Рефераты. Почерковедческая экспертиза: предмет, объекты, задачи, подготовка материалов






Почерковедческая экспертиза: предмет, объекты, задачи, подготовка материалов

Финансовая академия при Правительстве РФ

 

 

 

 

Кафедра налоговой полиции

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Почерковедческая экспертиза: предмет, объекты, задачи, подготовка материалов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила                                                                              студентка гр. НП4-1

                                                                                                   Курицына Е.Д.

Научный руководитель                                                       проф. Моторный И.Д.

Москва 2002г.

                                                                         План                                                                стр.

 

 

Введение………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Сущность почерковедческой экспертизы…………………………………………4

1.1.  Понятие, предмет и объект почерковедческой экспертизы…………………………...4

1.2. Задачи почерковедческой экспертизы…………………………………………………..5

Глава 2. Методика почерковедческой экспертизы………………………………………….9

2.1. Идентификационные признаки почерка………………………………………………...9

2.2. Основы методики почерковедческой экспертизы……………………………………..12

2.3. Заключение эксперта-почерковеда: структура, оценка и использование

следователем и судом….…………………..…………………………………………………17

2.4. Современное состояние и возможности почерковедческой экспертизы……………..22

Глава 3. Подготовка материалов для почерковедческой экспертизы……………………..25

Заключение……………………………………………………………………………………30

Список использованной литературы………………………………………………………..31

Приложения































Введение

Исследование почерка в современной криминалистике является одной из важнейших и актуальных задач, поскольку в настоящее время преступники все чаще отказываются от грубых средств «аргументации» и переходят к более цивилизованным методам, позволяющим с меньшими затратами энергии и минимальным риском получать гораздо больший эффект от своих действий. Для того чтобы выразить общую мысль, стоит воспользоваться весьма выразительной и точной по формулировке цитатой одного блестящего криминалиста: «Зачем взламывать сейф, когда можно получить его содержимое одним грамотным росчерком пера». Столь ценная мысль подтверждается динамикой роста «беловоротничковой» преступности, столь распространенной в России в последнее время.

Целью данной работы является раскрытие сущности почерковедческой экспертизы  и оценка ее значимости как одного из важнейших звеньев в деле расследования и раскрытия преступлений.

Структурно данная работа состоит из трех глав. Первая глава раскрывает основные понятия, определяющие сущность почерковедческого исследования, а именно понятие почерка как предмета исследования, объект, а также основные задачи исследования.

Вторая глава посвящена методике почерковедческого исследования. Также в данной главе охарактеризовано современное состояние и возможности почерковедческой экспертизы на данном этапе развития российской криминалистической науки.

Третья глава данной работы посвящена подготовке материалов для почерковедческой экспертизы и содержит практические рекомендации по подготовке соответствующих материалов для исследования следователем и судом.







 

 





Глава 1. Сущность почерковедческой экспертизы

1.1.  Понятие, предмет и объект почерковедческой экспертизы

Исследования рукописей относятся к числу наиболее распространенных криминалистических экспертиз. Основная их цель – идентификация исполнителя. Однако зачастую с их помощью решаются вопросы, касающиеся авторства, условий исполнения рукописей, целевой установки пишущего (подделка или искажение почерка), свойств его личности и признаков внешности (пол, возраст, состояние опьянения). Однако об этом более подробно будет сказано далее, когда речь пойдет о задачах почерковедческой экспертизы.

В качестве объектов таких исследований могут выступать объемные рукописи (дневники, письма) и краткие записи (подписи, цифры, рисунки, символы), в которых
проявились устойчивые индивидуальные особенности письма.

Предметом же исследования является почерк – относительно устойчивая система движений, отображающаяся в рукописях, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык. Умение писать приобретается в результате длительного обучения и тренировок. Отдельные идентификационные признаки почерка начинают проявляться у детей уже в 3-4 классе. Однако их совокупность, достаточная для идентификации по почерку, как правило, формируется в 5-6 классе, когда совокупность сложных двигательных навыков, обусловленных деятельностью центральной нервной системы человека, доводится до автоматизма, проявляясь в относительно устойчивых идентификационных признаках письма.

Принято различать:

· технические навыки (посадка человека при письме, расположение бумаги, держание пишущего средства);

· графические навыки (воспроизведение письменных знаков и их сочетаний);

· навыки письменной речи (словарный состав и построение текста, предложений).

