Рефераты. Анализ эффективности управления оплатой труда







Рисунок 1.3 наглядно демонстрирует соотношение минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума трудоспособного населения РФ.

В международной практике государственное регулирование оплаты труда также осуществляется корректировкой дифференциации заработной платы в отраслевых соглашениях, обеспечением механизма учета индекса цен и налоговой политикой. Государственное регулирование базовых параметров оплаты труда, таких как минимальная оплата на уровне прожиточного минимума и сглаживание отраслевой дифференциации является необходимым условием нормального функционирования экономической системы.


Рисунок 1.3 – График соотношения динамики показателей МРОТ и ПМ трудоспособного населения


В данном случае представляется неоднозначной ссылка на то, что повышение заработной платы вызовет повышение цен (потолок цен определяется мировыми ценами). Во-первых, повышение заработной платы в определенной пропорции к росту производительности труда не может считаться причиной роста цен, поскольку оно дает увеличение выпуска продукции, отражает повышение качества рабочей силы и трудовой отдачи. При заданных ценах и объемах продукции повышение производительности труда дает возможность повысить заработную плату, в частности, за счет высвобождения работников. При этом в задачи органов управления разных уровней входит организация переобучения, перепрофилирования работников, разработка программ трудоустройства высвобождаемых или компенсация повышения производительности труда сокращением рабочего времени. Если этого не происходит, то рост цен является следствием неэффективного управления, неумения предусмотреть тенденции развития рынка и рационально организовать производство, что требует материальной ответственности управляющих производством, но не работника.

Во-вторых, рост оплаты труда без сокращения происходит за счет увеличения объемов производства и доли рынка, что обусловливает стремление к расширению рынка сбыта. В этом случае, вопросы оплаты труда выходят за рамки фирмы на отраслевой, национальный и международный рынки. Здесь проблемой является зависимость доходов предприятий от действующих в данной экономической системе критериев формирования фондов оплаты труда, определяющих и заработную плату работников. Так, частное предприятие, выпускающее продукцию, за которую потребитель расплачивается на рынке, имеет одни критерии, в то время как для частного предприятия, получившего государственный заказ, критерии несколько другие. Свои особенности имеет оплата труда в бюджетных организациях, не говоря уже о системе государственного управления. Вся эта многообразная палитра накладывается на региональные и отраслевые различия. Такое положение обусловливает зависимость оплаты труда, в значительно большей степени, от места человека в системе разделения труда, чем от добросовестности и производительности труда, что негативно влияет на всю систему интересов в обществе.

В то же время государство имеет в своем арсенале экономические рычаги регулирования оплаты труда и доходов. Например, расчеты показывают, что если на три года снизить налог на добавленную стоимость до 10 %, а единый социальный налог – до 15 %, то прирост зарплаты в рыночном секторе экономики составит до 77,8 %. Причем при таком снижении налогов доходы госбюджета увеличатся за счет роста ВВП и налоговой базы.

Таким образом, ссылка на единственный инфляционный аргумент против роста оплаты труда снимает с управленцев разных уровней ответственность за неэффективное управление производством. Между тем, в первую очередь, заработная плата повышается в сфере управления, при том, что доведение до экономически обоснованного уровня заработной платы в других сферах откладывается.

С этих позиций также следует остановиться на вопросе о том, что формирование средств на оплату труда происходит, в основном, тремя способами. Это, во-первых, средства от реализации товаров и услуг на рынке. Во-вторых, средства, выделенные из бюджета. В-третьих, сочетание бюджетного финансирования и рыночных источников. Парадоксально, что в современной многоукладной экономике России, с ее значительными региональными и отраслевыми различиями, государство уходит от принятых во всех развитых странах сфер регулирования процессов формирования средств на оплату труда, включая выравнивание региональной, отраслевой и доходной дифференциации, в то же время активно участвует в тех рыночных процессах, которые, в соответствии с теорией и практикой рыночной экономики, регулируются, в основном, рынком. Отсюда происходит деформация мотивов и стимулов экономической деятельности, как между предприятиями, так и внутри них.

Также важнейшей функцией государства является предотвращение многочисленных злоупотреблений в сфере оплаты труда. Для многих руководителей неплатежи стали традиционным способом решения собственных финансовых проблем посредством преднамеренных задержек расплаты с поставщиками, бюджетом и работниками. На декабрь 2009 года суммарная задолженность по заработной плате составила 5 047 млн. руб. [28]. В настоящее время установлена ответственность работодателя за невыплату или задержку выплаты заработной платы (статьи 142, 236, 237 ТК РФ). Однако возможности возбуждения уголовных дел и применения соответствующих мер воздействия к работодателям по факту невыплаты начисленной заработной платы весьма ограничены, так как для этого требуется доказать наличие корыстного умысла должностного лица.

