Введение содержит актуальность темы, ее практическую значимость, разработанность исследовательской проблемы, цели, задачи работы, объект и предмет ВКР, а также эмпирические источники и краткое обоснование структуры.
В первом теоретическом разделе раскрыто значение, состав и классификация трудовых ресурсов на предприятии, обоснованы основные методы оценки показателей движения и эффективного использования трудовых ресурсов.
Второй, проблемно – аналитический раздел посвящен комплексному анализу исследования обеспеченности трудовыми ресурсами и их влияния на показатели деятельности предприятия. В данной главе дана оценка показателей обеспеченности трудовыми ресурсами, выявлена взаимосвзяь эффективного использования трудовых ресурсов с показателями деятельности предприятия
Третий раздел включает программу мер по обеспечению выпускной квалификационной работы. В нем содержатся обоснования основных направлений по оптимизации обеспеченности и использования трудовых ресурсов ОАО "ТАИФ-НК".
В заключении еще раз подтверждена актуальность темы с точки зрения перспектив дальнейших исследований. Здесь содержатся краткие выводы по разделам основной части выпускной квалификационной работы, оценка полноты решения поставленных во введении задач.
Приложения включают материалы, связанные с выполнением выпускной квалификационной работы и дополняющие ее текст.
1. Трудовые ресурсы в системе производственных ресурсов предприятия
1.1 Роль, значение, состав и классификация трудовых ресурсов на предприятии
Эффективность любой человеческой деятельности, в чем бы она ни состояла, в определяющей степени зависит от участвующих в ней людей. В XXI в. процессы глобализации, стремительный рост объема информации, технологический прогресс наряду с условиями неопределенности и риска предъявляют новые требования к использованию трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы, выступая главной производительной силой общества, являются носителями отношений, складывающихся в процессе их формирования, распределения и использования.
По мере ускорения научно-технического прогресса значение трудовых ресурсов усиливается. Современное производство с его высокой фондовооруженностью предоставляет в распоряжение каждого работника принципиально новые, сложные типы машин и механизмов, а также все увеличивающийся объем материальных ценностей, усиливая его ответственность за их рациональное использование.
Курс на рыночную экономику, а, следовательно, на ускорение интенсификации общественного производства, повышение его экономической эффективности и качества продукции требует полной мобилизации всех имеющихся резервов. А это предполагает максимальное развитие хозяйственной инициативы трудовых коллективов предприятий [1, c. 52].
На современном этапе развития экономики мало ответить на вопрос, как выполнено задание трудовым коллективом. Необходимо, прежде всего, выяснить, какие изменения в использовании труда произошли в процессе производства по сравнению с заданием. Изменения могут носить двоякий характер: положительный или отрицательный. Задача анализа хозяйственной деятельности состоит в том, чтобы обнаружить все изменения, определить их характер и в последующем либо содействовать, либо противодействовать их развитию.
Изучение трудовых ресурсов как многогранной социально-экономической категории позволяет: во-первых, более полно показать формирование работника нового типа; во-вторых, глубже раскрывать количественные и качественные суммирования трудового потенциала в условиях научно-технического прогресса; в-третьих, осуществлять разработку проблем экономически трудовых ресурсов в органической взаимосвязи со сложившимися условиями рыночной экономики.
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Сущность трудовых ресурсов заключается в том, что они выражают общественные отношения, складывающиеся по поводу их формирования, распределения и использования в общественном производстве [2, c. 74].
Для изучения состава трудовых ресурсов предприятия их необходимо классифицировать по определенным признакам (таблица 1). Для описания трудовых ресурсов на уровне предприятия различают понятия "трудовые ресурсы предприятия", "персонал предприятия" и "кадровый потенциал".
Трудовые ресурсы предприятия представлены работниками, прошедшими специальную подготовку, имеющими опыт и навыки в труде и занятыми на предприятии.
Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) - совокупность работников, входящих в списочный состав предприятия.
