Рефераты. Криминологические проблемы предупреждения корыстно-насильственных преступлений






По нашему мнению, такая типология показывает самые главные особенности, присущие личности преступника, раскрывает его внутреннее бытие, сущность, дает возможность определить закономерности в понятиях преступника.

15 % исследованных отнесены к злостному (антисоциальному) типу, значительная часть (76 %) составила неустойчивый (антисоциальный) тип. Лица, относящиеся к типу, связанному с обстановкой, составили всего лишь 9 %.

Четвертый раздел называется “Социально-правовые признаки лиц, совершающих корыстно-насильственные преступления”.

35 % исследованных ранее привлекались к уголовной ответственности, из них 17,5 % ранее совершили разбой, 12,4 % - кражу, 18,4 % - грабеж, 8,1 % - вымогательство, 19 % - хулиганство, 8,3 % - насильственные действия против личности, 5,3 % - иные корыстные преступления и 11 % - другие преступления. Суммируя эти данные, можно увидеть, что 58,1 % повторных преступлений были совершены из соображений личной выгоды и 41,9 %  — с применением насилия. Это указывает на то, что в их сознании укоренились антиобщественные намерения, а в уголовном законе имеются недостатки. Анализ прежней судимости указанной категории преступников обнаруживает, что они не сумели избавиться от желания совершить преступление в интересах личной выгоды, учинить произвол, совершить насилие.  

Анализ данных о прежних судимостях рецидивистов за корыстно-насильственные преступления, показывает, что за первые преступления им было назначено следующее наказание: 9 % из них - до 1 года, 20,1 % - от 1 до 3 лет, 37,3 % - от 3 до 5 лет, 21 % - от 5 до 8 лет, 12,6 % - более 8 лет лишения свободы.

В данной категории осужденных особо опасные рецидивисты составляют 15,4 %, из них 23 % имели три судимости, 22,2 % - четыре, 18 % - пять, 10,5 % - шесть, 5,8 % - семь, 2,9 % - восемь, 2,2 % - девять и более.

76 % преступников, сразу же после совершения преступления стараются изменить свое местопребывание.

Поэтому, каким бы ни было преступление, следует предпринимать все действия, чтобы раскрыть его по горячим следам, оперативно задержать виновного.

23,5 % преступников, применивших насилие, 21,2 % совершивших корыстные преступления, 25 % совершивших корыстно-насильственные преступления занимали позицию, направленную против норм, защищающих жизнь и здоровье людей.

При опросе 82 % исследованных нами осужденных на вопрос “Каково ваше мнение относительно приговора?” ответили, что вынесенный им приговор слишком жестокий, 66 % назвали его несправедливым, и лишь 2 % ответили, что приговор мягкий. А на вопрос “Считаете ли вы себя виновным?” 47 % осужденных признали себя полностью виновными, 41% - частично виновными, а 12 % не признали свою вину. И лишь 7,6 % указали, что гордятся содеянным преступлением. Это свидетельство того, что у данной категории лиц примерно-социальные качества носят отрицательный характер.

Четвертая глава диссертации называется “Основные меры предупреждения корыстно-насильственных преступлений”,  а ее первый раздел носит название “Общие меры предупреждения корыстно-насильственных преступлений”.

Исходя из вышеизложенного, попытаемся дать определение понятию предупреждение корыстно-насильственных преступлений. Итак, предупреждение корыстно-насильственных преступлений – это совокупность взаимосвязанных между собой различных мер, проводимых государственными, общественными и другими организациями в целях выявления и ликвидации причин преступности и условий, предоставляющих ей возможности.

В юридической литературе приведены различные виды ее классификации. Для того чтобы спланировать и организовать профилактическую работу будет правильным проводить классификацию: по уровню профилактической работы, ее механизму, объему, по содержанию мер предупреждения, по субъекту их исполнения. По уровню профилактической работы предусмотрены две группы мер – меры общесоциального и социально-криминологического характера. К общесоциальным мерам предупреждения преступности относятся формирование нового общества, реализация программы повышения сознания, культурного уровня, благосостояния населения.

Автор предлагает к осуществлению следующие общие меры:

1. Эффективная экономика, многообразие форм собственности, формирование рыночных отношений на основе повышения деловой активности и инициативы людей.

2. Для того чтобы улучшить социальное, экономическое и иное положение молодежи, способствовать их добровольному участию в труде и общественно-политической жизни, также следует предусмотреть и осуществить меры финансового, законодательного обеспечения государственной молодежной политики.

3. Улучшить качество преподавания в учебных заведениях таких предметов, как “Основы государства и права” и “Правоведение”. Количество часов, отведенных на изучение данных предметов, увеличить до 60-ти и предусмотреть сдачу экзаменов в конце курса.

