Рефераты. Анализ и управление себестоимостью продукции на примере ОАО Владивостокский рыбокомбинат






p> Для того чтобы проводить факторный анализ по консервному цеху, необходимо выбрать определенные виды консервов. Рыбокомбинат выпускает около 30 видов консервной продукции. Какие консервы будут более интересны для анализа? Выбор остановился на следующих видах консервной продукции: камбала натуральная, сельдь натуральная, сельдь оригинальная, сельдь натуральная с добавлением масла и сельдь в томатном соусе. Именно эта продукция занимает наибольший вес в общем выпуске за два анализируемого года (см. Приложение 2, табл. 2.1 и табл. 2.2). Удельный вес в годовом объеме выпуска по пяти видам консервной продукции достигает высокого показателя 82,95% в 2001 году и 61,55% в 2002 году. Хоть и наблюдается динамика снижения (на 21,4%), но их доля в общем выпуске остается весомой.

Таблица 2.1 – Удельный вес основных видов консервной продукции в общем объеме выпуска продукции ОАО «ВРК»
|Вид |Объем выпуска, банка |Структура выпуска, % |
|продукции | | |
| |2001 г. |2002 г. |+,- |2001 г. |2002 г. |+,- |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|1. Камбала |178 167 |195 456 |17 289 |6,87 |5,25 |-1,63 |
|натур. | | | | | | |
|1/250 | | | | | | |
|2. Сельдь |1 410 492|369 704 |-1 040 788|54,41 |9,92 |-44,48 |
|натур. | | | | | | |
|1/250 | | | | | | |
|3. Сельдь |270 098 |315 776 |45 678 |10,42 |8,48 |-1,94 |
|оригин. | | | | | | |
|1/250 | | | | | | |
|4. Сельдь |108 216 |1 311 628|1 203 412 |4,17 |35,21 |31,03 |
|натур. с | | | | | | |
|д.м. | | | | | | |

Окончание таблицы 2.1
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|5. Сельдь в|183 471 |100 480 |-82 991 |7,08 |2,70 |-4,38 |
|т/с 1/250 | | | | | | |
|Итого общий|2 592 500|3 725 377|1 132 877 |100,00 |100,00 |- |
|выпуск за | | | | | | |
|год | | | | | | |

Как следует из табл. 2.1. наибольший удельный вес в 2001 году занимает сельдь натуральная, выпуск составил 54,41% в общем объеме, а в 2002 году сельдь натуральная с добавлением масла 35,21%. Это изменение произошло в связи с тем, что спрос на сельдь с добавлением масла больше. Структура сельди в томатном соусе резко сократилась на 4,38% (82 991 банок), это также связано с рыночным спросом. По другим видам сельди показатели доли структуры в общем объеме выпуска доходят до 10%. Следовательно, влияние приведенных пяти видов консервной продукции в выпуске консервной продукции существенное.

Таблица 2.2 – Выпуск основных видов консервной продукции ОАО «ВРК» за 2001 и 2002 год
|Вид |Объем выпуска, банка |Структура выпуска |
|продукции | | |
| |2001 г. |2002 г. |+,- |2001 г. |2002 г. |+,- |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|1. Камбала |178 167 |195 456 |17 289 |8,29% |8,52% |0,24 |
|натур. | | | | | | |
|1/250 | | | | | | |
|2. Сельдь |1 410 492|369 704 |-1 040 788|65,59% |16,12% |-49,47 |
|натур. | | | | | | |
|1/250 | | | | | | |
|3. Сельдь |270 098 |315 776 |45 678 |12,56% |13,77% |1,21 |
|оригин. | | | | | | |
|1/250 | | | | | | |
|4. Сельдь |108 216 |1 311 628|1 203 412 |5,03% |57,20% |52,17 |
|натур. с | | | | | | |
|д.м. | | | | | | |
|5. Сельдь в|183 471 |100 480 |-82 991 |8,53% |4,38% |-4,15 |
|т/с 1/250 | | | | | | |
|Итого |2 150 444|2 293 044|142 600 |100,00% |100,00% |- |

Чтобы произвести факторный анализ себестоимости, необходимо определить число факторов, влияющих на себестоимость. Известно, что каждый фактор влияет на себестоимость по-своему, одни из факторов влияют непосредственно, а другие косвенно, но каждое явление можно рассматривать как причину и следствие. Отсюда важным вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей [30].