Кадровый потенциал - способность кадров решать стоящие перед ними текущие и перспекти вные задачи. Он определяется численностью кадров, их образовательным уровнем, личностными качествами, профессионально-квалификационной, половозрастной структурой, характеристиками трудовой и творческой активности [3, с. 115].
Таблица 1 - Основные признаки классификации трудовых ресурсов
Классификационный признак
Классификационная группа
По характеру участия в производственной деятельности
Промышленно-производственный персонал (персонал основной деятельности) Персонал непромышленных подразделений, состоящих на балансе предприятия (персонал неосновной деятельности). Например, это санатории, профилактории, столовые, детские сады и т.д.
По характеру выполняемых функций (категориям)
Рабочие, их них:
рабочие основного производства (основных рабочих);
рабочие вспомогательного производства (вспомогательных рабочих)
Служащие, из них: руководители; специалисты; прочие служащие.
В зависимости от характера участия в производственной деятельности в составе персонала предприятия выделяют две группы:
- промышленно-производственный персонал, занятый в производстве и его обслуживании;
- персонал непромышленных подразделений, состоящих на балансе предприятия.
К первой группе относятся работники, непосредственно участвующие в производственном процессе или обслуживающие его (рабочие, специалисты, административно-управленческий персонал).
Ко второй группе относятся работники, не связанные напрямую с основной деятельностью хозяйствующего субъекта и создающие нормальные условия для воспроизводства рабочей силы промышленно-производственного персонала (работники ЖКХ, детских учреждений, предприятий культурно-бытового обслуживания).
Структура персонала зависит от особенностей производства; номенклатуры изделий; специализации производства; масштабов производства. Удельный вес каждой категории работающих меняется с развитием техники, технологии, организации производства. Повышение организационно-технического уровня производства приводит к относительному сокращению численности служащих и росту удельного веса рабочих в общей численности работающих.
По характеру выполняемых функций промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на рабочих и служащих [4, с. 127].
Рабочие - это непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и другими работами. К ним также относятся:
- уборщицы;
- дворники;
- гардеробщики;
- охранники.
В зависимости от характера участия в производственном процессе, группа "рабочие", в свою очередь, делится на основных (производящих продукцию) и вспомогательных (обслуживающих технологический процесс) рабочих.
Служащие, в свою очередь, подразделяются на руководителей, специалистов и прочих служащих.
Руководители - работники, занимающие должности руководителей организаций и их структурных подразделений, они наделены правами принятия решений и несут ответственность за их последствия.
Специалисты - работники с высшим и средним специальным образованием, обладающие фундаментальными научными знаниями, а также специальными знаниями и навыками, достаточными для осуществления профессиональной деятельности. К ним относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, социологи, юрисконсульты, нормировщики, техники и др.
Прочие служащие (технические исполнители) - работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, секретари-машинистки, табельщики, чертежники, копировщицы, архивариусы, агенты и др.) [5, c. 128].
Непромышленный персонал (персонал неосновной деятельности), к которому относятся работники, занятые в учреждениях и организациях, состоящих на балансе предприятия, но не производящих продукцию, работы, относящиеся к основной деятельности: работники медико-санитарных учреждений, учебных заведений, подразделений по капитальному ремонту зданий и сооружений, занятые в подсобных и на сельскохозяйственных предприятиях.
В силу разноплановости трудовых ресурсов состав работников на предприятии изучается в следующих направлениях:
- по отраслевой принадлежности;
- по участкам работы;
- по функциям, выполняемым в процессе производства.
Соотношение работников по категориям характеризует структуру трудовых ресурсов предприятия. В целом состав персонала предприятия различается по профессиям, специальностям и уровню квалификации.
Профессия - род трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков, приобретаемых путем обучения и практического опыта [6, c. 61].
Специальность - вид деятельности в рамках той или иной профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков, например экономист по финансовой работе, экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности, экономист по труду, экономист по сбыту в рамках профессии экономиста или слесарь-наладчик, слесарь-монтажник, слесарь-сантехник в рамках рабочей профессии слесаря.
Квалификация - уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый установленными законодательством видами документов (аттестат, диплом, свидетельство и др.) [6, c. 62].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15