Рефераты. Почерковедческая экспертиза: предмет, объекты, задачи, подготовка материалов






При оценке такого вывода у следователя могут возникнуть дополнительные вопросы, касающиеся влияния условий пись­ма на проявление признаков подписи. Перед экспертом в по­добном случае может быть поставлена задача установить, могли ли появиться различающиеся признаки почерка вследствие вы­полнения подписи определенным лицом в неудобной позе или болезненном состоянии.

Особенно часто такие вопросы ставятся перед экспертом в случаях когда другими доказательствами по делу (например, показаниями свидетелей) установлено, что подпись была выполнена в очень необычных условиях больным человеком (например, подпись на завещании). В данном случае результатом сравнительного исследования является исключение или подтверждение условий, сходных с проверяемыми по характеризующим их признакам.

Иногда одной из задач неидентификационного исследова­ния, которую ставят перед экспертом, является установление факта дописки слова или фразы к тексту, цифры к числу и т. д. Например, существенное значение может иметь установле­ние того, выполнен ли весь текст накладной в одно и то же вре­мя либо некоторые из наименований товаров были дописаны позднее, после написания основного текста. Обычно эта задача решается комплексным исследованием с применением методик как почерковедческой экспертизы, так и технической эксперти­зы документов.

Необходимость в опре­делении времени выполнения рукописи может возникнуть при решении вопросов о приоритете науч­ных открытий, давности составления завещаний.

Задачи, поставленные перед экспертом следователем или судом, определяют методику проведения экспертизы рукопис­ного текста, а также процесс подготовки и оформления матери­алов, направляемых для исследования.

При необходимости установления исполнителя рукописно­го текста либо подписи следователь или суд должны предста­вить эксперту, производящему экспертизу, свободные и экспе­риментальные образцы почерка (подписи) лица, в отношении которого проводится исследование.

Если перед экспертом поставлена задача установить, одним или разными лицами выполнены отдельные фрагменты текста в исследуемом документе или несколько текстов (подписей), то на экспертизу представляются лишь исследуемые документы (например, завещание с подписью умершего лица). При прове­дении экспертизы почерка по рукописям, выполненным в не­обычных условиях, требуются образцы почерка или подписей, выполненные в аналогичных условиях.

Глава 2. Методика почерковедческой экспертизы

2.1. Идентификационные признаки почерка

Для того чтобы установить, не исполнена ли рукопись тем или иным ли­цом, необходимо сравнить исследуемый почерк с почерком данного лица. Такое сравнение проводится по тем признакам, которые дают возможность различать почерки и идентифицировать писавшего. В результате научных исследований и прак­тики почерковедческих экспертиз эти признаки были выделены, систематизированы и получили название идентифи­кационных признаков письма.[2]

Под идентификационным признаком письма понимают особенность письменно-двигательного навы­ка, отображающуюся в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретною лица.

Особенности письменно-двигательного навыка входят в так
называемый идентификационный комплекс признаков, кото­рый позволяет дифференцировать почерки разных лиц и уста­навливать исполнителя рукописи.      

Идентификационные признаки почерка делятся на общие и частные. Общие признаки почерка характеризуют в целом по­черк определенного лица, дают представление о системе графи­ческого начертания всей совокупности письменных знаков. Признаки, присущие не всем, а отдельным знакам, относятся к частным признакам почерка.

Общие признаки условно можно разделить на три большие группы:

1) отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка;

2)      отражающие структурные характеристики движений;

3)  отражающие отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений (топографические).

Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка

1. Выработанность почерка означает уровень овладения техни­кой письма, проявляющийся в способности выполнять руко­писный текст в быстром темпе, устойчивыми координирован­ными движениями в соответствии с общепринятой  системой скорописи. Пo cтeпeни выpaбoтaннocти пoчepки дeлятcя нa мaлoвыpaбoтaнныe, cpeднeвыpaбoтaнныe и выcoкoвыpaбoтaнныe.

Маловыработанные почерки отражают начальную степень образования навыка письма. К этой группе относятся: 1) школь­ные ученические почерки, характерные для периода обучения письму; 2) почерки лиц, оставивших обучение письму на на­чальных этапах и пишущих довольно редко.

О малой выработаннсти почерка в первые периоды обуче­ния письму свидетельствуют низкая точность движений, угло­ватость овалов, неравномерность протяженности, направления, размещения движений, характер которых определяется прописями.

В противоположность школьному в маловыработанном прак­тическом почерке признаки низкой координации движений, особенно неравномерность протяженности, направления и раз­мещения движений, выражены еще более отчетливо. В связи с этим рукописи выглядят нестройными, нечеткими.

