Рефераты. Структура и регламент деятельности палат Федерального Собрания РФ






Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего на парламентских слушаниях, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово представителю комитета, комиссии Государственной Думы продолжительностью до 20 минут для доклада по обсуждаемому вопросу, после чего выступают участвующие в парламентских слушаниях депутаты Государственной Думы и приглашенные лица.


9.Законодательный процесс

Правовыми формами реализации компетенции Федерального Собрания РФ являются принимаемые им акты. Основные акты Федерального Собрания – это законы.

Законы принимаются палатами Федерального Собрания в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания. Законодательный  процесс состоит из нескольких стадий.

Первая стадия – законодательная инициатива – сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Непосредственно в текст внесенного в Государственную Думу законопроекта должны быть включены следующие положения:

           а) о сроке и о порядке вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона, федерального закона или отдельных их положений;
          б) о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;

              в) о приведении Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации своих правовых актов в соответствие с принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом.

2. Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему, предусмотренные статьей 105 настоящего Регламента, направляются субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы.

Вторая стадия предварительное рассмотрение законопроектов.

Законопроект подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется ее Советом в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Законопроекты  по предметам  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов направляются последним не позднее чем за 45 дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы.

Третья стадия законодательного процесса – включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение может осуществляться в трех чтениях. 

При рассмотрении   Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция,  дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять   законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; отклонить законопроект; принять закон. Отклоненный  законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы. В случае принятия законопроекта  в первом чтении  Государственная Дума может установить срок внесения его на второе чтение.

Четвертая стадия законодательного процесса – принятие закона. Совет государственной думы назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение  в него поправок  и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.

Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с Конституцией и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.

Пятая стадия законодательного процесса - рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон в срок не более 48 часов направляется вместе с сопроводительными документами всем членам Совета Федерации.

Конституция ст.106 устанавливает перечень вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации после их принятия Государственной Думой: (законы по вопросам федерального бюджета, денежной эмиссии, войны и мира). Согласно ст. 108 Конституции, обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат и все федеральные конституционные законы.

По результатам обсуждения Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон.

Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов данной палаты, а постановление об одобрении федерального конституционного закона – большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа ее членов.

Федеральный закон считается также одобренным Советом Федерации, если он не был рассмотрен им (чю4 ст.105 Конституции).

Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации.

Особая стадия законодательного процессапреодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой  в связи с отклонением Советом Федерации  принятых Государственной Думой законов.

Если федеральный закон отклонен Федеральный закон, он направляется Советом  Государственной Думы в ответственный комитет палаты,  который рассматривает возражения Совета Федерации, дает по ним заключение и вносит свои предложения о преодолении возникших разногласий на рассмотрение палаты. По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Государственной Думе создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст соответствующего федерального закона. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссии от каждого из палат. Комиссия принимает решение открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии  с Конституцией РФ ст.107 Президент Российской Федерации, которому направлен федеральный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке  опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Датой принятия   федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия   федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.

Федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального конституционного и федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

10. Заключение


Обе палаты Федерального Собрания заняли достойное место в политической жизни страны. Без их участия фактически не решаются многие ключевые вопросы.

Совет Федерации и Государственная Дума стремятся к достижению политического согласия разумеется, не в ущерб своему положению в государственном механизме и тем более интересам избирателей, регионов страны.

Почти ежедневно с экранов телевизоров и со страниц газет граждане получают информацию о заседаниях палат Федерального Собрания, о принятых ими законах.

При демократическом государственном строе, а Российская Федерация согласно ст.1 Конституции РФ  есть демократическое государство, высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона.

Я выбрала эту тему потому,  что она является одной из наиболее актуальных. Наша страна сейчас переживает переломный момент в истории.   На смену старым законам принимаются новые, которые дают значительно больше прав и возможностей для достойной жизни.

Однако еще остаются пробелы, которые должны быть устранены, и главным образом при помощи Федерального Собрания.

Итак, можно увидеть, что Федеральное Собрание многими правовыми нормами и живыми нитями вписано в конституционно-политическую систему нашего современного государства.

Без парламента уже невозможно представить портрет современного общества. Интересы различных слоев, партий и движений связаны с деятельностью не только Президента РФ, Правительства РФ, но и палат  Федерального Собрания РФ.


Список использованной литературы:

1.                 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации под редакцией Лазарева В.В., 2002 год.

2.                 Конституция Российской Федерации с комментариями под редакцией Мирошниковой В.А , 2000 год.

3.                 Регламент Совета Федерации  утвержденный постановлением Сове­та Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002г. № 33-СФ.

4.                 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятый по­становлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. с изменениями на 8 февраля 2002 года.

5.                 Федеральный закон  "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 августа 2000 года.

6.                 Федеральный закон  «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 года.

7.                 Федеральный  конституционный закон «О референдуме» от 10 октября 1995 года.

8.                 Федеральный  конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 года.

9.                 Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных  конституционных законов» от 14 июня 1994 г. с изменениями от 22 октября 1999 года.

10.            «Конституционное право России» под редакцией Козловой Е.И., Кутафина О.Е., 2001 год.

11.            «Федеральное Собрание-парламент России» под редакцией Авакьяна С.А., 1999 год.

12.            «Парламентское право России» под редакцией Степанова И.М.,2000 год.

13.            «Конституционное право России» под редакцией Чичерина В.Е., 2000 год.

14.            «Конституционное право России» под редакцией Чиркина В.Е., 2002 год.

15.            «Парламентское право России» под редакцией Любимова А.П., 2002 год.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.