4. Рассматривая меры предупреждения корыстно-насильственных преступлений на общесоциальном уровне, необходимо решить актуальную для Казахстана проблему трудоустройства населения. Как известно, переход на рыночные отношения привел к росту числа безработных. Поэтому на основании Закона РК “О труде” нужно разработать Государственную программу трудоустройства населения Казахстана на 2004-2010 годы. Эта программа должна реализовываться на основании областных, городских и районных программ трудоустройства. Для этого между различными государственными органами, работодателями и общественными организациями следует наладить тесную связь. Государственная программа должна состоять из 4 разделов: а) анализ ситуации, сложившейся на республиканском рынке труда в указанный период; б) прогноз рынка труда; в) трудоустройство, сокращение числа безработных и меры оказания социальной помощи безработным; г) фонд трудоустройства на 2004-2010 годы.

5. В крупных городах республики должны проводиться комплексные меры предупреждения правонарушений, при этом следует учитывать экономические, социальные, географические и прочие особенности городов. Указанные меры должны войти в программу социального развития города. В ней найдут отражение конкретные меры, всесторонне охватывающие основные проблемы борьбы с преступностью и положительный опыт борьбы. Принятие мер охраны правопорядка предусматривается не в узком значении (создание народных дружин, борьба с пьянством, установление порядка в общежитиях и т.д.), а в широком социальном смысле, например, регулирование процесса миграции населения, управление процессом адаптации к обществу, активное участие в развитии инфраструктуры города, нацелить население на охрану общественного порядка и т.д.

6. Организация всеобщего преподавания законов и воспитания законопослушанию. Создание правовой обучающей системы на предприятиях, в учреждениях, организациях, для учащейся молодежи и других граждан.

Широкая пропаганда среди населения буквы закона, а именно, убеждение в неизбежности наказания за совершенное преступление, воспитание в духе уважения к человеку, его личности, доведение до сознания мысли о недопустимости нарушения общественного порядка. В этом отношении нельзя переоценить роль средств массовой информации.

7. Укрепление социальной базы предупреждения правонарушений. Государственное попечение многодетным семьям, пенсионерам, малообеспеченным слоям населения с помощью социально-экономических мер. Периодический пересмотр размера минимальной зарплаты и продуктовой корзины (размера необходимого продуктового довольствия). Увеличение количества детских дошкольных учреждений, домов для детей, оставшихся без попечения родителей, сирот, домов престарелых.

8. Повышение социально-правовой активности граждан. Изыскание новых форм привлечения граждан к охране правопорядка. Законодательное регулирование защиты потерпевших, свидетелей. Оказание социальной поддержки гражданам, проявившим активность в деле укрепления законности. Необходимо принять Закон “Об участии граждан в обеспечении правопорядка” и на его основе разработать новые “Правила об общественных инспекторах”, который должен быть утвержден Правительством.

9. Необходимо содействовать социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Создать систему их трудоустройства. Для освоения осужденными необходимой рабочей профессии улучшить и усовершенствовать работу колоний отбывания наказания. Содействие и поддержка деятельности домов социальной реабилитации и других форм адаптации к обществу лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Второй раздел четвертой главы называется “Специальные меры предупреждения корыстно-насильственных преступлений” и содержит конкретные предложения, сформулированные в ходе анализа специальных мер.

По мнению диссертанта, в целях обеспечения системной реализации мер предупреждения преступности, следует принять Закон “О предупреждении преступности”.

Как полагают аналитики, когда работа специальных органов профилактики осуществляется правильно и своевременно, есть возможность пресечения каждых двух преступлений из трех. Многие специальные меры проанализированы, каждая в отдельности.

1) Борьба с безработицей. Анализ статистических данных за 1974-1994 годы, проведенный Министерством юстиции Республики Казахстан, показывает, что в среднем 38 % лиц, совершивших корыстно-насильственные преступления, пошли на преступление, будучи трудоспособными, и на тот момент нигде не работали или не учились.

2)  Борьба с преждевременным прекращением учебы. По статистическим данным Министерства юстиции республики, среди несовершеннолетних, совершивших корыстно-насильственные преступления, ежегодно не посещали школу 30-35 %.

3) Борьба с пьянством и алкоголизмом:

а) Усиление контроля за лицами, пристрастившимися к употреблению спиртных напитков на рабочем месте;

б) Открытие при крупных предприятиях наркологических кабинетов и клиник;

в) Введение жесткого контроля за реализацией спиртных напитков.

Необходимо дальнейшее улучшение патрульно-постовой службы полиции. На сегодняшний день один полицейский этой службы обслуживает 9 тысяч человек. В некоторых районах на одного полицейского приходится 10 тысяч и более человек. Если сравнить с другими странами, то в Японии один полицейский обслуживает 555 человек, в США – 354, в Израиле – 217, в Сингапуре – 209.

4) Борьба с незаконным изготовлением, хранением и ношением огнестрельного оружия. В 44 % дел о корыстно-насильственных преступлениях с использованием охотничьего ружья выяснилось, что оружие принадлежало не обвиняемому, а постороннему лицу. Однако следствие не поинтересовалось, когда и при каких обстоятельствах это оружие попало в его руки. В 21,7 % дел не был установлен владелец оружия.

Одним из средств предупреждения корыстно-насильственных преступлений является непрерывная борьба с рецидивной преступностью, беспрекословное исполнение Правил об административном надзоре за лицами, освободившимися из мест лишения свободы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.