Еще одной чрезвычайно острой проблемой регулирования уровня доходов и заработной платы является создание эффективного механизма их индексации, т.е. повышения государством и работодателями денежных доходов граждан, позволяющего частично или полностью возместить им удорожание потребительских товаров и услуг.

Индексация доходов населения – одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудовых доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).

Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Полная индексация (процент повышения заработной платы и других выплат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет "раскручивать" инфляционную спираль. Кроме того, частичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, улучшения количественных и качественных результатов труда, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы [8, с.143].

На первый взгляд кажется, что защита от инфляции нужна только получателям доходов – наемным работникам, пенсионерам, студентам, получающим стипендию и т.п. На самом деле защита зарплаты от инфляции нужна собственникам организаций и органам государственной власти в не меньшей мере, чем получателям доходов, ведь обесценение доходов означает падение покупательного спроса населения, что, в свою очередь, означает невозможность купить то, что произведено собственниками организаций. Защита зарплаты и других доходов от инфляции объективно необходима всем участникам производственного процесса, а организующая роль в этом процессе должна принадлежать государству, обладающему наибольшей информацией о масштабах и возможных последствиях инфляционных процессов.

Трудовой кодекс РФ статьей 130 вводит индексацию зарплаты (принятие мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы) в число основных государственных гарантий по оплате труда.

Если отвлечься от тонкостей юридической терминологии, то можно констатировать, что государство не устанавливает никаких защитных гарантий для зарплаты работников при росте потребительских цен на товары и услуги. Решение всех вопросов индексации доходов оно перекладывает на собственников организаций, не предъявляя к ним никаких требований, кроме установления нужного им порядка индексации. Не случайно поэтому во многих коллективных договорах прописано, что работодатель производит индексацию заработной платы по мере изыскания необходимых средств. На сегодняшний день органами законодательной и исполнительной власти не издано ни одного документа, который раскрывал бы установленный для бюджетных организаций порядок индексации зарплаты. Фактический уход государства от вопросов индексации зарплаты вряд ли можно считать оправданным [42, с.3].

Таким образом, заработная плата является ключевым показателем уровня и качества жизни населения, здоровья нации в целом. Поэтому отношение к оплате труда со стороны, прежде всего, государства должно быть соответствующим – адекватным ее значимости, то есть внимательным, справедливым и ответственным. Правильно организованная и продуманная зарплата может существенно помочь в развитии страны, регионов, предприятий. Но она не прощает ошибок и непрофессионализма. В этой связи целесообразным и обоснованным представляется включение оплаты труда в разряд официальных приоритетов социальной политики и соответствующих действий органов власти нашей страны.

На современном этапе государственное регулирование оплаты труда включает широкий спектр прямых и косвенных методов, таких как установление минимальных размеров оплаты труда, индексация доходов, налоговая политика, а также ряда правовых мер, продвижение по которым призвано повысить его эффективность. В то же время остаются спорными такие вопросы, как подоходное налогообложение, размеры минимальной оплаты труда, выравнивание дифференциации оплаты труда между отраслями народного хозяйства.

Таким образом, от того, какая система стимулов разработана на предприятии и насколько умело эта система функционирует, то есть от того, как работодатель управляет системой оплаты труда своих работников, зависит эффективность производства и конкурентоспособность предприятия.


2. Анализ эффективности управления оплатой труда на ООО "СТ Строймеханизация"


2.1 Основные экономические показатели работы ООО "СТ Строймеханизация"


Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный трест Строймеханизация" осуществляет свою деятельность с 2008 года. Предприятие входит в структуру под руководством ОАО "УК Камаглавстрой", являющейся одной из крупнейших проектно-строительных компаний в Приволжском округе.

Развитие компании идет в нескольких направлениях. В первую очередь постоянно развиваются собственные производственные мощности, приобретается оборудование ведущих мировых производителей, внедряются новые строительные и проектные технологии, налаживаются партнерские отношения с крупными производителями и поставщиками строительных материалов [27].

Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные банковские счета на территории Российской Федерации. Место нахождения ООО "СТ Строймеханизация": 423570, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, БСИ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.