Оценка заключения эксперта-почерковеда распадается на две взаимосвязанные части: первая заключается в тщательной, всесторонней и объективной проверке следователем и судом научной обоснованности, мотивированности заключения эксперта, достоверности его выводов, вторая – в определении ценности, значимости фактов, содержащихся в заключении эксперта, установлении их доказательственной силы, отношения, связи с другими собранными по делу доказательствами.
Без первой части оценочной деятельности следователя и суда не может быть осуществлено и второй части. Первая предопределяет возможности оценки значимости фактов, установленных экспертом-почерковедом. Если проверка заключения покажет, что выводы эксперта не обоснованы, избрана ненадлежащая методика исследования, неправильно оценены признаки, то вторая часть оценки сводится лишь к признанию того, что данное заключение не имеет доказательственного значения. В тех же случаях, когда проверка заключения показывает, что выводы эксперта научно обоснованы и достоверны, следователь и суд могут оценить их значение для доказывания.[6]
Следователь и суд должны руководствоваться рядом принципов, обеспечивающих правильный подход к оценке заключения эксперта-почерковеда:
1. Оценка должна производиться по внутреннему убеждению следователей и суда. Это значит, что никакое постороннее влияние не может предопределить их отношение к фактам, установленным экспертом.
2. Внутреннее убеждение следователя и судей должно быть обоснованным и мотивированным, а не безотчетным, интуитивным, бездоказательным.
3. Оценка заключения эксперта должна производиться следователем и судом при строгом соблюдении законности. Это значит, что следователь и суд проверяют выполнение требований закона, относящихся к назначению и производству экспертизы.
4. Фактические данные, содержащиеся в заключении эксперта-почерковеда, как и любые другие доказательства, не имеют заранее установленной силы. Их доказательственное значение зависит от конкретных обстоятельств дела, отношения к фактам, подлежащим доказыванию этими данными, степени категоричности выводов, наличия других доказательств, подтверждающих или опровергающих выводы эксперта.
5. Следователь и суд должны оценивать заключение эксперта-почерковеда, исходя из общих предпосылок судебного почерковедения, научных основ судебно-почерковедческой экспертизы. Это позволит им правильно определить возможности экспертизы на современном уровне ее развития, проверить научную обоснованность и мотивированность заключения, опираясь на существующую методику и технику экспертного исследования.
6. Оценка заключения эксперта-почерковеда следователем и судом должна проводиться методами логического анализа и синтеза, сопоставления отдельных частей заключения между собой и с выводами эксперта, а также сравнения заключения с другими источниками доказательств, относящихся к тем же обстоятельствам дела, что и заключение эксперта-почерковеда.
Изучая и оценивая фактическую, логическую, методическую, грамматическую и иллюстрационную стороны заключения, следователь и суд смогут тщательно, всесторонне и объективно проверить и оценить заключение эксперта-почерковеда.
2.4. Современное состояние и возможности почерковедческой экспертизы
Научные и экспериментальные исследования, обобщение практики, многолетний опыт проведения почерковедческих экспертиз позволили отечественным криминалистам не только сформулировать теоретические основы, но и разработать научно обоснованные и эффективно действующие методики экспертизы почерка.
Уровень современного отечественного почерковедения таков, что методики экспертизы обеспечивают надежное решение ее идентификационных задач, связанных с исследованием текстов большого и среднего объемов. Общая методика почерковедческой экспертизы располагает довольно обширным арсеналом разнообразных частных методик традиционных (качественно-описательных) и модельных (количественных, основанных на математическом, вероятностном моделировании). К последним относятся так называемые модельные методы оценки совпадений признаков почерка с учетом групповой принадлежности по строению в текстах и "смешанных" (буквенных и цифровых) записях; оценки различий признаков при исследовании сходных почерков; дифференциация высоковыработанных почерков по степени совершенства системы движений и т. д.[7]
Особое место среди модельных методов занимают методы определения пола по высоковыработанному и средневыработанному почерку, позволяющие решать задачи, ответы на которые невозможно получить с помощью традиционной методики.
Применение модельных методов способствовало повышению объективизации процесса экспертной оценки и формирования выводов. Это особенно важно в сложных случаях исследования (например, сходных почерков, рукописей, выполненных намеренно измененным почерком скорописным способом).
Для исследования текстов, выполненных намеренно измененным почерком (скорописным способом), определения пола и возраста пишущего производится судебно-почерковедческая экспертиза с применением математических методов и электронно-вычислительной техники.
Алгоритмы и программы, разработанные для ЭВМ, позволяют автоматизировать процесс исследования.
К сожалению, пока ограничены возможности методики почерковедческой экспертизы в отношении малообъемных почерковых объектов (подписей, кратких записей). В экспертной практике встречаются случаи, когда перед экспертом ставятся заведомо неразрешимые задачи, например, кем из нескольких подозреваемых выполнены цифры "1", "4"; кем изменена цифра "3" на цифру "8". Применительно к подобным случаям объекты исследования настолько кратки и просты, что выявить в них индивидуальную совокупность признаков почерка исполнителя невозможно.
