Поэтому данная тема одной из первых взята на комплексное исследование на территории Казахстана.
Цель диссертации. Целью диссертационного исследования является определение закономерностей корыстно-насильственной преступности, широкое освещение теоретических вопросов предупреждения корыстно-насильственных преступлений и выработка эффективных практических предложений предупреждения корыстно-насильственной преступности путем анализа ее закономерностей.
Задачи диссертации. Для достижения указанной цели, перед диссертационной работой поставлены следующие задачи:
- определение состояния, динамики и структуры корыстно-насильственных преступлений (бандитизма, вымогательства, грабежа и разбоя) за последние годы, выявление по этим показателям закономерностей корыстно-насильственных преступлений;
- анализ мотивов и условий корыстно-насильственных преступлений;
- характеристика личностей, совершивших корыстно-насильственные преступления, их основные признаки.
- обратить внимание на виктимологические аспекты корыстно-насильственных преступлений и в этой связи, опираясь на результаты социолого-психологического анализа, остановиться на роли полученных результатов в профилактике корыстно-насильственных преступлений;
- раскрывая эффективность мер профилактики корыстно-насильственных преступлений, внести конкретные предложения в плане их дальнейшего развития в соответствии с нынешними условиями Казахстана;
- анализ проблем уголовно-правовой борьбы с корыстно-насильственной преступностью.
Методология и методика исследования. В целях достижения задач, указанных выше, автор руководствовался законами диалектической философии и общенаучными методами познания. Также исследование опирается на правила формальной логики, сравнительно-правовые методы, а в некоторых моментах берутся во внимание методы, закономерности и правила других отраслей науки. В том числе автор опирался на социологические, психологические и статистические методы.
Объект исследования – явления в различных областях жизни современного Казахстана, связанные с корыстно-насильственной преступностью.
Предметом исследования являются ее психологические, социальные аспекты, генезис корыстно-насильственной преступности; экономические, организационные и другие факторы, влияющие данное явление, поведение и личность людей, совершивших корыстно-насильственные преступления, а также их жертв; конкретные меры предупреждения корыстно-насильственной преступности, законы и нормативные акты, регулирующие ее профилактику, а также элементы и признаки конкретных составов преступления, образующих корыстно-насильственную преступность.
Научная новизна диссертационного исследования. Данная работа является первым в Казахстане комплексным исследованием проблем корыстно-насильственной преступности, попыткой выявления причин и условий корыстно-насильственной преступности, порожденных новым образом жизни. С учетом вышеназванных причин и условий, сформулированы качественно новые предложения по предупреждению корыстно-насильственной преступности.
Предложения по совершенствованию уголовного законодательства относительно четырех составов преступления, образующих корыстно-насильственную преступность, могут составить научную новизну данной работы. Более того, автор вносит предложение по внесению изменений и дополнений и в другие законы, не являющиеся уголовно-правовыми, что также составляет научную новизну исследования.
Основные выводы, выносимые на защиту.
1. Поскольку умышленное убийство из корыстных побуждений и разбойное нападение, являются преступлениями, преследующими одну и ту же цель, мы полагаем, что разбойное нападение, совершенное после убийства человека, следует считать неоднократностью и в соответствии с данным обстоятельством внести изменения в уголовное законодательство, а точнее, в примечание статьи 175 УК РК.
2. У организаторов, главарей организованных преступных группировок или криминальных сообществ и их членов не должно оставаться никакой надежды на условно-досрочное освобождение. Поэтому, в законе (ст. 70 УК РК) должно быть четко прописано, что для применения к этим лицам условно-досрочного освобождения они должны отбыть как минимум три четверти отмеренного им срока наказания.
3. В статью 181 УК РК следует добавить такой квалифицирующий признак, как применение холодного или огнестрельного оружия, поскольку в 71 % случаев вымогательства преступление совершается с применением холодного и огнестрельного оружия.
4. Штраф имеет экономическое воздействие, сдерживает корыстные устремления преступника, однако если совершены такие преступления как ограбление с применением насилия, разбойное нападение, то в законе должно быть предусмотрено назначение этой меры в качестве дополнительного наказания.
5. Как известно, в Казахстане объявлен мораторий на применение смертной казни до тех пор, пока не будет принято окончательное решение по данному вопросу. Поэтому в том случае, если вопрос будет решен в пользу сохранения данной меры в системе уголовного наказания, то истинно гуманным шагом будет отказ от ее применения в отношении лиц, достигших шестидесятилетнего возраста.
6. Учитывая то обстоятельство, что ст. 51 Уголовного кодекса сформулирована не совсем удачно, предлагаем внести в положение данной статьи дополнение следующего содержания: “Конфискация имущества устанавливается за средние, тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса. В случае конфискации одной четвертой имущества суд должен указать, какая именно часть имущества подлежит конфискации или перечесть конфискуемые вещи”.