Средневыработанные почерки — этo нecфopмиpoвaвшийcя дo кoнцa пиcьмeннo-двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий cтaдию пpaктичecкoгo ocвoeния cвязнoгo и быcтpoгo пиcьмa. Koopдинaция движeний xapaктepизyeтcя нeycтoйчивocтью пpoтяжeннocти, нaпpaвлeния и paзмeщeния движeний пpи выпoлнeнии пиcьмeнныx знaкoв и иx элeмeнтoв. Тaкoмy пoчepкy cвoйcтвeнен cpeдний тeмп.

Высоковыработанные почерки — это вполне сформировав­шиеся почерки, отражающие приспособленный к относительно быстрому темпу и характеризующийся автоматизацией движе­ний навык письма. Для них характерны относи­тельно большая точность движений, значительная непрерыв­ность письма, постепенное утолщение в начале и спад нажима в окончании штрихов, упрощенное строение букв.

2. Координация движений при письме обычно рассматривается с точки зрения соблюдения параметров движения при выполнении: 1) элементов букв и 2) сочета­ний элементов букв, слов, фраз.

Неточность движений первой группы выражается в извилистости, изломах прямых штрихов, угловатости овалов, несоразмерности отдельных частей элемен­тов, смещенных началах и окончаниях движений.

Признаки неточности движений второй группы состоят в несоразмерности параметров движений (протяженности, напра­вления, размещения) во всей рукописи.

3.            Темп движений при письме может быть привычным и изменчивым.

Различие в темпе письма сказывается в степени непрерывности движений при выполнении букв и их сочетаний.

Темп письма – признак, тесно связанный со сложностью движений. Зависимость темпа от сложности обратная: чем больше сложность, тем медленнее темп письма, и наоборот. Поэтому сложность почерка в целом и при выполнении опре­деленных букв иногда служит показателем темпа.

4. Степень сложности движений, отображающихся  в строении почерка в целом, характеризует тенденцию в формировании по­черка: подчинялось ли развитие письменно-двигательных навы­ков стремлению писать особенно красиво, стройно и вместе с тем своеобразно либо всецело приспосабливалось к быстрому темпу письма.

По степени сложности движений различают: 1) почерки про­стого строения; 2) почерки упрощенного строения; 3) почерки усложненного строения.

К группе простого строения относятся почерки, отражающие наиболее целесообразную систему движений, приспособ­ленную к быстрому темпу письма и одновременно сохранению четкости рукописи.

Для обладателей упрощенного почерка характерен быст­рый темп письма, который достигается очень часто за счет некоторого несовершенства точности (координации) движе­ний. Нечеткость рукописи — частый спутник упрощенного почерка.

Для группы почерков усложненного строения характерно значительное увеличение сложности системы движений при письме по сравнению с простыми почерками. Оно формирует­ся под влиянием активного стремления лица к оригинальности, к украшательству почерка. Координация движений при этом всегда бывает высокой. Для почерка усложненного строения ха­рактерны мелкие, тонкие, точные движения, которыми воспро­изводятся детали букв, элементы и буквы в целом.

Общие признаки, отражающие структуру движений по их траектории

1. Как показывают наблюдения и экспертная практика, преобладающая форма движений при письме в соответст­вии с прописями – прямолинейно-дуговая. Но возможны и от­клонения — угловая, петлевая, изломанная либо извилистая, а также разнотипные формы, являющиеся результатом сочетания различных форм движений.

2.            Преобладающее  направление движений  рассматривается отдельно в отношении основных элементов, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элемен­тов букв и букв в целом.

По данному признаку различают наклон правый, левый, ко­сой правый и неравномерный, а также выделяют случай отсут­ствия наклона.

Направление движений при выполнении дугообразных эле­ментов — левоокружное (против часовой стрелки) и правоокружное (по часовой стрелке).

Преобладающая протяженность движений (высота букв, разгон и расстановка): высота — большая (более 5мм), средняя (2-5мм), малая (менее 2мм); раз­гон — большой, средний, малый; расстановка — широкая, уз­кая.

Степень связности (непрерывности) движений – высокая  (5-6 букв), средняя (3-4 буквы), малая  (1-2 буквы).

Степень и характер нажима — сильный, средний, слабый. Однако силу нажима бывает довольно трудно определить при письме шариковыми ручками.

Общие признаки, отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений

1)  Размещение самостоятельных фрагментов документа (обращений, дат, подписей, резолюций) в пределах листа бумаги.

2)  Размещение текста относительно срезов листа бумаги: на­личие или отсутствие полей, их локализация, размер и конфи­гурация — прямолинейная, вертикальная, правонаклонная, левонаклонная.

3)      Размещение начального движения в первой строке абзаца
относительно начала других строк и предшествующей строки
(размер красной строки или интервала между абзацами).

4)      Размер интервала между строками — большой, малый.

5)      Размещение линии письма относительно бланковой стро­ки — на типографской линовке, под типографской линовкой.

6)      Направление письма в строке (положение строк относи­тельно горизонтального среза бумаги) — горизонтальное, под­нимающееся, опускающееся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.