Полная себестоимость консервной продукции (С) может измениться из-за объема выпуска продукции (ВП), ее структуры (Дi), себестоимости единицы продукции (Сi):

С=ВПxДixСi;

В свою очередь себестоимость единицы продукции (Сi) зависит от ресурсоемкости (Ремк) – внутренний фактор и цен на ресурсы (Цi) – внешний фактор:

С = ВпxДixРемкxЦi;
Таблица 2.3 – Исходные данные для факторного анализа полной себестоимости консервной продукции на 2002 г.
|Виды |Количество консервов, ед. |Себестоимос|Полная себестоимость |
|продукц| |ть единицы |продукции, руб. |
|ии | |продукции, | |
| | |руб. | |
| |базис 2001 г. |факт 2002 г. |базис|факт|базис |факт |откл. |
| | | |2001 |2002|2001 г. |2002 г. | |
| | | |г. |г. | | | |
| |ед. |уд.вес|ед. |уд. | | | | | |
| | |,% | |вес, % | | | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 = 2x6 |9 = 4x7 |10 = 9 -|
| | | | | | | | | |8 |
|1. |178 167 |8,29 |195 |8,52 |8,03 |6,64|1 430 |1 297 |-132 |
|Камбала| | |456 | | | |681,01 |827,84 |853,17 |
|натур. | | | | | | | | | |
|1/250 | | | | | | | | | |
|2. |1 410 |65,59 |369 |16,12 |7,64 |7,05|10 776 |2 606 |-8 169 |
|Сельдь |492 | |704 | | | |158,88 |413,20 |745,68 |
|натур. | | | | | | | | | |
|1/250 | | | | | | | | | |
|3. |270 098 |12,56 |315 |13,77 |7,71 |7,61|2 082 |2 403 |320 |
|Сельдь | | |776 | | | |455,58 |055,36 |599,78 |
|оригин.| | | | | | | | | |
|1/250 | | | | | | | | | |

Окончание таблицы 2.3
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 = 2x6 |9 = 4x7 |10 = 9 -|
| | | | | | | | | |8 |
|4. |108 216|5,03 |1 311 |57,20|8,13 |6,68 |879 |8 761 |7 881 |
|Сельдь | | |628 | | | |796,08 |675,04 |878,96 |
|натур. | | | | | | | | | |
|с д.м. | | | | | | | | | |
|5. |183 471|8,53 |100 |4,38 |9,16 |7,75 |1 680 |778 |-901 |
|Сельдь | | |480 | | | |594,36 |720,00 |874,36 |
|в т/с | | | | | | | | | |
|1/250 | | | | | | | | | |
|Итого |2 150 |100,00 |2 293 |100,0|- |- |16 849 |15 847 |-1 001 |
| |444 | |044 |0 | | |685,91 |691,44 |994,47 |

Определение влияния факторов на изменение себестоимости консервной продукции:

1. С0 = ВП0xДi0xСi 0;

2. С1скор= ВП1xДi0xСi 0;

3. С2скор= ВП1xДi1xСi 0;

4. С1 = ВП1xДi1xСi1.

Влияние факторов на изменение себестоимости продукции:

1. объема товарной продукции ?С?ВП = С1скор - С0

2. структуры товарной продукции ?С?Дi = С2скор - С1скор

3. себестоимости единицы продукции ?С?Сi = С1 - С2скор

Таблица 2.4 – Расчет полной себестоимости скорректированной: при фактическом объеме товарной продукции, базисной структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции
|Виды продукции |Объем товарной |Себестоимость |Себестоимость |
| |продукции |единицы продукции |скорректированная,|
| |фактический при |базисная, руб. |руб. |
| |базисной |(гр. 6 табл. 2.3) | |
| |структуре, ед. | | |
| |(итог гр.4 табл. | | |
| |2.3 x гр. 3 табл. | | |
| |2.3) | | |
|1 |2 |3 |4 = 2x3 |
|1. Камбала натур. |189 981,59 |8,03 |1 525 552,17 |
|1/250 | | | |
|2. Сельдь натур. |1 504 024,39 |7,64 |11 490 746,31 |
|1/250 | | | |
|3. Сельдь оригин. |288 008,71 |7,71 |2 220 547,14 |
|1/250 | | | |

