеспечить возможности для расширения номенклатуры продукции и услуг и их дифференциации; постоянного роста их качества; снижения производственных издержек; динамичной работы структур производства, повышения ответственности исполнителей и создания благоприятных условий для реализации их личностного потенциала; наиболее полного удовлетворения потребностей пользователей; привлечения рядовых работников к процессам управления; повышения квалификации библиотекарей, их служебного роста; развития микросоциальных (неформальных) отношений и увеличения их значимости в функционировании библиотеки; формирования идеологии (идей, целей, установок), обеспечивающей консолидацию библиотечного коллектива на основе убежденности в необходимости постоянного развития.

Всякая управленческая модель реализуется с помощью того или иного хозяйственного механизма или является его составной частью. Хозяйственный механизм — это система организации производства библиотечного продукта, основными элементами которого являются хозяйствующие субъекты и отношения между ними, то есть хозяйственные отношения.

В качестве хозяйствующих субъектов могут выступать как отдельные библиотечные работники, так и целые производственные структуры (сек-тора и отделы) библиотеки. В этом смысле библиотека представляет собой систему взаимодействующих между собой субъектов. Материальной основой образования и функционирования этих хозяйствующих субъектов (единиц) служит реальный процесс труда — от производства библиотечных продуктов (возможно, промежуточных) до их выхода в сферу взаимодействия хозяйственных агентов, а материальной основой данного взаимодействия — кооперация труда, соединение отдельных производств в общий библиотечный производственный процесс.

В настоящее время функционирование библиотек характеризуется сочетанием программно-целевого управления со стороны вышестоящих органов с инициативной предпринимательской деятельностью, осуществляющейся в условиях все большего сосредоточения на промышленном производстве новых информационных продуктов и услуг и обеспечении их доходности, все более активного вовлечения библиотек во внешнеэкономическую деятельность при широком внедрении компьютерных технологий, глобализации информационного рынка и развития сети Интернет. Поэтому управление информационной деятельностью библиотек в области производства и реализации информационных продуктов и услуг требует использования таких рыночных методов и подходов, как:

— ориентация на запросы потребителей информации и производство таких продуктов и услуг, которые обладают высоким спросом;

— анализ состояния рынка и постоянная адаптация производственной и сбытовой политики к текущей рыночной ситуации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.