В связи с этим на основании процессуального закона эксперт вынужден составлять сообщение о невозможности дать заключение ввиду непригодности объекта для идентификации. Осматривая документ — вещественное доказательство, следователь и суд могут сами оценить пригодность (или непригодность) исследуемого объекта для проведения экспертизы.
Дальнейшее совершенствование методик почерковедческой экспертизы, расширение ее возможностей составляют цель многих проводимых в настоящее время научных разработок.
Так, например, в последние годы создан количественный метод исследования структурно-геометрических характеристик признаков для дифференциации кратких и простых подлинных подписей, выполненных с подражанием после предварительной тренировки. По сравнению с традиционными указанный метод имеет большие разрешающие возможности.
Разработаны количественные методы определения априорной информативности подписи (для установления объема почерковой информации, которая содержится в объекте, до проведения сравнительного исследования образцов), исследования нажима, ширины штриха кратких и простых подписей. Указанные методы используются для, повышения надежности и обоснованности выводов.
В последнее время разработаны методики исследования буквенных, цифровых записей ограниченного объема, установления факта выполнения рукописи лицом пожилого и старческого возраста. Создана методика криминалистического исследования подписей, выполненных от имени лиц пожилого и старческого возраста.
Завершается работа по созданию комплексной методики, расширяющей возможности и повышающей надежность экспертизы подписей.
Продолжаются разработки проблемы установления зависимости между признаками почерка и свойствами личности.
Актуальность исследования свойств личности обусловливается потребностями судебно-следственной практики в установлении таких характерологических особенностей, которые позволили бы точно и объективно оценить мотивы совершенного деяния, способность лица правильно воспринимать дополнительную информацию, позволяющую диагностировать заболевание и различные другие состояния.
Оcнoвaниeм для пpoизвoдcтвa экспертизы являeтcя пocтaнoвлeниe или oпpeдeлeниe o ее нaзнaчeнии. Kaждый из этиx дoкyмeнтoв дoлжeн быть cocтaвлeн c coблюдeниeм yгoлoвных и гpaждaнcкo-пpoцeccyaльныx нopм. B пocтaнoвлeнии или oпpeдeлeнии cyдa o нaзнaчeнии экcпepтизы дoлжны быть cooбщeны вce мaтepиaлы дeлa, имeющиe для нee знaчeниe. K ним oтнocятcя фaбyлa, дaнныe o нeoбычныx ycлoвияx выпoлнeния пoчepкoвыx oбъeктoв, дaнныe o пpeдпoлaгaeмыx иcпoлнитeляx тeкcтoв (пoдпиceй), лицax, пoдпиcи oт имeни кoтopыx пoдлeжaт иccлeдoвaнию.
Boпpocы экcпepтy, cфopмyлиpoвaнныe в пocтaнoвлeнии (oпpeдeлeнии) o нaзнaчeнии экcпepтизы, дoлжны coдepжaть нaзвaниe дoкyмeнтa или нaчaльныe и зaключитeльныe cлoвa иccлeдyeмoгo тeкcтa, дaтy дoкyмeнтa, eгo paзмeщeниe, фaмилию, имя, oтчecтвo пpeдпoлaгaeмoгo иcпoлнитeля, a пpи иccлeдoвaнии пoдпиcи - фaмилию и инициaлы лицa, oт имeни кoтopoгo oнa знaчитcя, нe являeтcя ли этo лицo вымышлeнным, нeycтaнoвлeнным или нeгpaммoтным, нe yмeющим pacпиcывaтьcя.
B пocтaнoвлeнии или oпpeдeлeнии дoлжны быть пepeчиcлeны пpeдcтaвлeнныe в pacпopяжeниe экcпepтa мaтepиaлы: иccлeдyeмыe дoкyмeнты c yкaзaниeм иx peквизитoв, кoличecтвo лиcтoв, иныe дoкyмeнты (пpoтoкoлы дoпpoca, изъятия cвoбoдныx oбpaзцoв пoчepкa и пoдпиceй лиц, пepeчиcлeнныx в вoпpocax к экcпepтy, экcпepимeнтaльныe oбpaзцы пoчepкa и пoдпиceй этиx лиц c yкaзaниeм кoличecтвa лиcтoв пo кaждoмy из ниx.
Как уже отмечалось, почерковедческую экспертизу целесообразно назначать для установления следующих данных:
4) конкретного исполнителя рукописного текста, отдельных фрагментов записей и реквизитов (подписей, дат);
5) выполнения рукописных текстов в нескольких документах одним и тем же лицом;
6) отдельных личностных данных исполнителя;
7) обстоятельств и условий письма.
Для ответа на первый вопрос на экспертизу должен быть представлен исследуемый (спорный) документ и сравнительные образцы почерка предполагаемого исполнителя. При этом на почерковедческую экспертизу должны направляться оригиналы исследуемых документов, а не их копии. Исключение составляют особые случаи, когда исследуемые тексты (например, настенные надписи) не могут быть изъяты вместе с предметом – носителем. В подобных случаях предоставляются фотоснимки.
Для решения второго и третьего вопросов на экспертизу направляются только исследуемые документы. Такие вопросы следует ставить перед почерковедческой экспертизой в начале расследования, когда еще не определено лицо, предполагаемое как исполнитель документа, и поэтому нет возможности отобрать образцы для сравнения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6