Совокупность технических и графических навыков, отображающихся в рукописи, характеризуют почерк человека. Под влиянием воли человека, усилий письма, внешней среды и иных субъективных и объективных факторов в почерке появляется
много особенностей, совокупность которых становится неповторимой. В почерках разных лиц могут встречаться отдельные одинаковые признаки, но их совокупность у каждого человека индивидуальна.

Несмотря на разнообразие причин, вызывающих изменения почерка, система движений (динамический стереотип) в целом, выработанная на протяжении длительного времени, относительно устойчива. Это значит, что возможность идентификации человека по почерку сохраняется во времени и даже при попытках умышленного искажения или при изменении почерка в старости, что выражается в замедленности письма и снижении координации движений, в упрощении строения букв.

Изменения в почерке могут появляться также при особых условиях письма: необычные поза пишущего, средства и материал письма, необычное состояние пишущего (опьянение, возбуждение), нарушение функции костно-мышечного аппарата или нервной системы (травмы, нервные заболевания), наконец, при умышленном искажении почерка (маскировка или подражание почерку другого человека). Однако при наличии достаточно объемного рукописного текста и в этих случаях нередко сохраняется совокупность индивидуальных признаков почерка.

1.2. Задачи почерковедческой экспертизы

Перед почерковедческой экспертизой следователем или судом могут быть поставлены задачи идентифи­кационного и неидентификационного (диагностического) хара­ктера.

К первым относится:

· установление исполнителя рукописно­го текста или подписи

Необходимость в этом может воз­никнуть у следователя или суда при изучении письменных или вещественных доказательств, в частности, когда содержание на­писанного составляет доказательство определенного факта — подделки, угрозы, оскорбления и т. д. Иногда установление исполнителя текста документа может указать на круг лиц, среди которых следует искать виновного. Так, при расследовании двух дел (о пожаре и об убийстве) об­наружение на месте происшествия клочков ученических тетра­дей и установление конкретных исполнителей текстов на этих листках способствовали построению правильных версий. Как выяснилось в результате расследования, в первом случае отец ученика использовал тетради сына в качестве материала для поджога дома, во втором — брат ученицы К. из листов, вырван­ных из ее тетради, изготовил пыжи;

· установление факта выполнения одним лицом различ­ных текстов, отдельных фрагментов текста и подписей

На­пример, если обвиняемый признается в выполнении одного из документов, проходящих по делу в качестве вещественного до­казательства, подтверждающего какой-либо факт, но отказыва­ется от другого, а у следователя есть основания полагать, что обвиняемым написан и другой документ, то он назначает почерковедческую экспертизу. В этом случае на разрешение эксперта может быть поставлен вопрос о том, одним ли лицом выполнены оба текста, причем первый документ используется в качестве образца почерка обвиняемого.

Вопрос о выполнении нескольких текстов или подписей од­ним лицом может быть поставлен и в том случае, когда у следователя есть основания полагать, что исполнителем всех тек­стов анонимных писем или подписей от имени вымышленных лиц является одно лицо. Следователь или суд, назначая экспер­тизу почерка, в подобных случаях может поставить на разреше­ние эксперта вопрос о выполнении текста одним лицом или разными лицами.

Как уже отмечалось, кроме идентификационных могут про­водиться и неидентификационные исследования. Они имеют своей целью:

·  установление факта письма в необычных условиях или при необычном состоянии писавшего;

·           установление одновременности выполнения всех фрагмен­тов текста, подлежащих экспертизе;

·           решение вопроса о давности выполнения исследуемой ру­кописи;

·            определение пола исполнителя по рукописному тексту и т. д.

Вопрос об условиях выполнения рукописи следователю и суду приходится выяснять при проверке показаний обвиняе­мых, свидетелей или потерпевших либо в целях уточнения или оценки заключения эксперта, содержащего выводы о невоз­можности решения поставленной перед ним задачи.

Например, эксперт при исследовании подписи на расход­ном ордере установил совпадающие и различающиеся призна­ки почерка, однако ни те, ни другие не являются, по его мне­нию, достаточным основанием для положительного или отри­цательного вывода. По этой причине эксперт пришел к выводу о невозможности решения поставленной перед ним задачи.[1]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.