7. Разрыв между низшими и высшими уровнями исправительных работ лишает суды возможности правильно назначить наказание, а также индивидуального подхода в установлении меры наказания. Поэтому, учитывая данное обстоятельство, а также в целях совершенствования уголовного законодательства, целесообразно внести ст. 43 УК РК дополнение в следующей редакции: “Исправительные работы устанавливаются на срок от шести месяцев до трех лет”. Также предлагаем расширить круг лиц, которым не могут быть назначены исправительные работы, то есть помимо лиц, указанных в ст.43 кодекса, исправительные работы не следует применять по отношению к “беременным женщинам, лицам, не достигшим 16-летнего возраста; мужчинам, достигшим 60-летнего возраста; женщинам, достигшим 55-летнего возраста; военнослужащим; лицам, которым помимо назначенного наказания за совершенное преступление, установлена мера принудительного лечения от алкоголизма или наркотической зависимости; инвалидам 1-й и 2-й групп”. Вместе с тем, на наш взгляд, “Лица, отбывающие наказание с применением исправительных работ, и признанные инвалидами 1-й и 2-й группы, должны быть освобождены от данного вида наказания” и в этой связи в ст.43 УК РК следует внести соответствующие изменения.
8. Виктимологию следует выделить в качестве отдельного предмета правоведения и ввести в учебный план юридических высших учебных заведений. По данному предмету, который подразделяется на две группы: умышленная виктимология и виктимология преступности по неосторожности, нужно прочесть курс лекций, провести практические занятия. Кроме того, следует повысить качество преподавания в вузах таких предметов, как “Основы государства и права”, “Правоведение”. Количество учебных часов целесообразно увеличить до 60-ти, а в конце курса предусмотреть принятие экзаменов по данной дисциплине.
9. Необходимо принять Закон Республики Казахстан “Об учреждениях и органах исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы”, в котором должны найти разрешение следующие вопросы: организация уголовно-исправительной системы и обеспечение ее деятельности; основы организации деятельности учреждений отбывания наказания; права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы; применение силы, специальных средств и оружия; правовая и социальная защита сотрудников уголовно-исполнительной системы; контроль деятельности уголовно-исполнительной системы. Необходимо повысить эффективность административного надзора. В Правила об административном надзоре нужно внести изменения, в которых указать необходимость взятия под индивидуальный надзор лиц, не ставших на путь исправления за время отбывания наказания и по истечении срока продолживших свои противозаконные действия. Следует принять Правила отбывания исправительных работ. Необходимо, чтобы в данном документе нашли отражение важные вопросы, связанные с исправительными работами, в частности, это основные статьи, характеризующие исправительные работы в качестве меры наказания; порядок отбывания данного вида наказания; права и обязанности осужденного; структура и полномочия органов управления отбыванием исправительных работ; организация воспитательной работы; счет срока отбывания на исправительных работах; порядок удержания дохода осужденного; вопросы, связанные с условно-досрочным освобождением, ответственностью в связи с уклонением и т.п.
10. В целях обеспечения системной реализации мер предупреждения преступности, нужно принять Закон РК “О предупреждении преступности”. Для повышения роли граждан нашего общества в борьбе с преступностью целесообразно принять Закон РК “Об участии граждан в обеспечении правопорядка” и на основе этого документа разработать новые Правила “Об общественных инспекторах”, которые должны быть представлены на утверждение Правительства. Так же во избежание формирования у несовершеннолетних антиобщественных взглядов необходимо принятие Закона “О профилактике правонарушений несовершеннолетних и беспризорности детей”.
11. При рассмотрении вопросов предупреждения корыстно-насильственных преступлений на общественном уровне, очевидна актуальность для Казахстана проблемы трудоустройства населения. Поэтому на основе Закона “О трудоустройстве населения” нужно разработать Государственную программу обеспечения населения работой на 2004-2010 годы. Данная программа должна осуществляться на основе областных, городских и районных программ трудоустройства населения. Для этого между различными государственными органами, работодателями и общественными организациями следует установить тесную связь. Государственная программа должна состоять из 4 разделов: а) анализ ситуации, сложившейся на республиканском рынке труда в данный период; б) прогноз рынка труда; в) трудоустройство, сокращение числа безработных и меры оказания социальной помощи безработным; г) фонд обеспечения работой на 2004-2010 годы.
12. В колониях отбывания наказания необходимо совершенствовать воспитательную работу, для чего важно:
а) обеспечить трудоустройство и обучение всех осужденных;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14