Окончание таблицы 2.4
|1 |2 |3 |4 = 2x3 |
|4. Сельдь натур. с|115 392,01 |8,13 |938 137,02 |
|д.м. | | | |
|5. Сельдь в т/с |195 637,31 |9,16 |1 792 037,74 |
|1/250 | | | |
|Итого |- |- |17 967 020,38 |

Таблица 2.5 – Расчет полной себестоимости скорректированной: при фактическом объеме товарной продукции, фактической структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции
|Виды продукции |Объем товарной |Себестоимость |Себестоимость |
| |продукции |единицы продукции |скорректированная,|
| |фактический при |базисная, руб. |руб. |
| |фактической |(гр. 6 табл. 2.3) | |
| |структуре, ед. | | |
| |( гр. 4 табл. 2.3)| | |
|1 |2 |3 |4 = 2x3 |
|1. Камбала натур. |195 456,00 |8,03 |1 569 511,68 |
|1/250 | | | |
|2. Сельдь натур. |369 704,00 |7,64 |2 824 538,56 |
|1/250 | | | |
|3. Сельдь оригин. |315 776,00 |7,71 |2 434 632,96 |
|1/250 | | | |
|4. Сельдь натур. с|1 311 628,00 |8,13 |10 663 535,64 |
|д.м. | | | |
|5. Сельдь в т/с |100 480,00 |9,16 |920 396,80 |
|1/250 | | | |
|Итого |- |- |18 412 615,64 |

Таблица 2.6 – Схема проведения аналитических расчетов для нахождения влияния основных факторов на полную себестоимость консервной продукции
|Показатели |Сумма, руб. |Факторы изменения затрат |
| | |объем |структура|себестоимост|
| | |выпуска |выпуска |ь единицы |
| | |продукции|продукции|продукции |
|Себестоимость базисного |16 849 |ВП0 |Дi0 |Сi0 |
|периода |685,91 | | | |
|Себестоимость |17 967 |ВП1 |Дi0 |Сi0 |
|скорректированная: при |020,38 | | | |
|фактическом объеме товарной | | | | |
|продукции, базисной структуре | | | | |
|и базисной себестоимости | | | | |
|единицы продукции | | | | |
|Себестоимость |18 412 |ВП1 |Дi1 |Сi0 |
|скорректированная: при |615,64 | | | |
|фактическом объеме, | | | | |
|фактической структуре товарной| | | | |
|продукции и базисной | | | | |
|себестоимости единицы | | | | |
|продукции | | | | |
|Себестоимость фактическая |15 847 |ВП1 |Дi1 |Сi1 |
| |691,44 | | | |

Из данных Таблицы 2.6 выявим влияние факторов на изменение себестоимости консервной продукции:

. объем консервной продукции:

17 967 020,38 – 16 849 685,91 = 1 117 334,47 (руб.)

Следовательно, из-за увеличения объема выпуска консервной продукции в
2002 г., себестоимость увеличилась на 1 117 334,47 руб. Этот рост является закономерным, так как объем производства с 2001 г. по 2002 г. по пяти консервам вырос на 6,63% или на 142 600 банок (См. Таблицу 2.2).

. структура товарной продукции:

18 412 615,64 – 17 967 020,38 = 445 595,26 (руб.)

Изменение структуры выпуска консервной продукции в 2002 г. повлияло на увеличение себестоимости почти на пятьсот тысяч рублей. В таблице 2.1 указано, что выпуск консервной продукции переориентировался с сельди натуральной, где ее доля занимала 54,41% в общем объеме выпуска консервного цеха в 2001 году и 9,92% в 2002 году, на сельдь с добавлением масла (См.
Приложение 3 и 4). Себестоимость сельди натуральной меньше, чем сельди с добавлением масла, из этого следует, что, в результате увеличения доли более затратоемкого изделия, общая сумма затрат в составе себестоимости возросла.

. себестоимость единицы продукции:

15 847 691,44 – 18 412 615,64 = -2 564 924,20 (руб.)

Благодаря снижению себестоимости единицы продукции, рыбокомбинат добился высоких результатов в снижении расходов на выпуск консервной продукции на два с половиной миллиона рублей. Можно смело заметить, что это благоприятно сказалось на возможности увеличения конечного финансового результата предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.